Действующий

О ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2017 - 2019 ГОДЫ (с изменениями на: 29.10.2016)


 Качество жизни населения и рынок труда


Развитие рынка труда в среднесрочной перспективе будет проходить в условиях демографических ограничений и в значительной степени определяться общей ситуацией в экономике.

Крупные и средние предприятия в настоящее время не имеют избыточной занятости после оптимизации издержек в кризисные годы. Предприятия скорее будут стремиться сохранить численность работников в ожидании улучшения экономической ситуации и оживления спроса.

По оценке на 2016 год, среднегодовая численность занятого населения составит 483,0 тыс. человек, ожидается снижение численности безработных - уровень безработицы снизится до 7,2% рабочей силы (36,1 тыс. человек), в основном, за счет увеличения экономической активности населения до 501,7 тыс. человек. Оживление реального сектора экономики позволит увеличить занятость в 2017 году до 484,3 тыс. человек (100,3% к 2016 году). В прогнозный период среднесписочная численность работников к 2019 году увеличится до 352,4 тыс. человек. Наибольший рост численности прогнозируется по видам экономической деятельности "Добыча полезных ископаемых" и "Строительство". Увеличение численности работников планируется в рамках реализации инвестиционных проектов "Комплексное развитие Южной Якутии", проектов АО "Газпром", АК "АЛРОСА" (ПАО), развитие электросетевой и транспортной инфраструктуры.

На протяжении прогнозного периода численность рабочей силы поэтапно будет расти до 508,3 тыс. человек в 2019 году.

С 2017 года экономика начнет процесс восстановления, который повлечет за собой снижение безработицы до 6,9% к рабочей силе в 2019 году.

Продолжится реализация Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы с учетом целевых задач по Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".

С учетом ограниченных финансовых возможностей бюджетной системы заработная плата работников бюджетной сферы в 2016 году учтена без повышения. Планируются к подписанию дополнительные соглашения к "дорожным картам" в части внесения изменений планового соотношения заработной платы целевых категорий работников бюджетной сферы. Учитывая, что заработная плата остается без повышения, по оценке плановые показатели "дорожных карт" в 2016 году не будут достигнуты. В соответствии с подписанными дополнительными соглашениями поставлена задача по привлечению средств на повышение заработной платы работников, определенных "майскими указами", от проведения мероприятий по оптимизации (численности персонала, расходов на содержание учреждений, реструктуризации сети).

В соответствии с республиканским (региональным) соглашением о минимальной заработной плате в Республике Саха (Якутия) между Правительством Республики Саха (Якутия), Федерацией профсоюзов и республиканскими объединениями работодателей с 1 июля 2016 года установлена минимальная заработная плата в республике на уровне 16 824 рублей в месяц и достигнута 100% величина прожиточного минимума трудоспособного населения за I квартал 2016 года.

В условиях жестких бюджетных ограничений соотношение заработной платы по целевым категориям бюджетной сферы с 2017 по 2018 годы по первому варианту учтено с допустимым отклонением в 5% от плановых показателей Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года N 2190-р). По второму варианту планируется 100% выполнения плановых показателей "дорожной карты".

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в целом по республике по оценке в 2016 году составит - 58 305 рублей, прогноз на 2017 год - 62 631 рубль, на 2018 год - 67 294 рубля, на 2019 год - 71 799 рублей. Снижение реальной заработной платы в целом по республике в 2016 году оценивается на уровне 1,1%. В прогнозный период по мере стабилизации экономики ускорится и динамика заработной платы в бюджетном и частном секторе экономики. Таким образом, рост реальной заработной платы с 2017 по 2019 годы по республике составит 101,2%, 101,7%, 101,9% соответственно. По текущей оценке рост реальной заработной платы по Республике Саха (Якутия) нарастающим итогом к 2018 году прогнозируется в 1,2 раза (по РФ - 1,1 раза). Выполнение показателя "увеличение реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза к 2018 году", определенного майским указом Президента Российской Федерации, по текущей оценке затруднено.

Фонд оплаты труда работников предприятий и организаций в 2016 году прогнозируется в размере 241,5 млрд. руб. с ростом на 6,9% к предыдущему году, в 2019 году - 303,6 млрд. рублей с ростом на 25,7% к 2016 году.

Динамика реальных располагаемых доходов населения в базовом варианте в целом повторяет траекторию изменения реальной заработной платы. В 2016 году вслед за сокращением реальной заработной платы реальные располагаемые денежные доходы снизятся на 1,5%. Такая ситуация, в основном, связана с тем, что население для поддержания уровня своего потребления будет тратить сбережения, накопленные в прошлом периоде, чтобы компенсировать отсутствие роста зарплат.

Также не способствует росту доходов "догоняющая" индексация социальных трансфертов, которая компенсирует разницу инфляционного роста предыдущего года.

Несмотря на замедление динамики роста процентов, уплачиваемых за предоставленные кредиты, необходимость обслуживать кредиты, взятые в прошлые периоды, будет выступать дополнительной финансовой нагрузкой для населения и отрицательно влиять на динамику располагаемых доходов.

В результате снижение реальных располагаемых доходов в 2016 году по оценке составит 1,5% против 1,1% сокращения реальной заработной платы.

В 2017 - 2019 г.г. динамика реальных располагаемых доходов населения будет ускоряться с 0,1% до 1,5% по базовому варианту.

Более высокие темпы роста заработной платы во втором варианте обеспечат ускорение роста доходов. Среднегодовые темпы роста реальных располагаемых доходов в 2017 - 2019 г.г. составят от 1,1% до 2,2% по целевому варианту развития. Докризисный уровень (2013 год) роста реальных располагаемых доходов населения ожидается достичь по целевому варианту в 2019 году.