Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2017 - 2019 ГОДЫ (с изменениями на: 29.10.2016)


 Транспортный комплекс


Развитие грузовых перевозок в значительной степени будет связано с освоением месторождений полезных ископаемых в Западной и Восточной Якутии, реализацией инвестиционных проектов Южной Якутии.

Основным фактором роста грузовых перевозок являются темпы строительства газопровода "Сила Сибири", для реализации которого необходимо завозить от 150 до 350 тыс. тонн материально-технических ресурсов ежегодно в течение рассматриваемого периода.

В результате реализации инвестиционных проектов, освоения месторождений, роста покупательской способности населения, объем перевозок грузов в 2019 году ожидается на уровне 38,5 млн. тонн по базовому варианту, что составит 115,6% к 2016 году (по целевому варианту - 126,1%). Основное увеличение объемов перевозок грузов прогнозируется на железнодорожном транспорте до 7,8 млн. тонн к 2019 году, что связано с вводом в эксплуатацию Инаглинского угольного комплекса, по второму варианту учтен ввод Таежного ГОКа.

Рост объемов перевозок на железнодорожном транспорте прогнозируется с учетом ожидаемого ввода в 2017 году в постоянную эксплуатацию участка Томмот - Якутск железнодорожной линии Беркакит - Томмот - Якутск, что увеличит грузооборот порядка 30%.

По участку Беркакит - Томмот традиционно будет перевозиться на экспорт продукция инвестиционных проектов Южной Якутии: объем перевозок с Инаглинского угольного комплекса возрастет до 5 млн. тонн, разработка Кабактинского месторождения позволит увеличить объемы к 2018 году еще на 0,8 млн. тонн.

Поток грузов за счет реализации указанных проектов на конец прогнозируемого периода достигнет 9,8 млн. тонн, что почти в 2 раза выше уровня 2016 года.

Завершение строительства и ввод в эксплуатацию пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) планируется в конце 2017 года с выходом при благоприятных условиях на проектную мощность запланированных инвестиционных проектов в 2019 году.

Объемы перевозок водным транспортом не претерпят значительных изменений и составят в 2017 году 101,8% к 2016 году, в 2019 году - 105,8% к 2016 году. Для потребностей Восточной газовой программы ОАО "Ленское объединенное речное пароходство" планирует перевести 814 тыс. тонн грузов, в том числе в 2016 году - 322 тыс. тонн, в 2017 году - 320 тыс. тонн, в 2018 году - 172 тыс. тонн, в 2019 году - 190 тыс. тонн.

Планомерный рост объемов перевозок грузов на автомобильном транспорте (105,1% в 2019 году к уровню 2016 года) связан со строительством в Ленском районе газопровода "Сила Сибири" и полномасштабным строительством и реконструкцией федеральных дорог. Рост объемов перевозок пассажиров (101,4% в 2019 году к 2016 году) и пассажирооборота (105,0% в 2019 году к 2016 году) связан с введением новых маршрутов в центральных районах республики (Мегино-Кангаласский, Намский улусы).

В период 2017-2018 г.г. местными авиаперевозчиками планируется рост количества рейсов и налета (в 2018 году количество перевезенных пассажиров составит 1 285,0 тыс. пассажиров или 109,2% к 2016 году, пассажирооборот - 2 957,1 млн. пасс. км или 107,6%), что связано с планируемым отказом от полетов компаний-конкурентов из-за реконструкции ИВПП аэропорта "Якутск". Авиакомпанией "Якутия" планируется развитие дальневосточных направлений, трансферных перевозок через узловые аэропорты Якутск, Хабаровск, увеличение частоты выполнения рейсов, возобновление чартерных полетов в туристические центры из Москвы, развитие туристических направлений на острова Тихоокеанского региона (Сайпан и Гуам) из городов Хабаровск и Владивосток и расширение программы нерегулярных перевозок преимущественно в Японию и КНР.

К 2019 году после открытия реконструированной полосы аэропорта г. Якутска будут возобновлены рейсы авиакомпаний-нерезидентов по дальнемагистральным маршрутам, что повлечет сокращение пассажирооборота авиакомпании "Якутия" на 6% к 2018 году. Вместе с тем, в 2019 году сокращение потока пассажиров авиакомпании "Якутия" не прогнозируется в связи с наращиванием объемов по регулярному расписанию и введением новых маршрутов (рост по сравнению с 2018 годом на 103,3%).

Прогнозируется увеличение частоты местных перевозок по более рентабельным направлениям в периоды высокого спроса по маршрутам Якутск - Нюрба, Якутск - Сунтар, Якутск - Усть-Куйга, Якутск - Белая Гора, Якутск - Депутатский.

В целях развития региональной авиации, сдерживания роста тарифов, повышения конкурентоспособности регионального авиаперевозчика на российском рынке пассажирских авиаперевозок и инвестиционной привлекательности авиакомпании, обеспечения уровня безопасности полетов будет реализовано решение о слиянии двух региональных авиакомпаний в авиахолдинг.

Важнейшими задачами транспортного строительства в прогнозный период являются:

ввод пускового комплекса Томмот - Якутск (Нижний Бестях) в 2017 году;

начало в 2018 году строительства транспортно-логистического центра на станции "Нижний Бестях";

строительство и реконструкция аэропортов;

реконструкция искусственной взлетной-посадочной полосы аэропорта Якутск.

Ввод в эксплуатацию моста через р. Лена в районе г. Якутска планируется в 2022 году, что позволит интегрировать в зону круглогодичного транспортного сообщения центральные, восточные и западные районы республики с охватом более 83% населения Якутии, обеспечит круглогодичную ритмичную поставку грузов вместо сезонного завоза, до 30% сократится стоимость доставки основной массы грузов, существенно ускорится оборачиваемость средств предприятий всех отраслей экономики и социальной сферы Якутии.

Приоритетами строительства автомобильных дорог остаются региональные дороги "Амга", "Кобяй" и "Умнас", продолжится масштабная реконструкция и строительство автомобильных дорог федерального значения "Вилюй", "Колыма" и "Лена". С учетом строительства и реконструкции будет увеличена протяженность дорог регионального значения с твердым покрытием до 3 550,4 км к 2019 году, что больше протяженности 2016 года на 1,9%.

Планы строительства дорог регионального и местного значения запланированы с учетом прогнозируемого объема Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) на уровне последних лет 3,0 - 3,5 млрд. рублей. Из Дорожного фонда Республики Саха (Якутия) будут предоставляться субсидии местным бюджетам на софинансирование строительства автодорог местного значения. Таким образом, дороги местного значения с твердым покрытием с учетом сохранения темпов строительства за последние 3 года могут достигнуть 5 095,2 км, что на 1,6% больше протяженности в 2016 году.

С учетом строительства дорог доля населенных пунктов, имеющих круглогодичную связь по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования Республика Саха (Якутия), достигнет в 2019 году 57,9% при 56,3% в 2016 году.