Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ (с изменениями на: 17.11.2014)


1.4.3. Годовая потребность субъекта Российской Федерации в древесине и степень ее удовлетворения (соотношение объемов заготовки и потребления)


Снижение объемов главного пользования, вызванное кризисом в экономике в 90-е годы, замедлило тенденцию экстенсивного использования древесных ресурсов. Расчетная лесосека осваивается неравномерно. В густонаселенных районах с развитой дорожной сетью фактический отпуск практически соответствует нормативу. Тенденция более полного освоения расчетной лесосеки по хвойному хозяйству по сравнению с мягколиственным сохраняется. Объективным фактором, влияющим на динамику и структуру лесопользования, является потребительский спрос на древесину и продукцию из нее. Значительная доля мягколиственных пород в нормативном отпуске леса в будущем отрицательно повлияет на динамику лесного дохода. Дополнительные доходы могут быть получены за счет внедрения рыночных форм лесопользования, разработки эффективной региональной лесной политики, совершенствования системы управления лесами.

Сегментация рынка потребительского спроса на древесину, отпускаемую на корню в Республике Марий Эл, сложилась следующим образом: третью часть отпуска древесины на корню осваивают лесничества; четвертую часть рынка - коммерческие организации; практически пятая часть отпуска древесины производится местному населению. Первые три группы потребителей - лесничества, коммерческие организации, местное население - необходимо рассматривать как конкурентные силы на рынке отпуска древесины на корню, несмотря на разные цели, которые они преследуют, осуществляя лесопользование. Экономические факторы конкурентоспособности в этих сегментах потребителей (налогообложение, формирование затрат на производство, цены и другие) существенно различаются.

Коммерческие организации уступают первенство по объемам лесопользования лесничествам, являющимся территориальными органами государственного управления лесами. Анализ данного сегмента рынка лесопользования выявил значительную "распыленность" лесосечного фонда по потребителям, дробление капитала в лесозаготовительном производстве, что наряду с низкой рентабельностью не способствует модернизации, не формирует условия ответственности за состояние и использование потенциальных лесных ресурсов. Потенциальные возможности, объемы и планы по лесозаготовкам арендаторами Республики Марий Эл представлены в табл. 4.41.

Анализ таблицы показывает, что в республике существует резерв недоиспользованной лесосеки и он может быть использован для удовлетворения спроса деревообрабатывающих предприятий как в разрезе муниципальных образований, так и в целом по Республике Марий Эл. Соотношение объемов заготовки и потребления древесины в районах предприятиями лесопромышленного комплекса республики отражено в табл. 1.40.

На третьей позиции по объемам заготовки древесины находится сектор "местное население", его доля составляла в период трансформационной экономики от 15,3 до 21,5% от общего объема. При этом в бюджет поступает только плата за древесину, отпускаемую на корню, не создаются добавленная стоимость за счет углубленной переработки древесины, дополнительные рабочие места. Соответственно отсутствуют налоговые поступления и платежи во внебюджетные фонды, снижается бюджетная и социальная эффективность.