Недействующий

О СХЕМЕ И ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2016 - 2020 ГОДЫ


3.4 Проблемы в энергоснабжении децентрализованных потребителей зоны


Значительная часть территории Республики Саха (Якутия) находится вне зоны энергосистемы, в основном это северные улусы, где электроэнергией потребители обеспечиваются от многочисленных автономных электростанций.

Обширность обслуживаемой АО "Сахаэнерго" территории делает невозможным ее охват линиями электропередачи, а отсутствие крупных населенных пунктов и промышленных потребителей приводит к нецелесообразности строительства источников генерации большой мощности, вследствие чего энергообеспечение в целом носит социальный характер. Все дизельные электростанции работают на свои распределительные электросети, охватывающие территорию отдельного села или поселка.

В производственной деятельности АО "Сахаэнерго" "узкие места" обусловлены, так же, как и в энергосистеме, в основном, износом генерирующего оборудования, линий электропередачи и трансформаторных подстанций. Значительная часть оборудования введена в строй более 30 - 40 лет назад и выработала парковый ресурс.

Вместе с тем эксплуатация энергооборудования осуществляется в сложных климатических условиях, что ведет к большим расходам по содержанию электросетей, в основном выполненных на деревянных опорах, ускоренному износу и дополнительным затратам на ремонт и восстановление.

На 2014 г. из общего количества генерирующего оборудования дизельных электростанций, состоящего из 577 единиц разных типов и модификаций, лишь 24% находятся в хорошем состоянии, остальные - в удовлетворительном. Количество агрегатов, выработавших нормативный ресурс, в среднем составляет более 30%, а по установленной мощности - более 53%. В Зырянском РЭС, Чокурдахском РЭС эта величина достигает 67 и 62% по количеству и 95,3 и 83,5% - по мощности агрегатов соответственно.

При этом наихудшее состояние ДЭС в с. Белая Гора (Белогорский РЭС), п. Жиганск (Жиганский РЭС), п. Зырянка и с. Угольное (Зырянский РЭС), с. Кобяй (Кобяйские ЭС), с. Нычалах (Чокурдахский РЭС), где все дизельгенераторы эксплуатируются с превышением нормативного срока службы. Кроме того, имеются ДЭС, на которых только 1 или 2 агрегата не исчерпали свой ресурс: 1 из 12 (10% мощности) в п. Батагай (Верхоянские РЭС), 3 из 13 (23%) п. Сангар (Кобяйские ЭС), 2 из 9 (7%) в с. Хонуу (Момский РЭС), 2 из 10 (8%) в п. Чокурдах (Чокурдахский РЭС), 1 из 11 (0,25) в п. Усть-Куйга (Янские ЭС).

На дизельных электростанциях установлены дизель-генераторы различных производителей: "Ярославский моторный завод", "Алтайдизель", "РУМО" (Русские моторы), ВДМ (Волжский завод им. Маминых), CUMMINS (Великобритания), CATERPILLAR (США) и другие.

Средний удельный расход топлива по АО "Сахаэнерго" в 2014 г. составляет 402,5 г/кВт.ч, что ниже уровня 2013 г. на 2,4 г/кВт.ч. Однако по отдельным подразделениям этот показатель превышает установленный норматив или факт предыдущего года. Наиболее существенное превышение наблюдается на ДЭС в Жиганском, Оленекском, Нижнеколымском, Олекминском и Среднеколымском филиалах.

Одноцепные линии электропередачи напряжением 6 - 10 кВ протяженностью 689 км выполнены исключительно на деревянных опорах. Более 40% воздушных линий электропередачи отработали более 25 лет.

По состоянию 2014 г. из общего количества трансформаторов электростанций напряжением от 6 кВ (759 шт.), находящихся в ведении АО "Сахаэнерго", 57% (430 шт.) выработало нормативный срок службы, что по установленной мощности составляет около 70%. Несмотря на то, что по отчетным данным состояние парка трансформаторов хорошее и удовлетворительное, в эксплуатации находятся трансформаторы отработавшие 45 - 55 лет при нормативе 25 лет: с. Чагда (Алданский РЭС), п. Тикси (Булунские ЭС), п. Батагай (Верхоянские ЭС), с. Кобяй (Кобяйские ЭС), п. Черский (Нижнеколымский РЭС), п. Чокурдах (Чокурдахский РЭС), п. п. Куйга и Нижнеянск (Янские ЭС). Наихудшее состояние трансформаторов в Белогорском РЭС, Булунских ЭС, Зырянском РЭС, Нижнеколымском РЭС и Янских ЭС, где 73 - 95% мощности трансформаторов выработало нормативный срок службы.

Проблемы в топливоснабжении электростанций обусловлены:

- большой долей потребления дизельного топлива - 76,6% от общего потребления;

- сложной транспортной схемой поставок с несколькими перевалками на различные виды транспорта (морской, речной, автомобильный);

- досрочным завозом топлива и материально-технических ресурсов, связанным с короткими сроками навигации и труднодоступностью малых рек;

- необходимостью создания депонационных запасов дизельного топлива и материально-технических ресурсов, что ведет к замораживанию оборотных средств на срок до полутора лет.

Все это приводит к высокой себестоимости вырабатываемой электроэнергии.