КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2016 года N 463

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2017 - 2019 ГОДЫ

(в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.05.2018 N 178)


В целях дальнейшего развития и укрепления системы защиты прав потребителей в Кемеровской области, повышения социальной защищенности граждан Коллегия Администрации Кемеровской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2017 - 2019 годы.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и утвердить программы развития комплексной системы защиты прав потребителей в соответствующих муниципальных образованиях.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на и.о. первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.Н.Чернова.

(п. 3 в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.05.2018 N 178)

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ



Утверждена
постановлением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 23 ноября 2016 года N 463

ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2017 - 2019 ГОДЫ

(в ред. постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 21.05.2018 N 178)


 Паспорт программы "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2017 - 2019 годы

Наименование программы

Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области на 2017 - 2019 годы (далее - Программа)

Директор Программы

И.о. первого заместителя Губернатора Кемеровской области В.Н.Чернов

Основные разработчики Программы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области;
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области

Ответственный исполнитель Программы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области

Участники Программы

Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области;
департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области;
департамент жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области;
департамент транспорта и связи Кемеровской области;
департамент образования и науки Кемеровской области;
департамент труда и занятости населения Кемеровской области;
региональная энергетическая комиссия Кемеровской области;
департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области;
департамент информационных технологий Кемеровской области;
департамент строительства Кемеровской области;
департамент охраны здоровья населения Кемеровской области;
департамент социальной защиты населения Кемеровской области;
управление ветеринарии Кемеровской области;
Государственная служба по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области;
Государственная жилищная инспекция Кемеровской области;
инспекция государственного строительного надзора Кемеровской области;
органы местного самоуправления (по согласованию);
Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области (по согласованию);
отдел (инспекция) государственного надзора по Кемеровской области Сибирского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СМТУ Росстандарта) (по согласованию);
федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Кемеровской области" (по согласованию);
Управление Россельхознадзора по республикам Хакасия и Тыва и Кемеровской области
(по согласованию);
Главное управление МВД России по Кемеровской области (по согласованию);
федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области" (по согласованию);
Управление Росздравнадзора по Кемеровской области (по согласованию);
Управление Роскомнадзора по Кемеровской области (по согласованию);
Отделение по Кемеровской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (по согласованию);
Кузбасская торгово-промышленная палата (по согласованию);
Кемеровское областное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" (по согласованию);
многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг Кемеровской области;
общественные объединения потребителей;
образовательные организации Кемеровской области

Цели Программы

Развитие системы обеспечения прав потребителей в Кемеровской области, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями;
повышение уровня правовой грамотности и информированности по вопросам защиты прав потребителей населения и хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке Кемеровской области;
соблюдение требований законодательства о защите прав потребителей

Задачи Программы

Дальнейшее формирование и обеспечение функционирования системы защиты прав потребителей в Кемеровской области;
координация деятельности всех участников по достижению целей Программы;
повышение доступности правовой и экспертной помощи для потребителей, в первую очередь для их наиболее уязвимых категорий;
системная оценка состояния потребительского рынка и системы защиты прав потребителей;
обеспечение защиты прав потребителей наиболее уязвимых категорий потребителей;
развитие волонтерского движения для вовлечения населения в активное участие в различных мероприятиях Программы;
формирование у населения навыков рационального потребительского поведения;
повышение правовой грамотности населения Кемеровской области в сфере защиты прав потребителей путем регулярного и системного информирования;
правовое просвещение хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на потребительском рынке Кемеровской области;
стимулирование повышения качества товаров, работ, услуг, представляемых на потребительском рынке Кемеровской области;
содействие органам местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области в решении задач по защите прав потребителей;
развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров и повышения квалификации специалистов в сфере розничной торговли и оказания услуг (выполнения работ);
поддержка общественных организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению защиты прав потребителей в Кемеровской области

Целевые показатели Программы

Количество муниципальных образований Кемеровской области, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей (консультационные центры и пункты для потребителей ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области"):
2017 год - 11,
2018 год - 11,
2019 год - 12;
количество консультаций в сфере защиты прав потребителей на 100 тыс. населения Кемеровской области:
2017 год - 250,
2018 год - 260,
2019 год - 270;
количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности, на 100 тыс. населения Кемеровской области:
2017 год - 300,
2018 год - 310,
2019 год - 315;
количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности, на 100 тыс. населения Кемеровской области:
2017 год - 20,
2018 год - 25,
2019 год - 26;
количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, на 100 тыс. населения Кемеровской области:
2017 год - 250,
2018 год - 260,
2019 год - 270;
удельный вес продукции (проб), реализуемой на территории Кемеровской области, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции):
2017 год - 5,8%,
2018 год - 5,7%,
2019 год - 5,6%

