ПРАВИТЕЛЬСТВО КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 11 октября 2016 года N 240-р
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 4 МАРТА 2013 ГОДА N 44-Р "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
В целях уточнения содержания правового акта высшего исполнительного органа государственной власти Курганской области:
1. Внести в Распоряжение Правительства Курганской области от 4 марта 2013 года N 44-р "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Курганской области "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Курганской области (2013 - 2018 годы)" следующее изменение:
приложение изложить в редакции согласно приложению к настоящему Распоряжению.
2. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике.
Губернатор Курганской области
А.Г.КОКОРИН
Приложение
к Распоряжению
Правительства
Курганской области
от 11 октября 2016 года N 240-р
внесении изменения в Распоряжение
Правительства Курганской области
от 4 марта 2013 года N 44-р
"Об утверждении Плана мероприятий
("дорожной карты") Курганской
области "Повышение эффективности
и качества услуг в сфере
социального обслуживания
населения Курганской области
(2013 - 2018 годы)"
"Приложение
к Распоряжению
Правительства
Курганской области
от 4 марта 2013 года N 44-р
"Об утверждении Плана мероприятий
("дорожной карты") Курганской области
"Повышение эффективности и качества
услуг в сфере социального обслуживания
населения Курганской области
(2013 - 2018 годы)"
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
Раздел I. ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ
1. План мероприятий ("дорожная карта") Курганской области "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Курганской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") представляет собой документ, определяющий стратегическое развитие сферы социального обслуживания граждан Курганской области на 2013 - 2018 годы.
Целью "дорожной карты" является создание к 2018 году в Курганской области региональной системы социального обслуживания граждан, обеспечивающей наиболее полное удовлетворение потребности граждан, проживающих на территории Курганской области, в социальных услугах.
Социальные услуги в 46 государственных организациях социального обслуживания Курганской области ежегодно получают около 60,0 тыс. нуждающихся граждан, в том числе:
более 2,6 тыс. человек в 13 организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, из них 0,9 тыс. человек в четырех домах-интернатах для престарелых и инвалидов, свыше 1,5 тыс. человек в восьми психоневрологических интернатах, 0,2 тыс. человек в доме-интернате для умственно отсталых детей;
более 53,3 тыс. граждан, семей с детьми в 24 комплексных центрах социального обслуживания, центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, центре социальной помощи семье и детям;
около 0,6 тыс. нуждающихся граждан в центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, рассчитанном на 40 койко-мест, из них 15 предназначены для круглосуточного пребывания;
около 3,3 тыс. детей проходят социальную реабилитацию в социальном приюте для детей и подростков, пяти социально-реабилитационных центрах.
На протяжении ряда лет в Курганской области существовала очередность по устройству инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями, в психоневрологические интернаты, что было обусловлено дефицитом количества койко-мест, недостатком помещений, отвечающих всем требованиям санитарной и противопожарной безопасности.
В результате проведенного анализа без капитальных вложений, с сохранением объемов и качества предоставляемых услуг, увеличена мощность действующих организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание Курганской области, Государственное бюджетное учреждение "Дом-интернат для престарелых и инвалидов "Восток" перепрофилировано в Государственное бюджетное учреждение "Психоневрологический интернат "Восток", ликвидировано Государственное бюджетное учреждение "Глубокинский психоневрологический интернат", имеющий здания 5 степени огнестойкости.
В 2015 году очередность в психоневрологические интернаты ликвидирована (по состоянию на 1 января 2015 года - 70 человек).
Размещение престарелых граждан и инвалидов соответствует установленным нормативам.
Зданий, находящихся в аварийном состоянии в государственных организациях социального обслуживания Курганской области, нет.
2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания Курганской области:
1) материально-техническая база государственных организаций социального обслуживания Курганской области требует модернизации.
Сформирован перечень государственных организаций социального обслуживания Курганской области, нуждающихся в капитальном ремонте, в который включены 36 государственных организаций социального обслуживания Курганской области из 46 действующих, из них 20 организаций, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, 2 организации, осуществляющие полустационарное социальное обслуживание, и 14 организаций, осуществляющие социальное обслуживание на дому.
