Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЛЕСНОГО ПЛАНА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ (с изменениями на: 17.11.2014)


 2.5.1. Планируемые мероприятия по охране лесов: разграничение территории по способам обнаружения и тушения лесных пожаров, объемы профилактических противопожарных мероприятий, мероприятий по обнаружению и борьбе с лесными пожарами, по развитию системы лесопожарных служб пожарами


Основные задачи охраны лесов от пожаров - предупреждение лесных пожаров, их своевременное обнаружение, ограничение распространения и тушение.

Основные цели системы охраны лесов от пожаров - сбережение лесных ресурсов, сокращение всех видов прямого и косвенного ущерба и создание условий для устойчивого развития лесной экосистемы.

Пожарная опасность определяется типом условий места произрастания (типом леса) или категорией непокрытой лесом площади. Для каждого лесничества Республики Марий Эл по кварталам установлен класс пожарной опасности, пользуясь шкалой оценки лесных участков, по опасности возникновения в них лесных пожаров (рис. 2.3*). Лесорастительные условия, степень освоения и степень интенсивности ведения лесного хозяйства обусловливают необходимость применения наземной и авиационной охраны лесов.

________________
     * Рис. 2.3 не  приводится. - Примечание изготовителя  базы данных.


Леса являются экологическим каркасом территорий, поэтому очевидной представляется важнейшая роль природоохранных мероприятий, направленных на сохранение лесов, в первую очередь от пожаров. При этом первостепенное значение имеет обнаружение пожаров на ранней стадии.

С учетом всех достижений науки и техники в систему охраны лесов от пожаров следует включить систему космического мониторинга природной пожарной опасности и обнаружения лесных пожаров.

Основными направлениями развития и совершенствования системы охраны леса являются:

упорядочение организационной и функциональной структуры и приведение ее в соответствие с условиями и характером работ по борьбе с лесными пожарами;

перестройка механизма функционирования этой системы и методов управления ею;

оптимизация режимов деятельности лесопожарных служб с учетом ограничений на размеры выделяемых им ассигнований;

создание интегрированных систем мониторинга лесных пожаров федерального и регионального уровней.

Как показал анализ проведенных мероприятий по охране и защите лесов от пожаров, в лесах авиационное обнаружение пожаров значительно уступает по эффективности наземному.

Новая система оценки и прогноза пожарной опасности должна базироваться на данных наземных, авиационных и космических наблюдений за погодой, корректных математических моделях процессов увлажнения и высыхания лесных горючих материалов, возникновения и развития лесных пожаров.

Структура и количество вводимых в действие сил и средств пожаротушения должны регулироваться за счет маневрирования ресурсами лесопожарных служб, а также мобилизации людей и техники для тушения крупных пожаров, выходящих из-под контроля системы охраны леса. Необходимое условие эффективного маневрирования - создание в системе охраны леса межрегиональных лесопожарных центров, располагающих мобильными лесопожарными формированиями с имеющимися в их распоряжении средствами пожаротушения, связи и транспорта, организованными по типу сил быстрого реагирования. Наличие у авиалесоохраны собственных воздушных судов для переброски людей и техники, а также самолетов-танкеров для подавления пожаров с воздуха создает предпосылки для организации таких центров. Распределение территории Республики Марий Эл по зонам обнаружения лесных пожаров приведены на рис. 5.14*. Типовые штаты и нормы оснащения авиаотделений планируются согласно Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 22 сентября 1997 года N 122.

________________
     * Рис. 5.14 не  приводится. - Примечание изготовителя  базы данных.

Для повышения эффективности работы авиабазы следует увеличить количество аттестованных руководителей тушения лесных пожаров до 4 человек.

Территорию республики целесообразно разделить на три уровня авиапатрулирования:

I уровень - территории, на которых проводится только эпизодическое авиапатрулирование в период чрезвычайной пожарной опасности. Это территории Сернурского, Мари-Турекского, Новоторъяльского, Куженерского, Советского, Оршанского, Параньгинского, Козьмодемьянского лесничеств. При этом уровне авиалесоохраны авиапатрулирование производится по существующему маршруту;

II уровень - территории с развитой сетью лесных дорог; наличием большого количества пожарно-наблюдательных вышек, на которых авиапатрулирование проводится в периоды высокой и чрезвычайной опасности. Сюда входят Моркинский, Кужерский, Алексеевский, южные части Звениговского лесничества, НП "Марий Чодра". При этом уровне авиалесоохраны авиапатрулирование проводится по маршруту Йошкар-Ола - Верхнее Азяково - Кумья - Юркино - озеро Марьер - Таир - Красногорский - Морки - Силикатный - Верхнее Азяково - Йошкар-Ола. Протяженность маршрута 450 км;

III уровень - авиапатрулирование проводится согласно инструкции "Регламентация работ авиалесопожарных служб". Это территории с недостаточной сетью лесных дорог и пожарно-наблюдательных вышек, наиболее опасные в лесопирологическом отношении - Юринское, Козиковское, Килемарское, Волжское, Руткинское, Кокшайское, северная часть Звениговского, Куярское лесничество, заповедник "Большая Кокшага". Маршрут авиапатрулирования при третьем уровне следующий: Йошкар-Ола - Верхнее Азяково - Кумья - Юркино - озеро Марьер - Таир - Суслонгер - Верхнее Азяково - Йошкар-Ола. Протяженность - 350 км.

Потребное время налетов составляет 260 часов, кратность авиапатрулирования 0,6.

Кроме патрулирования территорий с использованием авиации не теряет своей актуальности обнаружение лесных пожаров с пожарно-наблюдательных вышек. Разработанные в настоящее время конструкции вышек позволяют оснащать их средствами дистанционного обнаружения мест возгорания. Эффективным считаем применение телевизионных установок, позволяющих усовершенствовать работу пожарных сторожей. Современные навигационные приборы позволяют наиболее точно определить место пожара и скорректировать работу служб по его ликвидации.

Перспективным для размещения дистанционных телеустановок считаем использование вышек мобильной телефонной связи. Данные вышки имеют простую конструкцию, размещаются на господствующих высотах и представляют на сегодняшний день уже созданную развитую сеть. Данную сеть вышек можно использовать и в целях пожарной охраны, это может существенно сократить затраты на строительство пожарно-наблюдательных вышек (далее - ПНВ) и их обслуживание, а так же исключит содержание пожарных сторожей для работы на ПНВ.

Объемы профилактических противопожарных мероприятий, мероприятий по обнаружению и борьбе с лесными пожарами, по развитию системы лесопожарных служб запроектированы с учетом отчетов лесхозов (формы 5-ЛХ, 10-ЛХ) за 2006 год. Все планируемые мероприятия по охране лесов от пожаров приведены в приложении N 15.

На основе отчета отдела охраны, защиты и воспроизводства лесов за 2007 год по обеспечению лесничеств средствами обнаружения и тушения лесных пожаров (подраздел 1.2.4. Профилактические противопожарные мероприятия) следует констатировать бесспорно недостаточное количество единиц техники и оборудования для действенной работы лесничеств при пожаротушении. Укомплектование лесничества современным противопожарным оборудованием в полном объеме должно быть проведено по перечню технологической и организационно-технической оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС в зависимости от их типа (табл. 5.5 - 5.8).