Сроки реализации Программы

2017 - 2019 годы

Ожидаемые результаты реализации Программы

Развитие сети общественных приемных по вопросам защиты прав потребителей в регионе для оказания населению бесплатной консультационной помощи, в том числе за счет организации консультирования на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
обеспечение сбалансированной региональной системы защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных организаций и обеспечения комплексного подхода к защите прав потребителей;
повышение уровня доступности информации о правах потребителя и механизмах их защиты, установленных законодательством Российской Федерации;
повышение правовой грамотности населения за счет увеличения доли мероприятий информационно-просветительского характера, направленных на просвещение и информирование потребителей;
снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка;
повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, производителей товаров, исполнителей услуг (работ) посредством комплекса мер, направленных на предупреждение нарушений прав потребителей;
повышение активности и эффективности деятельности общественных организаций и органов местного самоуправления по защите прав потребителей, волонтерского движения за счет государственной поддержки, в том числе в виде грантов, субсидий на целевые мероприятия;
поддержание баланса интересов потребителей и хозяйствующих субъектов за счет создания устойчивой системы развития саморегулируемого (добросовестного) бизнеса, производящего (реализующего) конкурентоспособные, качественные товары (работы, услуги);
увеличение количества фактов добровольного удовлетворения законных требований потребителей продавцами (исполнителями), в том числе с применением процедуры медиации


 1. Характеристика текущего состояния обеспечения прав потребителей в Кемеровской области


Программа представляет собой комплекс целевых ориентиров, направленных на создание в Кемеровской области условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, снижение социальной напряженности на потребительском рынке Кемеровской области.

Национальная политика в сфере защиты прав потребителей призвана способствовать достижению стратегической цели социально-экономического курса Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации - повышению уровня жизни населения, усилению государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации.

В настоящее время законодательство о защите прав потребителей предоставляет ряд преференций потребителю как экономически более слабому звену. Однако в связи с тем, что технический прогресс несколько опережает принятие соответствующих правовых актов, актуальным вопросом остается минимизация рисков для потребителей.

Правительство Российской Федерации регулярно уделяет внимание совершенствованию государственного регулирования сферы потребительских отношений, поскольку равная и реальная защита интересов потребителей может быть обеспечена только при соответствующем комплексном и системном подходе.

Правовой основой защиты прав потребителей в Российской Федерации является принятие Закона Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.

Стратегической целью национальной политики в сфере защиты прав потребителей является создание равных и реальных условий для реализации гражданами-потребителями своих законных интересов и прав повсеместно на территории Российской Федерации. При этом перед государством стоит задача обеспечить наличие правовых и организационных основ, позволяющих адекватно уровню развития экономики и общества формировать и реализовывать все многообразие направлений национальной политики в сфере защиты прав потребителей.

Под национальной системой защиты прав потребителей принято понимать совокупность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей.

В Кемеровской области система защиты прав потребителей включает в себя:

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти - Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области;

иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области - Коллегию Администрации Кемеровской области;

департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области;

органы местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области;

общественные объединения потребителей Кемеровской области.

За время существования системы защиты прав потребителей в Кемеровской области отработано взаимодействие и организована ее согласованная работа через межведомственный координационный совет по защите прав потребителей в Кемеровской области.

На 2017 - 2019 годы определены следующие приоритеты:

1. Дальнейшее развитие и совершенствование системы защиты прав потребителей на территории Кемеровской области:

дальнейшее развитие взаимодействия между Управлением Роспотребнадзора по Кемеровской области, департаментом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей, в том числе в рамках межведомственного координационного совета по защите прав потребителей в Кемеровской области и Программы;

организация различных форм информирования и консультирования граждан на уровне городских округов и муниципальных районов;

действенное функционирование городских и муниципальных межведомственных координационных советов по защите прав потребителей;

разработка и принятие муниципальных программ развития комплексной защиты прав потребителей.

Анализ деятельности органов местного самоуправления показывает, что за последние годы количество специалистов, занимающихся вопросами защиты прав потребителей, сокращается. Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, исполнителей, продавцов, а также на эффективности работы по защите прав потребителей в целом.

Органы местного самоуправления ближе всего находятся к потребителю, поэтому Законом Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей" на них возложен ряд функций: рассмотрение жалоб потребителей, их консультирование, предъявление исков в суд по собственной инициативе, по поручению отдельного потребителя либо неопределенного круга потребителей, эффективное выполнение которых в конечном итоге позволило бы повысить уровень правовой защищенности потребителя. По этой причине одним из основных мероприятий Программы является обеспечение деятельности созданных ранее при администрациях муниципальных районов и городских округов информационно-консультационных центров для потребителей.

2. Повышение эффективности и результативности осуществления государственного контроля (надзора), в том числе в наиболее проблемных сферах потребительского рынка.

3. Совершенствование механизма использования судебной защиты прав потребителей, в том числе неопределенного круга потребителей, включая участие в судебных разбирательствах для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

4. Совершенствование методов работы по рассмотрению обращений граждан о нарушении прав потребителей.

5. Наращивание информационно-просветительской деятельности в сфере защиты прав потребителей, прежде всего в сфере финансовых услуг, услуг связи, дистанционной торговли.

Выполнение перечисленных задач определяет высокий уровень требований к организации работы всех ветвей системы защиты прав потребителей - это защита соответствующих прав конкретного гражданина, чьи нарушенные интересы в полной мере могут быть восстановлены только при должной организации деятельности в масштабах всей Кемеровской области, включая особую роль органов местного самоуправления.

