АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 ноября 2016 года N 648

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2017 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 - 2019 ГОДОВ

(в редакции Постановлений администрации г. Красноярска от 10.02.2017 N 67, от 07.03.2017 N 139, от 16.05.2017 N 306, от 02.08.2017 N 493, от 25.09.2017 N 611, от 13.12.2017 N 800)


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением администрации города от 27.03.2015 N 153 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формировании и реализации муниципальных программ города Красноярска", Распоряжением администрации города от 15.07.2016 N 217-р "Об утверждении перечня муниципальных программ города Красноярска на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов", руководствуясь статьями 41, 58, 59 Устава города Красноярска, постановляю:

1. Утвердить муниципальную программу "Социальная поддержка населения города Красноярска" на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов согласно приложению.

2. Настоящее Постановление опубликовать в газете "Городские новости" и разместить на официальном сайте администрации города.

Глава города
Э.Ш.АКБУЛАТОВ



Приложение
к Постановлению
администрации города
от 11 ноября 2016 года N 648

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2017 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 - 2019 ГОДОВ

(в ред. Постановлений администрации г. Красноярска от 10.02.2017 N 67, от 07.03.2017 N 139, от 16.05.2017 N 306, от 02.08.2017 N 493, от 25.09.2017 N 611, от 13.12.2017 N 800)

ПАСПОРТ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование муниципальной программы

"Социальная поддержка населения города Красноярска" на 2017 год и плановый период 2018 - 2019 годов (далее - Программа)

Ответственный исполнитель Программы

Главное управление социальной защиты населения администрации города (далее - Главное управление)

Соисполнители Программы

Департамент градостроительства администрации города (далее - департамент градостроительства);
управление учета и реализации жилищной политики администрации города (далее - управление учета и реализации жилищной политики)

Структура Программы, перечень подпрограмм

Программа состоит из:
подпрограммы 1 "Обеспечение решения вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан";
подпрограммы 2 "Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан"

Цели Программы

1) повышение эффективности социальной поддержки граждан города;
2) повышение качества и доступности социального обслуживания граждан

Задачи Программы

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1) назначение мер социальной поддержки, предоставление государственных и дополнительных мер социальной поддержки и организация мероприятий, направленных на повышение благополучия отдельных категорий граждан;
2) повышение эффективности социального обслуживания граждан;
3) привлечение социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг населению

Сроки реализации Программы

2017 - 2019 годы

Целевые индикаторы

Удельный вес граждан, фактически пользующихся мерами социальной поддержки, от общего числа граждан, имеющих право на меры социальной поддержки и обратившихся за их получением, сохранится на уровне 100%, в том числе по годам:
2017 год - 100%;
2018 год - 100%;
2019 год - 100%;
количество обоснованных жалоб на сроки и качество предоставления мер социальной поддержки от общего количества поступающих обращений сохранится на уровне полного отсутствия обоснованных жалоб, в том числе по годам:
2017 год - 0 ед.;
2018 год - 0 ед.;
2019 год - 0 ед.;
доля граждан, получивших социальные услуги в муниципальных учреждениях социального обслуживания, в общем числе граждан, признанных нуждающимися в социальном обслуживании, сохранится на уровне 80,0%, в том числе по годам:
2017 год - 80,0%;
2018 год - 80,0%;
2019 год - 80,0%;
уровень удовлетворенности получателей социальных услуг в оказанных социальных услугах повысится с 87,5% в 2016 году до 89,0% в 2019 году, в том числе по годам:
2017 год - 88,0%;
2018 год - 88,5%;
2019 год - 89,0%

