ГУБЕРНАТОР СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 16 апреля 2009 года N 264-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 2009 - 2011 ГОДЫ

1. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 года N 1193-р, в целях создания эффективной системы управления трудовыми ресурсами, регулирования рынка труда и развития кадрового потенциала Ставропольского края утвердить прилагаемую Концепцию кадровой политики в Ставропольском крае на 2009 - 2011 годы (далее - Концепция).

2. Министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края, управлению государственной службы занятости населения Ставропольского края в 3-месячный срок разработать совместно с министерством образования Ставропольского края, комитетом Ставропольского края по делам молодежи, управлением кадров, государственной, муниципальной службы и наград аппарата Правительства Ставропольского края и внести в Правительство Ставропольского края проект плана мероприятий по реализации Концепции.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края руководствоваться Концепцией при разработке и осуществлении мероприятий по регулированию рынка труда и развитию кадрового потенциала соответствующих муниципальных образований Ставропольского края, организации кадровой работы в системе муниципальной службы.

4. Органам исполнительной власти Ставропольского края, управлению кадров, государственной, муниципальной службы и наград аппарата Правительства Ставропольского края оказывать методическую помощь органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края при разработке и осуществлении мероприятий, указанных в пункте 3 настоящего распоряжения.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края, руководителя аппарата Правительства Ставропольского края Белолапенко Ю.В. и заместителя председателя Правительства Ставропольского края Зайцева Г.С.

6. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор
Ставропольского края
В.В.ГАЕВСКИЙ





Утверждена
распоряжением
Губернатора Ставропольского края
от 16 апреля 2009 года N 264-р

КОНЦЕПЦИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ НА 2009 - 2011 ГОДЫ


      I. Общие положения


Важнейшей составляющей социально-экономического развития Ставропольского края является эффективная кадровая политика, оперативно реагирующая на социальные и экономические преобразования в обществе и учитывающая такие факторы, как продуктивная добровольная занятость населения, регулируемость и гибкость рынка труда, экономическая активность населения, конкурентоспособность и мобильность рабочей силы, конструктивное социальное партнерство и высокий кадровый потенциал.

В условиях укрепления государственности и усложнения задач, решаемых на региональном и местном уровнях, государственная кадровая политика и практика ее реализации приобретают новое содержание, состоящее в усилении мотивации работников к высокопроизводительному и творческому труду, создании эффективного механизма взаимовыгодных отношений на рынке труда.

Учитывая, что личный успех в трудовой сфере деятельности (как непременное правило каждого экономически активного цивилизованного человека) зависит не только от врожденных, но и от приобретенных и выработанных качеств и способностей, позволяющих каждому работнику положительно влиять на трудовые процессы, реализация интеллектуальных, профессиональных, творческих и личностных качеств работников должна быть рациональной, а кадровые процессы различных уровней - максимально организованы, упорядочены и обоснованы.

Одной из наиболее сложных задач, стоящих перед руководителем любого уровня, является правильный подбор профессионально подготовленных, конструктивно мыслящих работников, обладающих навыками разработки и продвижения созидательных социальных и экономических проектов. От того, какие управленческие технологии используются в работе с кадровым составом, во многом зависят эффективность государственного и муниципального управления, достижение социально-экономических успехов в деятельности предприятий, учреждений, организаций всех отраслей и форм собственности и в целом Ставропольского края. Важно не только не допустить снижения профессионального уровня кадров в Ставропольском крае, но и добиться его наращивания, обогащения, максимально рационального использования трудовых ресурсов, поскольку от уровня профессиональной компетентности, деловых качеств, созидательной активности работников и их инновационного подхода к делу в решающей степени зависит динамизм социально-экономического развития и уровень жизни населения Ставропольского края.

Вместе с тем, как свидетельствует кадрово-управленческая практика, подход к работнику по-прежнему остается потребительским. Немногие организации в работе с персоналом практикуют культивирование новых служебно-трудовых отношений, связанных с развитием интеллектуального, профессионального и культурно-нравственного потенциала кадров как важнейшего капитала любой организации, что ведет к росту дефицита высококвалифицированных работников всех уровней.

Государственное регулирование трудовых отношений и вопросов управления персоналом фактически не имеет эффективных механизмов. Как результат - безработица и неполная занятость, текучесть кадров, незаинтересованность работодателя в подготовке квалифицированных специалистов для своих организаций. Требуют дальнейшего развития правовые и организационные основы, обеспечивающие гражданам условия для свободного использования и распоряжения их профессиональными способностями, а также гарантии для социальных групп, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности в поиске работы.

С учетом сложившейся кадровой ситуации в Ставропольском крае разработка эффективной системы формирования, рационального использования и управления трудовыми ресурсами, регулирования рынка труда и развития высокопрофессионального кадрового потенциала приобретает особую актуальность, а степень сложности выполнения данной задачи определяют многоаспектность кадровой проблемы, необходимость учета и использования мер организационно-управленческого, социально-экономического и правового характера, а также необходимость применения новых подходов, методов и технологий.