Стремительное развитие современного рынка товаров и услуг ведет в том числе к новым проблемам правового, экономического, организационного и социального характера. Рынок товаров и услуг как таковой не может обеспечить всем потребителям равных возможностей во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Развитие дистанционного способа продаж, в том числе посредством интернет-ресурсов, долевого строительства, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг, услуг связи, жилищно-коммунальная реформа и другие новации не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.

Растет количество обращений граждан о нарушениях их прав вследствие приобретения некачественных товаров, услуг, отсутствия в необходимых объемах информации о товаре или услуге. В частности, удельный вес обращений по вопросам нарушения прав потребителей от общего числа поступивших в Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области обращений на протяжении нескольких лет (с 2010 по 2015 год) значителен и составляет около 50 процентов. При этом наблюдается рост числа обращений, связанных с нарушением прав и интересов потребителей, на 26 процентов (с 3232 обращений в 2010 году до 4362 обращений в 2015 году).

В связи с внедрением новых подходов к осуществлению государственного контроля (надзора) необходимо применение новых форм и методов к обеспечению условий для формирования у населения навыков самостоятельного и грамотного поведения на потребительском рынке.

Действующее законодательство позволяет защищать права потребителей как в досудебном (претензионном), так и в судебном порядке.

Однако на практике реализация данных механизмов сдерживается низкой правовой грамотностью населения в вопросах защиты своих прав на получение качественных товаров, работ и услуг.

В связи с этим все большую значимость для реализации государственной потребительской политики приобретает организация системы правового образования потребителей и предпринимателей, усиление профилактических мер в области защиты прав потребителей.

Решение вышеобозначенных проблем и задач в целях обеспечения государственных гарантий защиты прав потребителей, а также обеспечения баланса интересов потребителей и добросовестных предпринимателей на территории Кемеровской области предполагается в рамках реализации настоящей Программы.

Программа представляет собой комплекс мероприятий в рамках системы защиты прав потребителей, направленных на создание условий для эффективной защиты прав граждан, установленных законодательством Российской Федерации.

Следует особо подчеркнуть ярко выраженную социальную направленность Программы, предусматривающую оказание населению бесплатных консультационных услуг, проведение обучающих семинаров, разработку и распространение информационно-справочных материалов, а также проведение независимых потребительских экспертиз для жителей Кемеровской области, в том числе со стороны ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области", в рамках рассмотрения обращений.

Настоящая Программа является продолжением аналогичных программ "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2013 - 2015 годы, "Развитие комплексной системы защиты прав потребителей в Кемеровской области" на 2009 - 2011 годы, которые были реализованы.

Так, были созданы координационные советы по защите прав потребителей в муниципальных образованиях, также создан межведомственный координационный совет по защите прав потребителей в Кемеровской области.

Работа по реализации программных мероприятий стала составляющим механизмом достижения основной цели - создания в Кемеровской области условий для эффективной защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей.

Основным направлением в вопросах защиты прав потребителей должно стать создание на территории Кемеровской области необходимых условий для реализации потребителями своих законных прав, а также обеспечения их соблюдения. Наиболее эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке, в большей степени отвечающим интересам жителей, является не защита уже нарушенных прав, а предупреждение и профилактика нарушений.

Для достижения положительного эффекта такая работа должна вестись не только с потребителями, но и с производителями, предпринимателями, работающими на потребительском рынке Кемеровской области.

Работа с потребителями должна быть направлена в первую очередь на их просвещение, ознакомление с предоставленными законодательством правами, гарантиями и способами защиты. Прежде всего, это включает проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.п. Другой важной составляющей такой работы является информирование потребителей об имеющихся на рынке качественных товарах (работах, услугах). В первую очередь это касается реформируемых секторов потребительского рынка (жилищно-коммунальное хозяйство, медицина, сфера образования и др.), поскольку ход реформирования во многом зависит от полной и объективной информированности потребителей и изменения сложившихся у них стереотипов.

Работа с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами (производителями, исполнителями работ, услуг) должна быть направлена в первую очередь на информирование индивидуальных предпринимателей и юридических лиц о нормах действующего федерального и регионального законодательства, а также санкциях за их нарушение, облегчение доступа к нормативным правовым актам, создание условий, способствующих соблюдению всех требований законодательства при работе на потребительском рынке.

Защита нарушенных прав наряду с мерами по реализации и обеспечению прав потребителей остается одним из основных направлений государственной социальной политики. При этом особое значение имеет защита прав неопределенного круга потребителей, затрагивающая интересы большого числа граждан.

Функции по контролю за исполнением требований законодательства по защите прав потребителей осуществляет Управление Роспотребнадзора по Кемеровской области.

Решение актуальных задач защиты прав потребителей должно осуществляться в рамках настоящей Программы совместными действиями федеральных и региональных органов исполнительной власти, общественных объединений потребителей.


2. Цели, задачи и целевые показатели, основные ожидаемые конечные результаты, сроки реализации Программы


Целями Программы является создание необходимых условий для максимальной реализации потребителями Кемеровской области своих законных прав и интересов, а именно:

развитие системы обеспечения прав потребителей в Кемеровской области, направленное на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты потребителями;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»