Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ (с изменениями на: 17.11.2014)


Рисунок 1.8. Динамика состава лесов Республики Марий Эл за 1927 - 2003 годы


Формирование насаждений с преобладанием сосны в борах и суборях (рис. 4.1) позволяет получать к возрасту спелости при условии высоких полнот (0,8 и выше) до 480 м3 древесины. Однако наличие сосны в условиях С2 не обеспечивает большего запаса по сравнению с суборями. Более того, качество древесины сосны здесь снижается. Следует обратить внимание на необходимость тщательного обоснования при создании сосновых культур в этих типах лесорастительных условий.

Наиболее значительные запасы обнаруживаются у еловых древостоев в условиях С2 (до 500 м/га).

Наличие сосны, ели, березы, осины во всех ТЛУ и значительного запаса в несвойственных им ТЛУ должно обратить внимание на большую тщательность при проведении таксации и определения типов леса и ТЛУ.

При анализе распределения древесных пород по площади ТЛУ (рис. 4.2) обращает на себя внимание наличие больших площадей березняков и осинников в относительно богатых и богатых условиях - В2 и С2.

Приведение состава древостоев в соответствие ТЛУ позволит изменить породный состав лесов республики и повысить его ценность.

Так, при замене в первую очередь вегетативных осинников, а затем и березняков на ельники площадь последних возрастет втрое (рис. 4.3).

Основным параметром для оценки потенциала лесов республики принят запас стволовой древесины к возрасту 100 лет для сосны, ели, дуба и 60 лет для березы и 40 для осины.

При расчете потенциальной возможности лесов Республики Марий Эл исходя из радиационного баланса (Лосицкий К.Б., Чуенков В.С., 1989) следует, что производительность только по еловым древостоям может составить от 870 до 1050 м древесины на 1 га.

Такие запасы в лесах республики сегодня не встречаются, но таблицы хода роста Тюрина И.В. (1945) подтверждают возможности лесов Республики Марий Эл.

Класс бонитета

Сосна, 100 лет

Ель, 100 лет

Береза, 60 лет

Осина, 40 лет

785

1126

359

290

I

660

845

301

242


Наибольшие запасы древесины сосны отмечаются по отдельным классам бонитета во всех лесохозяйственных районах республики.

Максимальные запасы березы отмечаются во всех лесохозяйственных районах, что объясняется широкой экологической амплитудой березы повислой. В отличие от повислой береза пушистая обладает большей требовательностью к условиям увлажнения и богатства почв, наряду с ольхой черной создавая коренные типы леса - березняки таволговые (крапивные, крапиво-таволговые). По данным Денисова С.А. (1999), запасы древесины в спелых березняках достигают 300 - 350 м3/га.

Максимальные запасы древесины осины при оптимальных почвенно-грунтовых условиях, по данным Пчелина В.И. (2007), составят 505 м3 в 49 лет и 684 м3 в 58 лет.

Эти запасы насаждений не относятся к числу рекордных. Они свидетельствуют лишь о том, что в благоприятных лесорастительных условиях каждая древесная порода способна формировать чистые насаждения самой высокой продуктивности.

Обоснование величины годичного прироста и возможной продуктивности насаждений основных лесообразующих древесных пород на единицу площади для республики проведено по методике Лосицкого К.Б. и Чуенкова В.С. (1980).

Схема потенциальной продуктивности насаждений ельников по возрасту спелости (рис. 4.4), построенная с использованием радиационного баланса на территории области (Розенберг, Коломыц, 1995 г.), свидетельствует о значительных резервах, кроющихся в климатических условиях.

Различие между потенциальным и фактическим запасом стволовой древесины существенно: фактические запасы сосны в среднем менее 60% потенциала, ели - около 40%.

Наиболее полно используется природный потенциал насаждениями сосны сфагновых типов леса. Причина такого явления кроется в активном хозяйственном использовании высокопродуктивных насаждений (где часто необоснованно снижается полнота до 0,6 - 0,7) и отсутствии вмешательства в развитие низкопродуктивных типов леса.

Приведенные данные свидетельствует о значительном недоиспользовании ресурсов климата и плодородия почвы для получения максимально возможной продукции.

Причины такого явления самые разнообразные, среди них:

1) низкий коэффициент использования фотосинтетически активной радиации (далее - ФАР) - об этом может свидетельствовать невысокая полнота насаждений (0,6 - 0,7), следовательно, и неполная сомкнутость крон, а отсюда уменьшение фотосинтезирующей поверхности; снижение запаса происходит за счет выборки древесины при проведении прореживаний и проходных рубок с нарушениями по нормативам густоты и принципов отбора деревьев;

2) низкая сомкнутость крон - результат воздействия экологических и антропогенных факторов; среди первых - явления усыхания еловых насаждений при экстремальных метеоусловиях (засуха или сильные морозы), повреждения вредителями в связи с ослаблением жизнеспособности насаждений и болезни леса, снижающие годичный прирост; действия человека - в частности, нерациональные рубки леса (оставление на корню недорубов при главной рубке леса, сильное изреживание насаждений при проходных рубках и др.);

3) не отвечающий оптимальному состав хвойных насаждений (с большой примесью мелколиственных пород, превышающей допустимый предел в 0,1 - 0,2). Значительные, по сравнению с сосновыми, расхождения между фактической и потенциальной продуктивностью еловых насаждений указывают на пониженную устойчивость еловых формаций. Они чаще чем сосновые страдают от антропогенного вмешательства, болезней и вредителей леса, подвержены ветровальности, более чувствительны к изменениям климата и проч.

Приведенное выше сопоставление подтверждает необходимость проведения лесохозяйственных мероприятий по формированию хозяйственно-целесообразных насаждений на основании региональных нормативов по уходу за лесом, которые должны быть разработаны для условий Республики Марий Эл.

Подобными мероприятиями могут быть:

сохранение высокополнотных древостоев, отказ от интенсивных коммерческих рубок ухода с поддержанием высокой полноты за счет регулирования густоты и состава на этапе молодняков;