Целевые показатели уменьшения воздействия антропогенных нагрузок на леса разрабатываются ввиду необходимости согласовывать и регулировать технологические, финансовые и экологические интересы населения республики, основываются на принципе устойчивого развития: сохранять биологическое разнообразие, продуктивность, жизнеспособность и способность к самовосстановлению лесов, причем количество лесов и теперь, и в будущем должно обеспечивать потребности человека.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 года N 632 "Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в случае отсутствия у природопользователей оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду плата производится в 5-кратном размере по сравнению с существующими нормативами.
Снижение техногенных нагрузок основывается на экологическом регулировании и нормировании антропогенных воздействий. Нормирование определяет оптимальный уровень нагрузки на конкретную экосистему, не вызывающий сдвига динамического равновесия ее в сторону дигрессивных стадий.
Система нормирования разделяется на две составляющие:
теоретическая (научно-исследовательская) разработка нормативов предельно допустимого воздействия;
прикладная практическая - обоснование требований к источникам выбросов, обеспечивающих соблюдение нормативов, подготовка комплекта экологической документации всех организаций и предприятий, в том числе и документации, связанной с составлением экологического паспорта.
При разработке раздела "Оценки воздействия проектируемых мероприятий на окружающую среду" (далее - ОВОС) должны учитываться следующие принципы:
раздел должен составляться отдельно от лесоустроительного проекта по отдельному договору;
раздел должен составляться не автором проекта, а лицом, ему оппонирующим;
оценка мероприятий выполняется по принципу сравнения того, что есть и что будет в результате реализации проектируемых мероприятий.
При положительном заключении ОВОС на лесоустроительный проект оценка на производные от него проекты не выполняется.
Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденное приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г., определяет этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).
Чтобы квалифицированно решить вопрос рекреационного природопользования зеленой зоны и других категорий защитности, необходимо более тщательно изучить природные условия, демографические и социальные факторы учеными и производственниками, которые должны составить проекты рекреационного освоения мест массового отдыха населения и организации рекреационных сетей использования рекреационного потенциала.
К источникам, оказывающим вредное влияние на лес, можно отнести улучшенные автомобильные дороги, а также трассы веток нефтепроводов и газопроводов, проходящие по территории участковых лесничеств. Загрязнение атмосферы вредными веществами, а также загрязнение сточными водами наблюдается возле единичных промышленных предприятий, возле городов и населенных пунктов и существенного влияния на лес не оказывают. Изменения площади лесов, поврежденных в результате антропогенных, рекреационных и техногенных нагрузок, не планируется, но на перспективу работа по организации системы сбора данных и организации системы рекреационного мониторинга должна осуществляться ежегодно и в длительно временном аспекте.
Значительных повреждений лесных насаждений в результате антропогенной деятельности в республике не наблюдается.