Концепция кадровой политики в Ставропольском крае на 2009 - 2011 годы (далее - Концепция) представляет собой совокупность целей, задач и принципов, а также систему мер и методов действий субъектов кадровой политики по регулированию кадровых процессов и отношений, определяет основные направления работы с трудовыми ресурсами, пути их рационального использования, развития кадрового потенциала и ориентирована на интенсивное социально-экономическое развитие Ставропольского края.

Концепция направлена на обеспечение конституционного права граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирая род деятельности и профессию, стимулирование развития высокопрофессиональной личности, создание правовых, экономических и организационных условий для повышения эффективности функционирования рынка труда и занятости населения Ставропольского края, качественное изменение взаимодействия субъектов и объектов кадровой политики.

Механизм реализации Концепции предполагает эффективное и органичное взаимодействие всех субъектов кадровой политики, основанное на принципах социального партнерства и принятия ими единых правил и подходов в реализации кадровой политики на всех уровнях управления.

В Ставропольском крае кадровую политику осуществляют:

Губернатор Ставропольского края - определяя основные направления и содержание кадровой политики, организации государственной гражданской службы Ставропольского края (далее - гражданская служба) и муниципальной службы в Ставропольском крае (далее - муниципальная служба), а также принимая решения по важнейшим вопросам кадровой политики;

совет по кадровой политике при Губернаторе Ставропольского края - координируя деятельность и обеспечивая организационное взаимодействие органов государственной власти Ставропольского края, государственных органов Ставропольского края (далее - органы государственной власти) и других субъектов кадровой политики различных уровней (совет создается (образуется) Губернатором Ставропольского края);

Правительство Ставропольского края - определяя механизм реализации кадровой политики и формируя стратегию управления качеством трудовых ресурсов, гражданской и муниципальной службой, осуществляя разработку и внедрение нормативного правового обеспечения развития кадрового потенциала Ставропольского края;

органы государственной власти и органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края (далее - органы местного самоуправления) - решая задачи организационного, научно-методического, информационно-аналитического и прикладного обеспечения кадровой политики, проводимой Губернатором Ставропольского края;

хозяйствующие субъекты производственной и непроизводственной сфер деятельности всех форм собственности - реализуя комплексную систему работы с кадрами на основе принципов и требований к их отбору, подготовке и перемещению, а также управлению персоналом организаций;

образовательные учреждения - обеспечивая подготовку квалифицированных рабочих и специалистов в Ставропольском крае.

Взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в Ставропольском крае по вопросам реализации кадровой политики, в том числе согласование кадровых решений в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, находящихся на территории Ставропольского края, и органах государственной власти осуществляется в рамках положений о правовом регулировании по предметам совместного ведения, определенных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом (Основным Законом) Ставропольского края, законами Ставропольского края и иными нормативными правовыми актами Ставропольского края.

Основные термины и понятия, используемые в Концепции:

безработные граждане - трудоспособные граждане, которые не имеют постоянной работы и заработка, зарегистрированные в органах государственной службы занятости с целью поиска подходящей работы и готовые приступить к ней;

востребованность кадрового потенциала - формирование благоприятных условий развития трудовых ресурсов, предполагающее рациональное использование их профессиональных способностей (знаний, опыта) и актуализацию скрытых возможностей в целях эффективной профессиональной деятельности;

государственная кадровая политика - стратегия государства по формированию, развитию и рациональному использованию кадрового потенциала общества, система официально признанных целей, задач, принципов и приоритетов деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений;

кадровый потенциал - совокупная способность человеческих трудовых ресурсов общества к труду, службе, исполнению должностных обязанностей; кадровый потенциал включает в себя как кадровый состав работающих, так и кадровый резерв, потенциально готовый к включению в служебно-трудовой процесс;

кадровые технологии - система последовательных, взаимосвязанных приемов, способов и средств, обеспечивающих формирование и развитие кадрового потенциала в соответствии с целевыми ориентирами организации; средства управления количественными и качественными характеристиками состава персонала, обеспечивающие достижение целей организации и ее эффективное функционирование;

объект кадровой политики - профессионально подготовленная часть трудовых ресурсов общества, занятая в сфере деятельности, относящейся к компетенции субъекта кадровой политики, на которую направлена предметно-практическая деятельность субъекта кадровой политики: кадры, их отдельные категории и группы, кадровые отношения, кадровые процессы и механизмы управления ими. Для каждого типа объектов кадровой политики целесообразна разработка соответствующей системы кадровой работы;

