В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение.
Согласно Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан могут быть наделены органы местного самоуправления.
Рядом законов Красноярского края органы местного самоуправления края наделены отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан. Срок наделения полномочиями не ограничен. Финансирование расходов, связанных с осуществлением государственных полномочий, переданных на муниципальный уровень, является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, которые в форме субвенций передаются бюджетам муниципальных образований.
За счет средств краевого бюджета мероприятия подпрограммы 1 направлены на качественную реализацию отдельных государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, а также по организации деятельности органов социальной защиты населения.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления за счет средств бюджета города предоставляют дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан города.
Мероприятия подпрограммы 1 направлены на качественную реализацию полномочий органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки, социальной помощи для отдельных категорий граждан и на качественную реализацию переданных государственных полномочий по организации:
деятельности органов управления системой социальной защиты населения, обеспечивающих решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, и полномочий органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан. Деятельность органов управления осуществляется Главным управлением и 7 управлениями социальной защиты населения администраций районов в городе;
социального обслуживания граждан, в том числе предоставления мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений социального обслуживания.
Реализацию полномочий органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки осуществляют органы социальной защиты населения города (наряду с переданными государственными полномочиями в области социальной поддержки и социального обслуживания граждан).
За счет средств бюджета города предусмотрены расходы на:
содержание муниципальных служащих, реализующих полномочия органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан;
с 2017 года вводятся новые мероприятия, направленные на:
обеспечение доступности для инвалидов и иных маломобильных групп населения услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями города;
профилактику терроризма и экстремизма на территории города Красноярска.
Социальное обслуживание граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, осуществляется муниципальными учреждениями социального обслуживания и определяется потребностями граждан в социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услугах, услугах в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услугах.
На сегодняшний день в городе Красноярске в системе социального обслуживания граждан действуют 14 муниципальных бюджетных учреждений: 1 городской центр социального обслуживания населения со стационаром, 1 городской социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних со стационаром, 1 городской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями, 3 комплексных центра социального обслуживания населения, 4 центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и 4 центра социальной помощи семье и детям. В муниципальных учреждениях социального обслуживания функционируют стационарные отделения, отделения социального обслуживания на дому, отделения срочного социального обслуживания и полустационарные отделения, в том числе отделение ночного пребывания и отделение "Социальная гостиница".
Муниципальные учреждения социального обслуживания в качестве основных видов деятельности оказывают социальные услуги в соответствии с ведомственным перечнем муниципальных услуг (работ).
Обеспечение антитеррористической защищенности объектов, безопасных и комфортных условий функционирования организаций системы социального обслуживания и социальной защиты населения, охрана жизни и здоровья людей, создание, а также обеспечение доступности и качества предоставляемых услуг, в том числе создание условий беспрепятственного доступа к муниципальным учреждениям социальной инфраструктуры, входит в число приоритетных задач отрасли.
Добиться позитивных сдвигов в этих направлениях возможно путем участия в аналогичных мероприятиях, включаемых в соответствующие государственные программы Российской Федерации и Красноярского края.