Согласно сценарным условиям социально-экономического развития Российской Федерации, в предстоящий 3-летний период цены на нефть будут по-прежнему низкими, а санкции и контрсанкции останутся в силе. Проект прогноза социально-экономического развития России на 2016 год предполагает сохранение сложившейся мировой конъюнктуры, высокой нестабильности мировых цен на энергоносители, колебаний валютных курсов. Согласно базовому сценарию, в 2016 году вновь ожидается дальнейшее сокращение российской экономики на 0,6%. В 2017 году прогнозируется возобновление положительного, хотя и незначительного, роста ВВП в 0,6%. Прогнозируется, что в 2016 году цены на нефть в среднем составят около 40 долларов США за баррель и сохранятся до 2019 года.
Помимо базового сценария предусмотрены целевой и консервативный сценарии. Согласно консервативному сценарию, сокращение экономики может составить около 2,1% в 2016 году, а в 2017 году сокращение замедлится до 0,4%. В целевом сценарии прогнозируется сокращение экономики на 0,2% в 2016 году, а в 2017 году рост экономики составит 0,4%.
На основе анализа текущей ситуации курс доллара США к рублю предлагается следующий: в 2016 году - 67,5 рублей за доллар США, в 2017 году: по первому варианту - 67,5 рублей, по второму - 65,5 рублей, в 2018 году: 68,7 рублей и 65,0 рублей, в 2019 году: 71,1 рубль и 64,4 рубля.
(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2016 N 385)
Варианты прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) сформированы на основании сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации, с учетом складывающейся динамики мирового экономического развития, динамики и прогнозов мировых цен на основные энергетические и сырьевые ресурсы, а также с учетом приоритетов развития Республики Саха (Якутия), определенных стратегическими документами планирования.
Прогноз сценарных условий и основных макроэкономических параметров разработан в составе двух вариантов - базовый сценарий (вариант 1) и целевой сценарий (вариант 2).
Базовый сценарий (вариант 1) определяет основные тенденции и параметры развития экономики в условиях реализации существующих внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов.
Данный сценарий предполагает затянувшийся процесс преодоления последствий экономического кризиса, низкий объем бюджетного финансирования. Продолжится реализация начатых крупных инвестиционных проектов, включая строительство газопроводной системы "Сила Сибири" и обустройство Чаяндинского месторождения как основного проекта, определяющего динамику инвестиций в основной капитал региона. При этом вариант предполагает недостаточную инвестиционную активность частного сектора и доходов населения. В рамках реализации данного сценария масштабы организационной, инновационной и инвестиционной деятельности социально-экономического развития региона будут существенно ограничены.
Базовый сценарий предусматривает сохранение среднегодовой цены на нефть на уровне 40 долларов США за баррель в период 2017 - 2019 годов.
Среднегодовой курс рубля в 2016 году ожидается на уровне 67.5 рублей за доллар США. Вариант предполагает ослабление в среднесрочной перспективе курса национальной валюты до 71,1 рубля за доллар США к 2019 году.
(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2016 N 385)
Всплеск инфляции, наблюдавшийся с конца 2014 и в течение 2015 года, был обусловлен рядом факторов, прежде всего, воздействием продовольственных контрсанкций и резким ослаблением рубля, влияние которых на инфляционные процессы ослабнет к концу текущего года. При низком потребительском спросе ожидается, что инфляция в 2016 году замедлится, но не вдвое - до 7,9%. К 2019 году при стабильном курсе рубля инфляция снизится до 4,7%, то есть чуть выше базового варианта, определенного сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации (104,1%).
Базовый вариант учитывает исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 24.09.2015 N Пр-1936 о снижении тарифов и выравнивании цен (тарифов) на электрическую энергию на Дальнем Востоке до инвестиционно привлекательного уровня и начало их действия с 1 июля 2018 года.
Сценарий предусматривает существующие производственные мощности действующих предприятий и фактически достигнутые уровни объемов добычи полезных ископаемых, а также сохранение цен и спроса на углеводородное сырье, алмазы и уголь на внутреннем и внешних рынках.
Сценарий учитывает реализацию Восточной газовой программы, а также строительство объектов в рамках предусмотренных объемов финансирования федеральных целевых программ, ФАИП, государственных программ Республики Саха (Якутия). Предполагается развитие территории опережающего социально-экономического развития "Кангалассы".
Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596 - 606, соотношение заработной платы по целевым категориям бюджетной сферы с 2017 по 2018 годы будет исполнено с допустимым отклонением в 5% от плановых показателей Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р). В 2019 году соотношение заработной платы по целевым категориям бюджетной сферы планируется сохранить на уровне 2018 года.
С 2017 года будет наблюдаться положительная динамика роста реальной заработной платы и реальных располагаемых денежных доходов. Полное восстановление реальных располагаемых денежных доходов до уровня 2013 года в прогнозный период не ожидается.
Целевой (вариант 2) базируется на предположении о более позитивной конъюнктуре рынка энергоносителей и частичной отмене экономических санкций с 2016 года.
Данный сценарий основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования при улучшении внешнеэкономических условий.
Целевой вариант учитывает исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 24.09.2015 N Пр-1936 о снижении тарифов и выравниванию цен (тарифов) на электрическую энергию на Дальнем Востоке до инвестиционно привлекательного уровня и начало их действия с 1 июля 2017 года.
Сценарий учитывает реализацию Восточной газовой программы, инвестиционных проектов Южной Якутии, создание более двух территорий опережающего социально-экономического развития, индустриальных парков, технопарков. Вариант учитывает дополнительные возможности для финансирования государственных программ за счет федеральных источников.
Ожидается ввод в эксплуатацию новых мощностей горного производства (полиметаллической, сереброрудной), усиление инвестиционной составляющей, повышение эффективности расходования и расширения механизмов привлечения бюджетных средств и внебюджетных ресурсов.
В данном сценарии среднегодовая цена на нефть Urals - 40 долларов США за баррель на весь период соответствует базовому варианту.
Вариант предполагает постепенное укрепление курса национальной валюты до 64,4 рублей за доллар США.
(в ред. постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 29.10.2016 N 385)
Темпы инфляции будут соответствовать целевым значениям, изложенным в сценарных условиях функционирования экономики Российской Федерации, с замедлением до 4% к 2019 году.
Сценарием предусматривается реализация задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596 - 606, выполнение целевых соотношений заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы. В 2019 году соотношение заработной платы по целевым категориям бюджетной сферы планируется сохранить на уровне 2018 года.
Вариант учитывает полное восстановление реальных располагаемых денежных доходов до уровня 2013 года к 2019 году.