Использование лесного потенциала республики в значительной степени зависит от качественного и количественного состояния транспортной сети в лесных массивах. Мировой и отечественной практикой доказано, что обеспечение принципа непрерывного и неистощимого пользования лесным фондом возможно лишь при условии доведения густоты дорожной сети до 5 - 10 м/га. Густота дорог 10 м/га будет обеспечена, если одну просеку в кварталах по направлению грузопотока превратить в дорогу. Для сохранности лесных земель дороги следует преимущественно прокладывать по квартальным просекам. В переувлажненной местности дорожную сеть следует совмещать с мелиоративной.
Имеющиеся в настоящее время в лесничествах дороги, используемые как для лесопользования, так и для лесовосстановления, разделяются на дороги общего пользования, лесохозяйственные и лесовозные. Анализ состояния транспортной сети в лесничествах Республики Марий Эл показывает, что многие лесохозяйственные предприятия имеют достаточно большую ее протяженность. Характеристика протяженности дорог по лесничествам приведена в табл. 1.25*. Наибольшую суммарную протяженность дорог, включая дороги общего пользования, лесохозяйственные и лесовозные, имеют Кокшайское, Юринское, Килемарское, Волжское, Козиковское, Пригородное, Зеленогорское и Руткинское лесничества. Наименьшая протяженность дорог в Сернурском, Новоторъяльском и Параньгинском лесничествах. Различие в протяженности дорог в лесничествах значительное. Кокшайское лесничество имеет 1340,7 км дорог, а Сернурское лесничество всего лишь 41 км (меньше в 32,7 раза).
________________
* Таблица 1.25 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
Характеристика протяженности дорог общей сети, используемых в лесничествах для вывозки лесоматериалов, приведена в табл. 1.26. Наибольшая протяженность дорог общего пользования (табл. 1.26), превышающая 100 км, имеется в Мари-Турекском, Килемарском, Кокшайском и Пригородном лесничествах. Наименьшая протяженность этих дорог - в Сернурском, Новоторъяльском и Моркинском лесничествах.
Наибольшая протяженность всех дорог в лесничествах приходится на лесохозяйственные и лесовозные дороги, являющиеся преимущественно грунтовыми. Характеристика протяженности лесохозяйственных и лесовозных дорог в лесничествах приведена в табл. 1.27. Наибольшая протяженность лесохозяйственных и лесовозных дорог также имеется в Кокшайском, Юринском, Волжском, Килемарском, Козиковском и Зеленогорском лесничествах.
Ввиду разнообразия почвенно-грунтовых условий в лесничествах состояние грунтовых лесохозяйственных дорог существенно различается. Данные дороги в большинстве случаев являются непрофилированными, имеют неудовлетворительное состояние ввиду неблагоприятных грунтово-гидрологических условий и пригодны для проезда лишь в сухое время года летом и в зимний период.
Данные, приведенные в табл. 1.28, свидетельствуют о том, что доля дорог общей сети, используемых для транспортировки лесоматериалов в лесничествах, не превышает 10 процентов суммарной протяженности дорог. Протяженность лесовозных дорог составляет всего 1,5%, а лесохозяйственных дорог - 88,5%.
Важным показателем для непрерывного неистощительного лесопользования является густота транспортной сети. В среднем по лесничествам густота всех имеющихся дорог составляет 8,83 м/га и колеблется по предприятиям от 4,02 до 15,09 м/га. Густота ведомственных дорог - лесохозяйственных и лесовозных - в среднем равна 7,87 м/га при колебаниях по предприятиям от 4,02 до 14,74 м/га.
Наибольшую густоту дорожной сети имеют Руткинское, Зеленогорское, Алексеевское, Кужерское, Юринское, Оршанское и Кокшайское лесничества. В этих предприятиях значение густоты дорог превышает 10 м/га. Низкие значения густоты дорожной сети у Сернурского, Звениговского, Новоторъяльского, Параньгинского и Килемарского лесничеств. Густота дорожной сети менее 7 м/га, неудовлетворительное состояние дорог и неравномерное их размещение не позволяют эффективно и своевременно выполнять лесохозяйственные и лесозаготовительные работы. Примером этому является Килемарское лесничество, в котором не вырубается полностью расчетная лесосека вследствие недоступности лесного фонда.
Одной из главных задач обустройства лесных участков в Республике Марий Эл необходимо считать реконструкцию существующей сети лесохозяйственных и лесовозных дорог. Из имеющихся 9,5 тыс. км дорог следует реконструировать более 3 тыс. км.
Осуществление такой задачи необходимо начинать с уточнения или разработки генеральных схем размещения дорог в каждом лесничестве. Для оптимизации дорожной сети и своевременного учета многочисленных факторов следует использовать геоинформационные системы.
Провести реконструкцию дорог в короткий срок практически невозможно, поэтому проводить эти работы следует поэтапно. В первую очередь ускоренными темпами необходимо строить улучшенные грунтовые дороги в лесных массивах с хорошими почвенно-грунтовыми условиями и зимние дороги в заболоченных местах. При этом следует соблюдать проектные нормативы для дорог круглогодичного действия соответствующих категорий, что позволит в дальнейшем достроить и перевести их в постоянно действующие.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
1. Ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (далее - ставки) применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности.
2. При проведении выборочных рубок ставки уменьшаются на 50%.
3. Ставки дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс).
Ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 гектаре в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. метров и крутизне склона до 20 градусов. В остальных случаях к ставкам применяются корректирующие коэффициенты.
4. Выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт).
При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.
5. При определении расстояния от центра лесного квартала до погрузочного пункта применяются следующие коэффициенты:
а) 1,25 - в лесах, расположенных на землях с холмистым рельефом, или в лесах, свыше 30% территории которых занято болотами;
б) 1,5 - в лесах, расположенных на землях с горным рельефом.
6. Ставки при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем их умножения на следующие коэффициенты:
а) 0,9 - при ликвидном запасе древесины до 100 плотных куб. метров на 1 га;
б) 1 - при ликвидном запасе древесины от 100,1 до 150 плотных куб. м на 1 га;
в) 1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб. м на 1 га.
7. При проведении сплошных рубок с сохранением подроста и (или) 2-го яруса хвойных, твердолиственных пород лесных насаждений по договору их купли-продажи ставки снижаются на 20 процентов.