Объемы бюджетных ассигнований Программы

объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы на 2017 - 2019 годы - 3899275,52 тыс. рублей, в том числе по годам:
2017 год - 1403952,74 тыс. рублей;
2018 год - 1247661,39 тыс. рублей;
2019 год - 1247661,39 тыс. рублей;
средства федерального бюджета:
2017 год - 5831,10 тыс. рублей;
2018 год - 0,00 тыс. рублей;
2019 год - 0,00 тыс. рублей;
средства краевого бюджета:
2017 год - 1136175,91 тыс. рублей;
2018 год - 1049999,50 тыс. рублей;
2019 год - 1049999,50 тыс. рублей;
средства городского бюджета:
2017 год - 261945,73 тыс. рублей;
2018 год - 197661,89 тыс. рублей;
2019 год - 197661,89 тыс. рублей;
в том числе по подпрограммам:
подпрограмма 1. Обеспечение решения вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан - 3298691,38 тыс. рублей, в том числе по годам:
2017 год - 1190975,18 тыс. рублей;
2018 год - 1053858,10 тыс. рублей;
2019 год - 1053858,10 тыс. рублей;
подпрограмма 2. Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан - 600584,14 тыс. рублей, в том числе по годам:
2017 год - 212977,56 тыс. рублей;
2018 год - 193803,29 тыс. рублей;
2019 год - 193803,29 тыс. рублей

(в ред. Постановления администрации г. Красноярска от 25.09.2017 N 611)

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА, ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Социальная поддержка населения представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям граждан. Категории граждан - получателей социальной поддержки, социальных услуг, перечни мер социальной поддержки и социальных услуг, а также условия их предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Красноярского края.

Государственная политика Российской Федерации в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В настоящее время в городе действует трехуровневая система социальной защиты населения, предусматривающая федеральный, региональный и муниципальный уровни управления.

Действующая система социальной поддержки и социального обслуживания граждан базируется на ряде принципиальных положений, в том числе:

заявительный принцип предоставления мер социальной поддержки и социальных услуг;

безусловная гарантированность исполнения принятых государством, Красноярским краем и городом Красноярском обязательств по предоставлению мер социальной поддержки, социальных услуг, недопущение снижения уровня и ухудшения условий их предоставления вне зависимости от социально-экономической ситуации в стране и регионе.

Субъектами взаимоотношений системы социальной защиты населения в городе являются:

граждане и семьи - получатели мер социальной поддержки;

главное управление социальной защиты населения администрации города и управления социальной защиты населения администраций районов в городе - органы, выполняющие отдельные государственные полномочия по приему граждан (заявлений о предоставлении мер социальной поддержки), сбору документов, ведению базы данных получателей мер социальной поддержки, принятию решений о предоставлении (об отказе в предоставлении) мер социальной поддержки и социальной помощи, организации социального обслуживания граждан в соответствии с законами края, принятию решений о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании (об отказе в социальном обслуживании), уведомлению граждан о принятом решении, формированию и ведению регистра получателей социальных услуг; полномочия органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан;

муниципальные бюджетные учреждения социального обслуживания, выполняющие отдельные государственные полномочия по социальному обслуживанию граждан, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки работникам муниципальных учреждений социального обслуживания: прием, регистрация заявлений и документов, необходимых для предоставления социальных услуг, составление и пересмотр индивидуальных программ предоставления социальных услуг, организация предоставления социальных услуг гражданам в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах, организация социального сопровождения граждан;

межведомственные координационные органы (комиссии, советы);

общественные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, участвующие в предоставлении социальной помощи населению в соответствии со своими учредительными документами;

благотворители и добровольцы, участвующие в предоставлении мер социальной поддержки и социальных услуг гражданам в соответствии с законодательством о благотворительной деятельности.

Потребность граждан в мерах социальной поддержки, социальных услугах формируется с учетом действия ряда объективных факторов, носящих:

общецивилизационный, международный характер - демографических (сокращение рождаемости, увеличение продолжительности жизни), социальных (трансформация института семьи, бедность, безработица, наркомания) и экологических факторов (загрязнение окружающей среды и ее влияние на состояние здоровья населения);

национальный характер - социально-экономических (уровень и темпы экономического развития, занятость и доходы населения, состояние государственных финансов, условия и охрана труда, уровень образования и профессиональной квалификации работников, состояние социальной инфраструктуры), социально-психологических (трудовая мотивация) и иных факторов;

региональный характер в связи с действием природно-климатических факторов, территориальных различий уровней развития социальной инфраструктуры;

локальный характер - связанных с возникновением различного рода чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и иного характера, имеющих территориальные и временные границы, и необходимостью преодоления их последствий для населения.

