Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ (с изменениями на: 17.11.2014)


Таблица 1.42. Уровень использования среднегодовой мощности предприятий по выпуску отдельных видов промышленной продукции

Показатели

Уровень использования среднегодовой мощности, %

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Лесная, деревообрабатывающая и ЦБП

Пиломатериалы, тыс. м3

25

31

27

35

37

50

38

37

27

11

3

бумага, тыс. т

93

93

77

99

87

99

89

89

99

94

97

картон, тыс. т

100

100

100

100

99

97

99

98

99

86

98

плиты древесноволокнистые, тыс. м3 усл.

91

98

98

100

98

100

100

100

97

52

47


Основной системой машин, применяемой на лесозаготовительных предприятиях Республики при выполнении лесосечных работ, является система с использованием бензопилы и трактора ТДТ-55. Разрушена система нижних складов, в частности, в поселках Визимьяры, Нужъялы и др. Лишь на некоторых передовых предприятиях республики постепенно начинается внедрение современной лесозаготовительной техники на базе импортных машин для трелевки сортиментов (форвардеров), позволяющих повысить производительность и качество выполнения лесосечных работ с минимальными повреждениями окружающей природной среды.

За использование устаревшего оборудования лесопромышленные компании республики расплачиваются высокими издержками производства, низким качеством продукции, ограниченными возможностями для роста, высокой степенью травматизма. Ведь достигнутый уровень использования мощностей у ведущих лесопромышленных компаний близок к максимально возможному, а потенциал других предприятий трудно задействовать полностью. Вследствие длительного простоя оборудование часто непригодно к эксплуатации, а иногда и вовсе разобрано на запчасти к еще функционирующей технике.

Значительно более быстрый рост может быть достигнут в деревообрабатывающей промышленности. Признаки развития крупных предприятий мебельной промышленности республики заметны уже сейчас. При поддержке со стороны правительства хорошие перспективы имеет деревянное жилищное строительство. Спрос со стороны этих отраслей неизбежно приведет и к росту деревообработки. Производством продукции деревообрабатывающей промышленности уже заинтересовались иностранцы.

Ведущими подотраслями деревообрабатывающей промышленности в Марий Эл являются лесопиление и производство мебели. Лесопиление крайне распылено (что препятствует решению актуальной проблемы комплексного использования сырья). В то же время прибавилось значительное количество индивидуальных предпринимателей, осуществляющих распиловку сырья на простейших кустарных установках (ленточные пилорамы). О промышленном использовании отходов здесь речь не идет. В лучшем случае продадут часть опила садоводам, а кусковые отходы - на топливо населению.

Химическая переработка в республике представлена Марийским целлюлозно-бумажным комбинатом (г. Волжск). Он является самым крупным потребителем древесного сырья в республике. В настоящее время основную часть сырья он получает из-за пределов республики (северный Урал и Сибирь). На комбинате используется в качестве сырья балансы (самостоятельно перерабатываемые в технологическую щепу) и привозная технологическая щепа.

На сегодняшний день основным источником инвестиций являются финансовые ресурсы, привлеченные предприятиями. По оценкам, на их долю приходится около 80% суммарных капиталовложений в отрасль. Фактически даже крупные лесопромышленные предприятия Республики сейчас имеют возможность вкладывать средства только в поддержание в рабочем состоянии имеющихся мощностей. В лучшем случае речь может идти о строительстве сравнительно небольших новых производств. Для кардинального изменения ситуации в лесном комплексе и максимального использования его потенциала требуются совершенно другие масштабы инвестиций.

Обеспечиваемый в настоящее время объем инвестиций в 3 - 4 раза меньше, чем требуется для обеспечения динамичного роста отрасли.

Стоимость инвестиционных проектов, не связанных с организацией новых сложных производств, сравнительно невелика. Соответственно и сроки окупаемости приемлемы для инвесторов. Поэтому одна из ключевых ролей в отечественной деревообработке принадлежит среднему и малому бизнесу.

Целью инвестиционной политики является создание условий для притока инвестиций в лесной комплекс республики. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

повышение инвестиционной привлекательности предприятий лесного комплекса Республики Марий Эл (повышение их рентабельности, уменьшение сроков окупаемости инвестиций);

уменьшение инвестиционных рисков (страхование деятельности предприятий лесного комплекса, страхование инвестиций, государственные гарантии);

создание банка данных об инвестиционных проектах в лесной отрасли по ПФО (инвестиционного портфеля).

Для решения поставленных задач предлагается как строительство новых лесоперерабатывающих предприятий, так и модернизация существующих.

Леса Республики Марий Эл распределены по ее территории очень неравномерно. Имеются северные богатые лесом, но малонаселенные регионы, для которых целесообразно строительство крупных предприятий по производству целлюлозы, фанеры, древесных плит, ориентированных главным образом на всероссийский и зарубежный рынки. В южных малолесных и густонаселенных регионах необходима организация небольших мобильных и гибких производств по глубокой переработке древесины, в том числе низкокачественной. Продукция этих предприятий (фанера, строительные изделия, древесный уголь и др.) должна иметь сбыт главным образом на региональном рынке.

Базой для успешного функционирования и развития деревообрабатывающих предприятий является эффективное освоение лесных массивов. Большим резервом повышения эффективности и снижения инвестиционных рисков является государственная поддержка в создании транспортной инфраструктуры в лесах, создание которой отдельным предприятиям, даже достаточно крупным, не по силам.

В целом объем инвестиций на развитие деревообрабатывающих производств в Республике Марий Эл за 2007 год составил около 450,0 млн. руб., в 2008 году на эти цели планируется направить около 500,0 млн. руб.

Для эффективного решения задач инновационной политики необходимо тесное взаимодействие научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий. На государственном уровне должна быть оказана поддержка предприятий, производящих апробацию и опытно-промышленную проверку новых технологий и техники. Для координации усилий в области инновационной и технической политики целесообразно создание консультативного органа, основными задачами которого должны быть: аккумулирование информации о последних достижениях науки и потребностях предприятий лесного комплекса; консультативно-техническая поддержка предприятий лесного комплекса.

В связи с вышеизложенным можно сделать следующий вывод:

лесной комплекс республики обладает значительными резервами как экстенсивного (за счет освоения новых лесных массивов), так и интенсивного роста. Для его стимулирования необходима государственная поддержка в следующих формах:

разработка детальных планов развития лесного комплекса в каждом муниципальном образовании с привязкой к имеющимся лесным ресурсам, транспортной инфраструктуре и кадровому потенциалу;

поддержка в создании и расширении транспортной инфраструктуры.