субъект кадровой политики - активный участник кадровых процессов, субъект социального управления, осуществляющий через кадры целенаправленное воздействие на социально-трудовые отношения. Субъектами кадровой политики в Ставропольском крае являются: органы государственной власти; органы местного самоуправления; образовательные учреждения Ставропольского края; общественные организации Ставропольского края; государственные и муниципальные учреждения и предприятия Ставропольского края; предпринимательские структуры и иные самостоятельные хозяйствующие субъекты реального сектора экономики Ставропольского края;

трудовые ресурсы - трудоспособная часть населения, которая обладает физическими и духовными способностями для участия в трудовой деятельности в процессе производства материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Трудовые ресурсы состоят из двух основных категорий:

первая - экономически активное население: часть населения, занятая экономической деятельностью в различных отраслях экономики и безработные, стремящиеся найти работу;

вторая - экономически пассивное население: лица, которые не считаются занятыми экономической деятельностью, а также безработные, не стремящиеся найти работу (в том числе студенты и учащиеся дневной формы обучения, пенсионеры, лица, ведущие домашнее хозяйство);

уровень безработицы - доля безработных граждан в общем количестве экономически активного населения.

Иные термины и понятия используются в Концепции в значениях, определенных законодательством Российской Федерации о занятости населения и трудовым законодательством Российской Федерации.


II. Цели, задачи и принципы кадровой политики в Ставропольском крае


В соответствии с Концепцией действий на рынке труда на 2008 - 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2008 года N 1193-р, государственная политика в области регулирования рынка труда в 2008 - 2010 годах в Ставропольском крае направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения Ставропольского края.

Целями кадровой политики в Ставропольском крае на 2009 - 2011 годы являются:

создание эффективной системы формирования, рационального использования и управления трудовыми ресурсами Ставропольского края, обеспечивающей оптимальный баланс количественного и качественного состава трудовых ресурсов в соответствии с потребностями рынка труда Ставропольского края;

развитие высококвалифицированного кадрового потенциала Ставропольского края, создание целостной системы воспроизводства и обновления профессиональной элиты как важнейшего интеллектуального и профессионального ресурса, обеспечивающего высокие темпы социально-экономического развития Ставропольского края.

Достижение целей кадровой политики в Ставропольском крае обеспечивается посредством выполнения следующих задач:

совершенствование нормативной правовой базы Ставропольского края в области управления трудовыми ресурсами, содействия занятости населения и социально-трудовых отношений;

развитие системы социального партнерства и договорного регулирования социально-трудовых отношений на территории Ставропольского края;

совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда Ставропольского края;

обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу. Совершенствование системы подготовки специалистов по программам профессионального образования;

обеспечение государственных гарантий в области занятости населения. Развитие эффективного рынка труда Ставропольского края, стимулирование экономической активности населения, повышение конкурентоспособности и территориальной мобильности рабочей силы;

оптимизация привлечения иностранной рабочей силы на рынок труда Ставропольского края;

повышение качества рабочих мест, совершенствование системы оплаты труда как основы повышения уровня жизни населения Ставропольского края;

развитие кадрового потенциала Ставропольского края, внедрение новых форм и методов управления персоналом.

Достижение целей и выполнение задач кадровой политики в Ставропольском крае должно основываться на следующих основных принципах:

законность, обеспечивающая строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, правовую обоснованность решений по реализации кадровой политики, надлежащее исполнение законодательства Российской Федерации и законодательства Ставропольского края;

гласность, придающая кадровой политике открытость, прозрачность, а принимаемым решениям - обоснованность и ясность;

системность, обеспечивающая гармоничное единство целей, задач, методов работы с кадрами, согласованность, последовательность и преемственность всех кадровых технологий;

комплексность, определяющая учет всех факторов (организационных, правовых, экономических, социально-психологических, нравственных), влияющих на состояние рынка труда, трудовых отношений и выполнение кадрами соответствующих функций;

перспективность, обеспечивающая опережающий и упреждающий характер кадровой политики с учетом перспектив экономического и социального развития Ставропольского края;

научность и реалистичность, основанные на научных методах и системе мониторинга, в определении потребности в кадрах и реальных возможностях ее удовлетворения в стратегическом плане;

гуманизм, основанный на уважении личности человека, развитии его инициативы и профессиональных качеств;

демократичность и социальная справедливость при осуществлении кадровой политики, гибкость в решении возникающих кадровых проблем;

профессионализм и компетентность, определяющие наличие знаний, умений и навыков, необходимых для эффективного осуществления профессиональной (служебной) деятельности в условиях динамично развивающегося общества;

систематическая комплексная оценка результатов профессиональной деятельности работников, уровня их знаний, навыков и умений на основе дифференцированного подхода в зависимости от категорий и групп должностей, а также специфики, сложности и ответственности работы;

содействие профессиональному и должностному росту управленческих кадров, стимулирование повышения их профессионализма, служебной активности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»