(с изменениями на 28 апреля 2022 года)
(в ред. Приказа Минприроды Республики Коми от 28.04.2022 N 622)
В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", постановлением Правительства Республики Коми от 24.08.2017 N 452 "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми" приказываю:
(в ред. Приказа Минприроды Республики Коми от 28.04.2022 N 622)
1. Утвердить методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Министр
Р.ПОЛШВЕДКИН
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВОВ ОБРАЗОВАНИЯ ОТХОДОВ И ЛИМИТОВ НА ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ
(в ред. Приказа Минприроды Республики Коми от 28.04.2022 N 622)
1.1. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - Методические указания) разработаны на основании Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
(п. 1.1 в ред. Приказа Минприроды Республики Коми от 28.04.2022 N 622)
1.2. Методические указания определяют единый подход к разработке и общие требования к содержанию и оформлению проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
1.3. Действие Методических указаний не распространяется на вопросы обращения с радиоактивными, медицинскими и биологическими отходами.
1.4. Хозяйствующие субъекты разрабатывают и оформляют проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) в соответствии с настоящими Методическими указаниями и представляют указанные проекты в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Минприроды Республики Коми) в одном экземпляре на бумажном носителе, а также на электронном носителе.
В случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов), расположенных в разных муниципальных образованиях, ПНООЛР разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.
Если хозяйствующий субъект выступает в качестве арендодателя части производственных территорий, помещений или оборудования и предоставляет арендатору право размещать отходы на собственных объектах, то отходы арендатора должны быть включены в ПНООЛР арендодателя. В случае, если арендатор самостоятельно осуществляет деятельность по обращению с отходами, к ПНООЛР прилагаются документы, подтверждающие эти обязательства арендатора.
1.5. Учреждения, осуществляющие образовательную и социально-культурную деятельность, разрабатывают ПНООЛР по упрощенной форме.
1.6. Срок действия ПНООЛР для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по размещению отходов, устанавливается на срок действия лицензии по обращению с отходами (в части проведения работ по размещению отходов).
В остальных случаях срок действия ПНООЛР составляет 5 лет.
1.7. Основными задачами при разработке ПНООЛР являются:
- определение (расчет) нормативов образования отходов;
- определение (расчет) на основе нормативов образования отходов и объема произведенной продукции (оказанных услуг, выполненных работ), количества ежегодно образующихся отходов;
- обоснование количества отходов, предлагаемых для использования и (или) обезвреживания;
- обоснование количества отходов, предлагаемых для размещения в конкретных объектах размещения отходов.
1.8. При принятии Минприроды Республики Коми решения об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение учитываются следующие сведения, содержащиеся в ПНООЛР:
- наличие на производственной территории и вместимость обустроенных мест (площадок) накопления отходов, предназначенных для формирования партии отходов с целью их дальнейшего обезвреживания, утилизации, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам;
- имеющиеся технические возможности по утилизации и (или) обезвреживанию образующихся отходов хозяйствующим субъектом самостоятельно либо посредством передачи другим хозяйствующим субъектам;
- количество предлагаемых к размещению отходов;
- наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, а также имеющиеся технические возможности по размещению в них предлагаемого количества отходов каждого вида и их класса опасности;
- наличие объектов размещения отходов, эксплуатируемых хозяйствующим субъектом или сторонними организациями, в государственном реестре объектов размещения отходов, сформированном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
2.1. В ПНООЛР приводятся обоснования предлагаемых нормативов образования конкретных видов отходов в среднем за год на основании нормативов образования отходов. Предлагаемые нормативы образования конкретных видов отходов в среднем за год указываются в тоннах в год.
Предлагаемый норматив образования отходов в среднем за год определяется на основе норматива образования отходов.
Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. За расчетную единицу продукции (работ, услуг) в зависимости от источника образования отходов принимается:
- единица произведенной продукции, единица используемого сырья - для отходов производства;
- единица расстояния (например, километр) - для отходов обслуживания транспортных средств;
- единица площади - для отходов при уборке территории;
- человек - для отходов, образовавшихся в жилых помещениях;
- единица места - для гостиниц, столовых и других организаций и учреждений.
Норматив образования отходов, в среднем за год, определяется по формуле N 1:
ПНо = Но x Q,
где ПНо - предлагаемый норматив образования отходов в среднем за год в тоннах;
Но - норматив образования отходов, тонн за расчетную единицу;
Q - предлагаемый годовой объем выпускаемой продукции, перерабатываемого сырья, выполненных услуг, относительно которых рассчитан норматив образования отходов.
Расчет предлагаемых нормативов образования отходов в среднем за год, образующихся в результате износа материалов и изделий, для которых в технической документации устанавливаются ограничения по сроку эксплуатации, допускается определять без предварительного определения норматива образования отходов по формуле N 2:
,
где
Мi - вес материалов, изделий, признанных отходами;
Т - срок эксплуатации материала, изделия.
2.2. Нормативы образования отходов, в зависимости от характера отходообразующих процессов и возможности получения исходных данных для расчета, определяются с использованием следующих методов:
1) Метод расчета по материально-сырьевому балансу
Материально-сырьевой баланс является базовым при нормировании образования отходов производства. Расчет по материально-сырьевому балансу применяют при определении нормативов образования отходов в производствах, использующих разные виды исходного сырья или продукции. Исходными данными для расчета являются:
количество используемого сырья и материалов в единицу времени;
количество сырья и материалов, перешедшее в продукцию;
количество произведенной продукции;
нормы естественной убыли;