Ежегодные затраты на проведение ремонтов в среднем составляют около 27 млн рублей. В государственных организациях социального обслуживания Курганской области выполняется только частичный капитальный ремонт отдельных элементов зданий и сооружений, так как поступление средств на проведение капитального ремонта отстает от потребности, процесс ветшания опережает поступление средств.
Динамика потребности средств на проведение капитального ремонта: 2013 год - 153,0 млн рублей, 2014 год - 168,0 млн рублей, 2015 год - 143,4 млн рублей, 2016 год - 156,0 млн рублей.
Сформированы перечни государственных организаций социального обслуживания Курганской области, в которых требуется закупка технологического, медицинского оборудования и мебели, автотранспорта и спецавтотранспорта.
По состоянию на 1 января 2016 года потребность в приобретении транспорта в 17 государственных организациях социального обслуживания Курганской области составляет 19,7 млн рублей.
Потребность в приобретении технологического оборудования в 15 государственных организациях социального обслуживания Курганской области составляет 4,6 млн рублей.
Потребность в приобретении медицинского и реабилитационного оборудования в 16 государственных организациях социального обслуживания Курганской области составляет 2,6 млн рублей.
Потребность в приобретении мебели в 28 государственных организациях социального обслуживания Курганской области составляет 10,8 млн рублей;
2) в системе социального обслуживания Курганской области наблюдается дефицит квалифицированных кадров, связанный с невысоким уровнем оплаты труда в организациях социального обслуживания Курганской области. Специфика работы и невысокий уровень оплаты труда в организациях социального обслуживания Курганской области приводят к оттоку квалифицированных кадров.
По состоянию на 1 января 2016 года штатная численность работников государственных организаций социального обслуживания Курганской области составляет 5,2 тыс. единиц, из них социальных работников -1,8 тыс. единиц.
По состоянию на 1 января 2016 года средняя заработная плата социальных работников составила 12211 рублей (63,1% от среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности), плановое значение на 2015 год установлено на уровне 53,6%.
С целью сохранения и повышения кадрового потенциала, престижности и привлекательности в сфере социального обслуживания, в том числе привлечения, закрепления и стимулирования молодых специалистов, устанавливаются стимулирующие выплаты в зависимости от стажа в процентном отношении к должностному окладу, а также стимулирующие выплаты за качество и сложность выполняемой работы.
Законом Курганской области от 7 сентября 2005 года N 75 "О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области" предусмотрены меры социальной поддержки социальных работников и специалистов по социальной работе в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В целях проведения мероприятий по кадровому планированию оптимизирована штатная численность социальных и иных категорий работников в количестве 340 штатных единиц. Нагрузка на одного социального работника в форме социального обслуживания на дому с учетом региональной специфики составила 7,5 обслуживаемых граждан и является оптимальной.
Экономический эффект от проведенных мероприятий составил более 31,5 млн рублей. Все средства, полученные от мероприятий по оптимизации, направлены на повышение заработной платы социальным работникам.
С учетом произведенной оптимизации ресурсы для дальнейшего повышения заработной платы за счет уменьшения штатной и среднесписочной численности работников организаций социального обслуживания Курганской области являются минимальными;
3) в Курганской области недостаточно интенсивное развитие негосударственного сектора предоставления социальных услуг. Проведен анализ возможности предоставления социальных услуг на условиях аутсорсинга, предоставления социальных услуг на рынке негосударственного сектора, социально-ориентированными некоммерческими организациями, благотворителями и добровольцами.
Развивается сеть частных организаций, предоставляющих социальные услуги населению: патронажная служба "Близкие люди", предоставляющая нуждающимся гражданам социальные услуги на дому, пансион "Гармония", действует коммерческая служба по перевозке маломобильных граждан.
Активизирована деятельность волонтерских движений и отрядов "Милосердие". Ежегодно волонтерами Курганской области для более 12,2 тыс. ветеранов проводятся информационные поздравительные акции, адресные поздравления, тематические выставки, концерты, театрализованные программы. Участникам Великой Отечественной войны, вдовам ветеранов Великой Отечественной войны, труженикам тыла общим числом около 3,8 тысячи оказана помощь в уборке жилых помещений, прилегающей территории (копка огородов, колка дров, уборка дворов прилегающей территории от мусора и прочее);
4) в Курганской области требуется развитие стационарозамещающих технологий и методик предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, в том числе для граждан, страдающих психическими расстройствами.
