Недействующий

Об утверждении государственной программы Республики Тыва "Создание благоприятных условий для ведения бизнеса в Республике Тыва на 2017 - 2024 годы" (с изменениями на 30 декабря 2021 года)



1. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния


Одним из важных направлений в экономическом и политическом развитии Республики Тыва является развитие внешнеэкономических и межрегиональных связей. Тува является приграничным регионом Российской Федерации, граничит на юге с четырьмя аймаками Монголии: Завханский, Увсанурский, Кобдоский и Баян-Ульгийский. Протяженность тувинского участка Государственной границы составляет 1305 км.


В сфере международных, внешнеэкономических и приграничных связей Правительством Республики Тыва установлены договорные отношения с Арханхайским, Баян-Ульгийским, Завханским, Кобдоским, Увсанурским и Хубсугульским аймаками. С мэрией г. Улан-Батора подписано Соглашение об открытии Представительства Республики Тыва в столице Монголии. Все приграничные кожууны, а также Бай-Тайгинский и Барун-Хемчикский и г. Кызыл также имеют договоры о сотрудничестве с администрациями приграничных аймаков Монголии. По линии министерств и ведомств республики, хозяйствующих субъектов осуществляется сотрудничество в области сельского хозяйства, образования, здравоохранения, культуры, туризма и спорта. Приграничные торговые ярмарки проводятся 3 - 4 раза в год на территории обеих сторон. В г. Кызыле и аймачных центрах регулярно проводятся межрегиональные торговые выставки-ярмарки с приглашением представителей другой стороны.


Монголия является основным внешнеторговым партнером республики. В 2011 году ее удельный вес в экспортных операциях Республики Тыва составил 31,9 процента, в импортных - 33 процента. Основную долю в экспорте занимают машиностроительная продукция (станки для обработки дерева, моторные транспортные средства для перевозки грузов и специального назначения, прицепы), на втором месте - продовольственные товары, на третьем - металлы и изделия из них. В импортных поставках из Монголии в Туву основную долю занимает животноводческая продукция - мясо.


Одним из основных условий развития приграничных связей является создание благоприятных правовых и экономических условий для участников внешнеэкономической деятельности.


Несмотря на наличие соглашений и договоров о сотрудничестве, внешнеэкономические связи Республики Тыва с Монголией находятся на низком уровне. Челночный бизнес, не учитываемый в таможенной статистике и попирающий все санитарные нормы, продолжает играть существенную роль в торговых отношениях. Низкий покупательный уровень населения приграничных аймаков Монголии не позволяет осуществлять массовый экспорт российских товаров. Китайские дешевые, зачастую некачественные товары, закупаемые в Китайской Народной Республике, в основном, монгольскими гражданами - "челноками", поставляются в Республику Тыва, создавая конкуренцию производимым в России и Туве товарам.


Другим внешнеэкономическим партнером Республики Тыва является Автономный район Внутренняя Монголия Китайской Народной Республики, с Народным Правительством которого было заключено в декабре 2007 года Соглашение о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве. По реализации данного Соглашения сторонами не предприняты какие-либо существенные меры. Практически отсутствуют торгово-экономические отношения. Зачатки сотрудничества наметились в гуманитарной и культурной сферах.


Учитывая показатели Сибирского таможенного управления и Тывинской таможни, внешнеторговый оборот Республики Тыва за 2015 год составил 3118,0 тыс. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2014 года уменьшился на 7494,1 тыс. долларов США (в 3,4 раза) (2014 г. - 10612,1 тыс. долларов США) (экспорт - 469,9 тыс. долларов США (2014 г. - 250,3 тыс. долларов США) - продовольственные товары, продукция химической промышленности, текстильные изделия, минеральные продукты, металлы и изделия из них, машиностроительная продукция, др. товары); импорт - 2648,1 тыс. долларов США (2014 г. - 10361,8 тыс. долларов США) - продукция химической промышленности, древесина, текстильные изделия, металлы и изделия из них, машиностроительная продукция, другие товары).


Экспорт товаров осуществлялся в Монголию и Узбекистан.


Импорт товаров осуществлялся из Китая.


В последние годы в сфере внешнеэкономических связей Республики Тыва заявлено всего три - четыре участника внешнеэкономической деятельности.


Республика Тыва реализует межрегиональные связи в рамках заключенных соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с администрациями Новосибирской и Томской областей, Красноярского края, правительствами республик Алтай, Бурятия и Хакасия, а также правительствами г. Москвы и Московской области. Для реализации данных соглашений подписан ряд протоколов с конкретными мероприятиями со сроками выполнения до 2 - 3 лет.


Основная цель в сотрудничестве с регионами - активизация и повышение эффективности взаимодействия с субъектами Российской Федерации, содействие привлечению инвестиций, налаживание производственной кооперации с предприятиями регионов, развитие торгово-экономических, научно-технических и культурных связей.


В области торгово-экономических отношений наиболее тесные связи сложились с Республикой Хакасия, Красноярским краем, Новосибирской и Томской областями. Недостаточно развиваются межрегиональные связи с граничащими с Тувой республиками Бурятия, Алтай и Иркутской областью. В Туву из регионов России поступают различные товары народного потребления, продовольствие, винно-водочные изделия, автомобили, запчасти, оборудование, стройматериалы и другие товары.


К основным причинам, препятствующим развитию международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей, относятся: