Создание новых рабочих мест, связанное с реализацией инвестиционных и инновационных проектов, развитием отраслей экономики, а также реализацией приоритетных национальных проектов, их обеспечение кадровыми ресурсами и развитие кадрового потенциала Ставропольского края предопределяют необходимость скоординированных действий со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления и бизнеса, направленных на привлечение молодежи к освоению рабочих профессий, предотвращение потерь квалифицированных кадров и содействие сохранению и развитию кадрового потенциала предприятий и организаций.
Также важнейшей составляющей механизма реализации кадровой политики на всех ее уровнях является эффективное управление персоналом, представляющее собой целенаправленное воздействие на персонал посредством осуществления системы организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и иных, имеющих нормативно-правовую основу мероприятий, обеспечивающих рациональное использование способностей человека, как в его собственных интересах, так и в интересах организации.
Подбор персонала должен осуществляться на основе соответствия профессионального уровня, деловых и личностных качеств критериям отбора кадров, сформированным по каждой должности во всех сферах деятельности; целесообразно внедрение конкурсной системы замещения должностей и формирования кадрового резерва организаций всех форм собственности.
В целях выявления сдерживающих факторов развития и рационального использования кадров необходимо регулярное проведение кадрового мониторинга, анализа кадровых и производственных процессов, их планирование.
В ближайшей перспективе усилия всех институтов государственного, муниципального управления и хозяйствующих субъектов приоритетных сфер экономики должны быть направлены на создание целостной системы работы с резервом управленческих кадров Ставропольского края. Этот резерв будет представлять собой специально сформированный на основе индивидуального отбора и комплексной оценки состав высококвалифицированных специалистов, положительно оцениваемых по результатам их деятельности, прошедших специальную подготовку, обладающих необходимыми профессиональными, деловыми, личностными и морально-этическими качествами для выдвижения на отдельные государственные должности Ставропольского края, отдельные должности государственной гражданской службы Ставропольского края категории "руководители" в органах исполнительной власти, государственных органах Ставропольского края, должности глав муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, отдельные должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, руководящие должности в отдельных государственных унитарных предприятиях Ставропольского края, в казенных предприятиях Ставропольского края, в государственных учреждениях Ставропольского края.
Система работы с резервом управленческих кадров Ставропольского края включает в себя технологии формирования резерва управленческих кадров, организации подготовки лиц, состоящих в данном резерве, его эффективного использования.
В ближайшей перспективе одним из важнейших приоритетов кадровой политики организаций Ставропольского края должно стать создание условий для повышения качественного состава работников, профессионально-квалификационного и личностного роста всех работников, поскольку квалификация работников, соответствующая современным потребностям производства и стандартам рынка труда и услуг, является не только средством их защиты от безработицы, но и прямо влияет на инвестиционную привлекательность предприятий: чем выше уровень подготовки работников, тем больше гарантий защищенности от безработицы и шансов для вторичной занятости.
Решение задачи по развитию кадрового потенциала организаций, предприятий и Ставропольского края в целом предопределяет необходимость реализации следующих мер:
активизация внедрения в практику целевых заказов на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку экономически активных граждан, в том числе освоение новых и смежных профессий, с учетом потребностей конкретных работодателей и спроса на рабочую силу на рынке труда, определяемого экономическим и социальным развитием Ставропольского края;
развитие внутрипроизводственного обучения у работодателей: расширение практики стажировок выпускников учебных заведений с целью их последующего трудоустройства на постоянное место работы, поощрение и поддержка инициатив бизнеса по развитию кадрового потенциала организаций, разработка и реализация мероприятий по укреплению учебных баз организаций, учебных центров профессиональной подготовки работников;
предоставление работникам возможности широкого доступа к постоянному обновлению знаний и умений, качественной информации и консультациям относительно возможностей получения образования, а также обеспечение максимального приближения процесса обучения к потребителю, в том числе на основе использования информационных и коммуникационных технологий;
развитие частно-государственного партнерства путем участия бизнеса в разработке и реализации отраслевых и межотраслевых программ подготовки специалистов;
участие Ставропольского края в реализации государственных планов подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
Следует учитывать, что эффективность выполнения системы мер по реализации кадровой политики в Ставропольском крае достигается при повышении инициативности и ответственности непосредственно руководителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений и организаций всех форм собственности за принятие решений, связанных с реализацией кадровой политики, включая оптимизацию использования кадрового потенциала, соблюдение установленных требований в решении кадровых вопросов, недопущение субъективизма и формализма при решении кадровых вопросов, особенно - при назначении, выдвижении на вышестоящие должности в порядке должностного роста, а также при освобождении работников от должностей и их увольнении.
В современных условиях службы по управлению персоналом призваны заниматься не только организационно-технической, консультативной и методической деятельностью, но и последовательно внедрять в практику работы новейшие кадровые технологии при подборе кадров, проведении конкурсов, квалификационных экзаменов, аттестаций, при выдвижении кандидатур на руководящие должности, анализировать и прогнозировать тенденции формирования и развития кадрового состава (обновления, стабилизации, изменения возрастных и иных качественных характеристик кадрового состава, его профессионально-квалификационного развития и другие), развивать открытость и гласность в работе с кадрами, способствовать созданию позитивного имиджа и повышению престижа гражданской и муниципальной службы, популяризации иных видов профессиональной деятельности. Реализация этих задач определяет необходимость возрастания роли, ответственности и, соответственно, статуса служб по управлению персоналом (кадровых служб) всех субъектов кадровой политики, а также усиления координации их деятельности, связанной с выполнением системы мер по реализации кадровой политики.
Механизмами решения задачи по развитию кадрового потенциала Ставропольского края, повышению качества и конкурентоспособности рабочей силы в сфере государственного и муниципального управления, бюджетной сфере, реальном секторе экономики, а также в отношении молодежи в Ставропольском крае являются соответствующие системы мер, которые определяют взаимосвязанный комплекс действий, правовых, экономических, организационных и технологических рычагов реализации кадровой политики.