Назначение мер социальной поддержки, предоставление дополнительных мер социальной поддержки носит заявительный характер, предусматривающий обращение гражданина или его законного представителя в письменной или электронной форме в органы социальной защиты населения или многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Назначение мер социальной поддержки, предоставление дополнительных мер социальной поддержки дифференцируется с учетом особенностей категории получателей, в том числе:

профессиональный подход, при котором меры социальной поддержки предоставляются выборным должностным лицам местного самоуправления в городе Красноярске, лицам, замещавшим должности муниципальной службы в городе Красноярске, в связи с особыми условиями осуществления профессиональной деятельности;

категориальный подход, при котором дополнительные меры социальной поддержки гражданам предоставляются:

а) в связи с трудной жизненной ситуацией - инвалидностью, малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства и определенных занятий, негативными последствиями чрезвычайных ситуаций, катастроф природного и техногенного характера и другими причинами;

б) в связи с необходимостью решения приоритетных общегосударственных задач - поддержка старшего поколения, стимулирование рождаемости (семьи с детьми, в т.ч. многодетные).

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вопросы социальной поддержки и социального обслуживания граждан отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан могут быть наделены органы местного самоуправления. Законами Красноярского края органы местного самоуправления края наделены отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, срок наделения полномочиями не ограничен.

Финансирование расходов, связанных с осуществлением государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, переданных на муниципальный уровень, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, которое в форме субвенций передается бюджетам муниципальных образований.

Красноярск - современный, динамично развивающийся город. По численности постоянно проживающего населения с 2012 года Красноярск официально включен в список городов-миллионников.

По данным социального паспорта города (формируется в информационной системе "Адресная социальная помощь"), по состоянию на 01.09.2016 численность населения составляет 1066934 человека; 377855 человек состоит на учете в органах социальной защиты населения и являются постоянными получателями мер социальной поддержки. Из числа состоящих на учете: 216058 - пенсионеры по возрасту; 59982 - граждане, имеющие инвалидность, старше 18 лет; 138539 - дети в возрасте от 0 до 18 лет (из них: 75027 детей из семей, состоящих на учете в органах социальной защиты и имеющих право на адресную социальную помощь, 2884 ребенка-инвалида, 21922 ребенка из многодетных семей, 21239 детей из неполных семей); 67246 - граждане, имеющие доход ниже величины прожиточного минимума.

За период с 01.01.2011 по 01.09.2016 отмечается увеличение численности детей в возрасте до 18 лет, прирост численности детей составил 12,5% (по состоянию на 01.01.2011 - 123129 человек, на 01.09.2016 - 138539 человек). Особенно отмечается увеличение численности детей в многодетных семьях более чем в 2 раза (по состоянию на 01.01.2011 - 2820 семей, на 01.09.2016 - 6836 семей).

Вместе с тем в демографическом составе населения города преобладают граждане старшего поколения. За период с 01.01.2011 по 01.09.2016 прослеживается четкая тенденция к увеличению численности пенсионеров по возрасту - на 14,5% (по состоянию на 01.01.2011 - 188781 человек, на 01.09.2016 - 216058 человек), увеличению численности граждан, фактически пользующихся мерами социальной поддержки, - на 14,4% (по состоянию на 01.01.2011 - 202232 человека, на 01.09.2016 - 231359 человек).

Актуальными вопросами в области социальной защиты населения города является усиление социальной защищенности граждан старшего поколения, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми.

