В ближайшей перспективе необходимо сконцентрировать основные усилия на организации системы подготовки кадров нового типа, особенно управленческих кадров и технических специалистов. Система образования уже сегодня должна ориентироваться на те потребности общества, которые проявятся через 5 - 10 лет. В условиях развития высокотехнологичных производств и роста информационных потоков нужны специалисты с комплексным базовым образованием, с развитыми коммуникативными навыками и конкретной профессиональной ориентацией.
Развитие системы образования в Ставропольском крае должно осуществляться в рамках общероссийского образовательного пространства и быть ориентированным на обеспечение кадровых потребностей рынка труда, а также усложняющегося процесса управления и образовательных интересов населения, что возможно на основе реализации качественного, дифференцированного, профессионально-ориентированного образования. Современная система профессионального образования должна быть способна на основе федеральных образовательных стандартов адаптироваться к региональной специфике, содействовать расширенному воспроизводству и обогащению научно-технического и управленческого потенциала Ставропольского края.
Решение задачи улучшения системы профессионального образования, качества подготовки работников имеет определяющее значение для развития высококвалифицированного кадрового потенциала Ставропольского края и предполагает совместные усилия органов и учреждений сферы образования, органов государственной власти, органов местного самоуправления и предпринимательских структур.
Механизм выполнения задачи обеспечения сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу, а также совершенствования системы подготовки специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием предполагает реализацию следующих мер:
проведение анализа сведений о подготовке кадров в образовательных учреждениях профессионального образования в Ставропольском крае для отраслей экономики и социальной сферы Ставропольского края, определение соотношения объемов и профилей подготовки рабочих и специалистов с существующими и перспективными потребностями в них на рынке труда;
приведение номенклатуры специальностей (профессий) образовательных учреждений профессионального образования в Ставропольском крае в соответствие с кадровыми потребностями экономики и социальной сферы Ставропольского края, введение новых специальностей (профессий), соответствующих потребностям рынка труда, включая общеотраслевые профессии, потребность в которых не может быть удовлетворена за счет имеющихся в Ставропольском крае трудовых ресурсов;
формирование системы заказа Ставропольского края на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов (далее - региональный заказ) с учетом реализации задач, определенных основными направлениями социально-экономического развития Ставропольского края на среднесрочную и долгосрочную перспективу, на основе прогноза реальных потребностей на рынке труда в квалифицированных рабочих и специалистах по укрупненным группам специальностей;
регулярное информирование населения Ставропольского края о прогнозируемой потребности в кадрах в разрезе профессий (специальностей) в целях формирования сознательного отношения к выбору профессии, профилю и уровню получаемого образования;
стимулирование учебной, научной и общественной активности студентов и учащихся образовательных учреждений профессионального образования в Ставропольском крае;
укрепление связи образовательных учреждений с работодателями путем проведения в установленном порядке общественной экспертизы государственных образовательных стандартов специалистами крупных предприятий и организаций Ставропольского края, разработки предложений по их совершенствованию; организации целевой контрактной подготовки квалифицированных рабочих и специалистов в образовательных учреждениях профессионального образования для конкретных работодателей; увеличения объемов учебных практик в условиях производства;
повышение качества и совершенствование технологий профессионального образования путем интенсификации образовательных процессов, исключения дублирования и усиления преемственности образовательных программ, а также использования методов дистанционного обучения;
развитие материально-технической базы образовательных учреждений профессионального образования, их оснащение современным высокотехнологичным учебно-лабораторным оборудованием и информационно-коммуникационными образовательными ресурсами;
оценка профессионального уровня и создание условий для профессионального развития кадрового потенциала научно-педагогической сферы.