Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ (с изменениями на: 17.11.2014)


 1.4.1.1. Возможные и фактические объемы заготовки древесины


Нормативный размер пользования спелыми древесными ресурсами определяется расчетной лесосекой исходя из принципов рационального, непрерывного и неистощительного пользования лесным фондом. Установленная расчетная лесосека в спелых и перестойных насаждениях по Республике Марий Эл на 2007 год составила 1017,8 тыс. м3, фактически использовано - 75,4% в том числе по хвойному хозяйству 202,5 тыс. м3. Фактически за 2006 год заготовлено 665,3 тыс. м3, что на 13% меньше фактически заготовленной древесины в 2007 году (приложение N 6). Недоиспользование расчетной лесосеки связано с труднодоступностью некоторых участков.

Общий объем фактической заготовки древесины составляет 1284,6 тыс. м, из них: при рубке спелых и перестойных насаждений - 768,2 тыс. м3, при рубке лесных насаждений при уходе за лесами - 453,5 тыс. м, при рубке поврежденных и погибших лесных насаждений - 6,3 тыс. м, при рубке на лесных участках, предназначенных для эксплуатации объектов лесной инфраструктуры, - 56,6 тыс. м3 (приложение N 7).

Использование расчетной лесосеки по хвойному хозяйству (77,1%) практически не отличается от освоения ресурсов лиственной древесины (76,1%). Выход деловой древесины из лесосечного фонда 2007 года составил 61,7% (приложение N 8).

Уровень использования нормативного объема заготовки древесины крайне не равномерен по лесничествам республики. Наибольшее освоение расчетной лесосеки отмечено в Советском лесничестве (73,1%). Уровень использования расчетной лесосеки более 50% наблюдается почти во всех лесничествах, кроме Козиковского лесничества (47,7%) (приложение N 8).

Важнейшим лесохозяйственным мероприятием, направленным на формирование высокопродуктивных, биологически устойчивых древостоев, а также на своевременное использование древесины, являются рубки ухода за лесом. На объемы рубок ухода влияют не только лесоводственные, но и экономические факторы: потребность в древесине от рубок ухода, которая определяется спросом; транспортная освоенность территории лесного фонда; экономическая доступность ресурсов и др. До последнего времени приоритетом в рубках ухода являлось зарабатывание лесхозами внебюджетных средств в условиях бюджетного дефицита. Ведомственный контроль, осуществляемый лесхозами, как правило, не обеспечивал выполнение основной задачи проведения этих рубок.

Доля полученной древесины при проведении рубок при уходе за лесом от общего фактического объема заготовки древесины составляет 35,3%. Наибольшие объемы заготовленной древесины при рубках ухода приходятся на рубки обновления (45,4%) и проходные рубки (32,2%).