Характерными чертами жизни граждан пожилого возраста и инвалидов старше 18 лет является неудовлетворительное состояние здоровья, низкое материальное обеспечение, недостаток общения. Значительная часть граждан данной категории в современных социально-экономических условиях испытывает неуверенность в завтрашнем дне, собственную уязвимость, социальную невостребованность. Данные обстоятельства обуславливают необходимость принятия мер, направленных на усиление социальной защищенности граждан пожилого возраста, граждан, имеющих инвалидность, развитие их собственных ресурсов, включение их в трудовую деятельность, рост социальной активности и создание условий для их активного участия в жизни современного общества.

Среди основных проблем, с которыми сталкиваются семьи с детьми, особенно неполные семьи и семьи с детьми-инвалидами, - малообеспеченность, отсутствие навыков самостоятельно преодолевать трудную жизненную ситуацию, дефицит общения. Как следствие, в семьях с детьми, нуждающихся в оказании помощи, наблюдается психологический дискомфорт, агрессия, социальное неблагополучие.

В городе Красноярске эффективно функционирует муниципальная модель социальной защиты населения города, которая ориентирована на комплексную работу с гражданами пожилого возраста, инвалидами, семьями с детьми, семьями с детьми-инвалидами, гражданами, находящимися в трудной жизненной ситуации. Она представлена: Главным управлением, семью управлениями социальной защиты населения администраций районов в городе, четырнадцатью муниципальными учреждениями социального обслуживания.

В целях обеспечения доступности, повышения эффективности и качества предоставления социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, проводится системная работа, направленная на:

совершенствование действующей в городе сети учреждений социального обслуживания, ее модернизацию и адаптацию к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям;

создание и укрепление материально-технической базы организаций системы социальной защиты населения в соответствии с требованиями действующего законодательства в целях повышения уровня антитеррористической защищенности, доступности, безопасности и комфортности получателей социальных услуг;

расширение охвата граждан социальными услугами за счет привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев;

решение кадровых проблем отрасли.

Следует отметить, что согласно статье 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан. В городе Красноярске право органов местного самоуправления на установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан реализовано в соответствии с Решением Красноярского городского Совета депутатов от 20.11.2007 N В-357 "О дополнительных мерах социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан". Согласно Постановлению Главы города от 28.06.2006 N 587 "Об утверждении общего реестра отдельных категорий граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки за счет средств бюджета города" утвержден реестр отдельных категорий граждан, имеющих право на дополнительные меры социальной поддержки за счет средств местного бюджета. В настоящее время в указанный реестр включено 17 категорий. Дополнительные меры социальной поддержки немногочисленны, но эффективны и позволяют оперативно оказывать помощь тем категориям граждан, острая нуждаемость которых не может быть удовлетворена за счет мер поддержки, предоставляемых в соответствии с федеральными и краевыми законами.

За счет средств бюджета города предусмотрены расходы на содержание муниципальных служащих, реализующих полномочия органов местного самоуправления по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Дополнительные меры социальной поддержки с учетом особенностей контингента получателей предоставляются:

в денежном выражении: адресная материальная помощь, компенсационные выплаты, ежемесячные выплаты, единовременные выплаты: ежегодные, разовые, приуроченные к знаменательным датам;

в натуральном выражении: в форме льгот - внеочередной прием в учреждения социального обслуживания; в форме услуг - предоставление социальных услуг гражданам, признанным нуждающимися в социальном обслуживании; организация отдыха, реабилитации и оздоровления детей-инвалидов и несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья; бесплатная подписка на газету "Городские новости".

В настоящее время в городе преобладающими являются адресный и категориальный подходы предоставления гражданам дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи.

На протяжении ряда лет проводится работа по систематизации и совершенствованию нормативных правовых актов города, в том числе с целью усиления принципа адресности.

К приоритетным направлениям деятельности отрасли на 2017 - 2019 годы относится усиление адресности предоставления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи гражданам. С учетом особенностей социально-экономического развития города и потребностей различных слоев населения решение о расширении форм и видов мер поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан может приниматься как на стадии формирования прогноза бюджета отрасли, так и в ходе исполнения бюджета в текущем финансовом году.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»