Получили развитие следующие стационарозамещающие технологии социального обслуживания:
"Служба сиделок" - предоставление услуг сиделки направлено на оказание помощи и поддержание жизнедеятельности получателя социальных услуг, нуждающегося в постоянном или временном постороннем уходе. Ежегодно услуги службы сиделок предоставляются около 500 гражданам;
"Приемная семья" - форма жизнеустройства пожилых людей в семье социального работника. Одинокий пожилой человек круглосуточно пребывает в спокойной домашней обстановке, где ему уделяется повышенное внимание и уход. За приемной семьей осуществляется контроль, оценивается качество предоставляемых услуг. С 2009 года за период действия технологии 104 пожилых человека обрели заботу и поддержку в 84 семьях.
Специальный дом для одиноких престарелых граждан "Уют" - форма централизованного проживания одиноких престарелых граждан, которые в силу жизненных обстоятельств остались без жилого помещения. Такой дом предназначен для обеспечения благоприятных условий проживания и самообслуживания. Для проживающих созданы условия для оказания социально-бытовой и медицинской помощи, ведения активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности. В специальном доме "Уют" постоянно проживают 40 престарелых граждан.
3. Для достижения поставленной цели в период до 2018 года необходимо решить следующие задачи:
1) формирование в Курганской области эффективной организационной структуры сети и штатной численности государственных организаций социального обслуживания Курганской области;
2) обеспечение проведения мероприятий по капитальному ремонту государственных организаций социального обслуживания Курганской области;
3) расширение круга организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, предоставляющих социальные услуги;
4) развитие рынка социальных услуг, в том числе в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому;
5) внедрение в практику работы государственных организаций социального обслуживания Курганской области методик и технологий, обеспечивающих возможность предоставления гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, социальных услуг на дому и в полустационарной форме социального обслуживания;
6) сохранение и повышение уровня кадрового потенциала в сфере социального обслуживания граждан, обеспечение средней заработной платы социальных работников государственных организаций социального обслуживания Курганской области на уровне не ниже средней заработной платы в Курганской области;
7) актуализация к 2018 году типовых отраслевых норм труда государственных организаций социального обслуживания Курганской области;
8) формирование единой системы оценки профессиональной квалификации и подготовки рабочих кадров, включая механизм независимой оценки профессионального уровня квалификации работников и внедрения профессиональных стандартов среди работников государственных организаций социального обслуживания Курганской области;
9) достижение оптимальной нагрузки на одного социального работника (числа обслуживаемых граждан) с учетом специфики Курганской области;
10) проведение независимой системы оценки качества оказания услуг государственными организациями социального обслуживания Курганской области;
11) обеспечение перевода работников государственных организаций социального обслуживания Курганской области, относящихся к основному персоналу, на эффективный контракт.
4. Ожидаемые результаты реализации "дорожной карты":
1) создание эффективной организационной структуры сети и штатной численности государственных организаций социального обслуживания Курганской области;
2) обеспечение надлежащего состояния материально-технической базы государственных организаций социального обслуживания Курганской области;
3) увеличение числа негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги;
4) повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников в государственных организациях социального обслуживания Курганской области до 100 процентов от средней заработной платы в Курганской области;
5) обеспечение адресного подхода к предоставлению социальных услуг гражданам, в том числе страдающим психическими расстройствами, во всех формах социального обслуживания;
6) улучшение организации труда в государственных организациях социального обслуживания Курганской области;
7) обеспечение оптимальной нагрузки (числа обслуживаемых граждан) на одного социального работника с учетом региональной специфики;
8) создание единой системы оценки профессиональной квалификации и подготовки рабочих кадров и внедрение профессиональных стандартов в деятельность государственных организаций социального обслуживания Курганской области;
9) повышение качества и доступности предоставления социальных услуг.
5. Показатели нормативов региональной "дорожной карты" указаны в приложении к "дорожной карте".