В настоящем разделе представлены прогнозируемые суммы расходов на осуществление лесохозяйственной деятельности и управление лесами Республики Марий Эл и источников их покрытия в 2009 - 2018 гг. (приложение N 22 к Лесному плану).
Лесной кодекс Российской Федерации значительно расширил список полномочий, переданных субъектам Российской Федерации, включив почти все функции по государственному и хозяйственному управлению лесным фондом. В частности, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области организации использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях.
В силу статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации реализация переданных полномочий основана на принципах устойчивого управления лесами, сохранения биологического разнообразия лесов, повышения их потенциала; сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использования лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств и направлена на обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
Основные направления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, количественные и качественные целевые показатели, перечень мероприятий в области охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения обоснованы в разделе Лесного плана "Основные направления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов".
Планирование расходов на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти Республики Марий Эл, осуществлялось на основании нормативного способа планирования, который предполагает, что расходы определяются на основе нормативов, утвержденных в соответствующих нормативных правовых актах с учетом изменения количественных факторов, оказывающих влияние на расходы. Нормативы затрат на выполнение запроектированных мероприятий Лесного плана приняты на основании нормативов затрат на выполнение лесохозяйственных мероприятий, разработанных Министерством лесного хозяйства Республики Марий Эл. Нормативы затрат включают производственные затраты и накладные расходы.
В состав производственных затрат на проведение лесохозяйственных работ включаются:
затраты, непосредственно связанные с проведением работ, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы на оплату труда рабочих;
затраты на обслуживание производственного процесса: по обеспечению выполнения работ сырьем, материалами, топливом, энергией, инструментом, приспособлениями и другими средствами и предметами труда, а также по поддержанию машин и механизмов в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение текущего ремонта);
затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности;
затраты, связанные с управлением лесохозяйственным производством;
другие виды затрат, необходимые для выполнения лесохозяйственных работ.
Общая сумма расходов на осуществление полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных субъекту Российской Федерации, и источники их финансирования за 2009 - 2014 гг. представлены в табл. 3.2, в целом за период планирования (2009 - 2018 гг.) - в приложении N 22 к настоящему Лесному плану.
Как показали прогнозные расчеты, реализация мероприятий лесного хозяйства требует значительных расходов на организацию и ведение лесного хозяйства, отвечающего принципам устойчивого управления лесами. Экономический механизм исполнения полномочий, переданных собственником лесного фонда - Российской Федерации ее субъектам, предполагает исполнение делегированных полномочий за счет средств собственника, т.е. за счет субвенций. Субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на выполнение следующих полномочий:
1) проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов;
2) предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организация и проведение соответствующих аукционов;
3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда;
4) организация использования лесов, их охраны (в том числе тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на указанных землях;
5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации;
6) осуществление государственного лесного контроля и надзора.
В случае утверждения в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не распределенной между субъектами Российской Федерации субвенции указанные средства направляются бюджетам субъектов Российской Федерации дополнительно на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением мероприятий по осуществлению переданных полномочий по охране, защите и воспроизводству лесов. В приоритетном порядке осуществляется выделение средств на финансовое обеспечение расходов, связанных с тушением лесных пожаров и с воспроизводством лесов, расположенных на землях лесного фонда, пострадавших в результате стихийных бедствий.