Недействующий

Об утверждении государственной программы города Севастополя "Экология и охрана окружающей среды города Севастополя" (с изменениями на 2 сентября 2021 года)



I. Характеристика фактического состояния сферы реализации подпрограммы 1 и прогноз развития на перспективу


Охрана окружающей среды, использование и охрана природных ресурсов представляют собой не только основу для развития экономики и социальной сферы, но и гарантию нормальной жизнедеятельности для настоящих и будущих поколений. Поэтому данная сфера находится под особым вниманием, что законодательно закреплено Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".


В настоящее время одной из основных экологических проблем является высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий топливно-энергетического комплекса и автотранспорта. Несмотря на сокращение промышленных выбросов, в городе Севастополе наблюдается тенденция увеличения выбросов загрязняющих веществ в связи с неуклонным ростом численности транспорта, особенно в курортный сезон.


Другой не менее значимой проблемой является деградация биологических ресурсов города Севастополя в условиях постоянно развивающейся хозяйственной деятельности города и рекреационной нагрузки в весенне-летне-осенний период. К биологическим ресурсам города Севастополя можно отнести особо ценные лесные массивы и леса первой категории, эндемичную и реликтовую флору и фауну, а также особо охраняемые природные территории регионального значения.


Важнейшим условием экологической и социальной безопасности города Севастополя является благополучие городского водохозяйственного комплекса, который находится в состоянии материально-технического упадка и перегруженности в результате урбанизации и сельскохозяйственного использования.


Активное хозяйственное освоение не только водоохранных зон, но и прибрежных защитных полос вплоть до береговой линии влечет обвально-оползневую деформацию берегов, активизацию эрозионных и абразионных процессов и изменения водно-физических свойств почв. Все это приводит к загрязнению русел рек, нарушению водного режима, изменению состояния водных экосистем и ухудшению качества поверхностных вод, в том числе используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.


Для предотвращения этих процессов необходимо провести природоохранные мероприятия по очистке водных объектов и укреплению береговой линии в черте города Севастополя.


Большая часть гидротехнических сооружений на территории города находится в неудовлетворительном техническом состоянии (около 40%) по причине длительной эксплуатации без проведения необходимых текущих и капитальных ремонтов, низкого уровня эксплуатации, недостаточной пропускной способности водосбросных и водопропускных сооружений, дефектов при строительстве, а также отсутствия квалифицированного персонала.


Значительное количество гидротехнических сооружений может быть потенциально опасным, поскольку в нижнем бьефе водных объектов расположены населенные пункты, объекты экономики и социальной инфраструктуры, в случае пропуска весенних паводков возможны чрезвычайные ситуации с разрушением плотин и затоплением территории.


В результате реализации мероприятий будет ежегодно проводиться капитальный ремонт гидротехнических сооружений и обеспечиваться надежная и безопасная работа гидротехнических сооружений в эксплуатационный период.


Минерально-сырьевая база города Севастополя состоит в основном из сырья (флюсовые и пильные известняки, глинистые породы) для производства строительных материалов, сырья (флюсовые известняки) для использования в доменном и сталелитейном производствах, сахарной и содовой промышленности, а также из металлических (черные и цветные металлы) и неметаллических (оптический кальцит, минеральные удобрения фосфатные) полезных ископаемых, которые не имеют практического значения, и питьевых, технических подземных вод. В связи с этим наиболее актуальными вопросами в сфере геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых на региональном уровне являются воспроизводство запасов общераспространенных полезных ископаемых, развитие минерально-сырьевой базы отдельных видов общераспространенных полезных ископаемых, информационно-аналитическое обеспечение системы лицензирования.


В соответствии с пунктом 6 статьи 10, а также пунктом 5 статьи 59 Водного кодекса Российской Федерации все скважины на воду, не пригодные для эксплуатации, а также заброшенные наблюдательные, структурно-картировочные и поисковые скважины, должны быть затампонированы или ликвидированы. Ликвидационный тампонаж, а также консервация скважин будут осуществляться с целью предотвращения загрязнения основных эксплуатационных водоносных горизонтов и устранения опасных экологических последствий: подтопление, ухудшение гидрохимических характеристик подземных вод, связанных с самоизливом гидрогеологических скважин.


Анализ текущего состояния сферы реализации Программы показывает наличие ряда проблем в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов:


- высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха выбросами веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;


- отсутствие данных о состоянии компонентов природной среды;