Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2017 - 2019 ГОДЫ (с изменениями на: 21.05.2018)


 1. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей в Кемеровской области


Программа представляет собой комплекс целевых ориентиров, направленных на создание в Кемеровской области условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке Кемеровской области.

Национальная политика в сфере защиты прав потребителей призвана способствовать достижению стратегической цели социально-экономического курса Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации - повышению уровня жизни населения, усилению государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации.

В настоящее время законодательство о защите прав потребителей предоставляет ряд преференций потребителю как экономически более слабому звену. Однако в связи с тем, что технический прогресс несколько опережает принятие соответствующих правовых актов, актуальным вопросом остается минимизация рисков для потребителей.

Правительство Российской Федерации регулярно уделяет внимание совершенствованию государственного регулирования сферы потребительских отношений, поскольку равная и реальная защита интересов потребителей может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе.

Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации является принятие Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.

Под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.

В Кемеровской области система защиты прав потребителей включает в себя:

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области;

иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области - Коллегию Администрации Кемеровской области;

департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области;

общественные объединения потребителей Кемеровской области.

За время существования системы защиты прав потребителей в Кемеровской области отработано взаимодействие и организована ее согласованная работа через межведомственный координационный совет по защите прав потребителей в Кемеровской области.

На 2017 - 2019 годы определены следующие приоритеты:

1. Дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав потребителей на территории Кемеровской области:

дальнейшее развитие взаимодействия между Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области, департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей, в том числе в рамках межведомственного координационного совета по защите прав потребителей в Кемеровской области и Программы;

организация различных форм информирования и консультирования граждан на уровне городских округов и муниципальных районов;

действенное функционирование городских и муниципальных межведомственных координационных советов по защите прав потребителей;

разработка и принятие муниципальных программ развития комплексной защиты прав потребителей.

Анализ деятельности органов местного самоуправления показывает, что за последние годы количество специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, сокращается. Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.

Органы местного самоуправления ближе всего находятся к потребителю, поэтому Законом Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на них возложен ряд функций: рассмотрение жалоб потребителей, их консультирование, предъявление исков в суд по собственной инициативе, по поручению отдельного потребителя либо неопределенного круга потребителей, эффективное выполнение которых в конечном итоге позволило бы повысить уровень правовой защищенности потребителя. По этой причине одним из основных мероприятий Программы является обеспечение деятельности созданных ранее при администрациях муниципальных районов и городских округов информационно-консультационных центров для потребителей.

2. Повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в наиболее проблемных сферах потребительского рынка.

3. Совершенствование механизма использования судебной защиты прав потребителей, в том числе неопределенного круга потребителей, включая участие в судебных разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

4. Совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушении прав потребителей.

5. Наращивание информационно-просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей, прежде всего в сфере финансовых услуг, услуг связи, дистанционной торговли.

Выполнение перечисленных задач определяет высокий уровень требований к организации работы всех ветвей системы защиты прав потребителей - это защита соответствующих прав конкретного гражданина, чьи нарушенные интересы в полной мере могут быть восстановлены только при должной организации деятельности в масштабах всей Кемеровской области, включая особую роль органов местного самоуправления.