Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА" НА 2017 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 - 2019 ГОДОВ (с изменениями на: 25.12.2017)

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА КРАСНОЯРСКА. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года подчеркивается, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.

Современные экономика и общество в развитых странах все в большей степени становятся креативными (творческими), главными продуктами которых являются новые идеи и инновации в различных областях человеческой деятельности. Креативность становится основным источником экономической ценности. Интеллектуальная собственность приходит на смену таким ресурсам, как земля, рабочая сила, капитал в качестве наиболее ценного экономического ресурса.

В настоящее время федеральные эксперты выделяют следующие общероссийские тенденции, устойчивое развитие которых прогнозируется в ближайшем будущем:

1) резкое сокращение в Российской Федерации численности молодежи в возрасте от 23 до 30 лет: с 35,2 млн человек (2012 год) до 25,6 млн человек (2025 год), почти на 10 млн человек (на 27,3%). При этом продолжится концентрация молодых людей в наиболее активных экономических центрах России (Москва, Санкт-Петербург, крупные административные центры субъектов Российской Федерации). В то же время создание инновационной экономики потребует выхода на рынок труда более квалифицированного и ответственного работника, что означает увеличение сроков профессионального образования, формирования у молодежи принципиально иных трудовых навыков и культуры.

Данная тенденция обязывает органы государственной власти, местного самоуправления не только увеличивать охват молодых людей мероприятиями целевых программ, но и еще более активно и индивидуально подходить к развитию каждого молодого человека: его личностных, общественных и экономических качеств и навыков - формирование так называемого "человеческого капитала". Поэтому акценты государственной молодежной политики должны быть смещены в сторону решения ключевой экономической проблемы - обеспечения интенсивного роста человеческого капитала, а также формированию образованного, социально и экономически активного, патриотичного молодого человека;

2) трудности социализации молодого поколения. Молодежь - уникальная часть нашего общества. С одной стороны, это самая мобильная, интеллектуально и экономически активная, здоровая часть населения. Именно молодые люди быстрее приспосабливаются к новым условиям жизни. В то же время молодые люди в отсутствие четких идеологических установок со стороны государства и общественных институтов испытывают огромные трудности с социализацией в обществе, вовлечением в существующее экономическое, политическое и социокультурное пространство города. И в этом аспекте существует риск вовлечения молодежи в негативные социальные практики: противоправную деятельность, асоциальные явления (алкоголизм, наркомания, тунеядство). Интенсивный рост информационной открытости, возможность доступа к любой (в том числе запрещенной и противоправной) информации, с одной стороны, и отсутствие должного контроля над процессами воспитания и социализации молодежи со стороны государства и общества, с другой, делают этот риск еще более значимым;

3) не менее важным является отсутствие у значительной части молодых красноярцев самоидентификации себя как активных жителей города Красноярска, сопричастности к происходящим в этом городе событиям, процесса саморазвития.

Снижение негативного влияния указанных тенденций является одной из базовых задач муниципальной молодежной политики и возможно только путем выстраивания материально-технической и социальной инфраструктуры, на базе которой осуществлялись бы процессы социализации и самоопределения молодых людей, встраивания их в процессы городского развития.

Молодым людям необходимо создавать условия и возможности для позитивного развития, предоставив дополнительные возможности для профессиональной и творческой самореализации, обеспечив территориальную, включая образовательную, мобильность.

Это в целом соответствует позиции федеральных экспертов, считающих необходимыми для дальнейшего развития отрасли "Молодежная политика" в ближайшей перспективе следующие элементы:

нормативную обеспеченность (принятие федерального закона о молодежной политике, государственной программы);

совершенствование инфраструктуры отрасли (объекты досуга, быта, самообразования молодежи, в том числе молодежные центры).

Муниципальная молодежная политика как самостоятельная отрасль продолжает активно выделяться в системе местного самоуправления. Она определяется как интеграция усилий различных субъектов социальной жизни: органов муниципального управления, общественных объединений, граждан, предприятий различных форм собственности.

На уровне муниципальной молодежной политики есть реальная возможность осуществить принцип адресности, создать условия для реализации интересов молодых граждан и социальных групп.

Одним из приоритетных инструментов в решении поставленных задач будет эффективное использование межведомственного подхода в реализации молодежной политики, а именно технологии социального межсекторного партнерства органов администрации города Красноярска, некоммерческих организаций, политических структур, бизнеса и самой молодежи.

На сегодняшний день активно развиваются общественные пространства, которые являются универсальными площадками сосредоточения активной, талантливой и инициативной молодежи. Наполнение и обустройство таких пространств непосредственно связано с реализацией инициатив самой молодежи. Популяризация среди жителей города городских увлечений, направленных на активное, интеллектуальное, семейное времяпрепровождение на открытых, общественных, специально оборудованных пространствах, которые могут трансформироваться в зависимости от пожелания организаторов, участников, зрителей - это результат межведомственного подхода, в реализации которого задействованы различные органы администрации города Красноярска, такие как управление молодежной политики, главное управление культуры, главное управление по физической культуре, спорту и туризму, а также НКО и общественные движения. Данный пример межведомственного подхода доказывает эффективность взаимодействия всех органов власти, общественности и иных структур в рамках реализации основных приоритетов молодежной политики.

Исходя из вышеизложенного прогнозируется, что в ближайшие годы деятельность по реализации молодежной политики будет направлена на продолжение преодоления негативного влияния обозначенных выше тенденций (в том числе и после окончания срока действия настоящей Программы) и на:

развитие "человеческого капитала" молодежи города, края, страны;

социализацию и самоопределение молодых людей, встраивание их в процессы городского развития;

содержательное и инфраструктурное развитие отрасли.

По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю на 2016 год численность молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в Красноярске составила 289567 человек.

В городе Красноярске на данный момент действует 11 муниципальных молодежных учреждений, выступающих площадками для социализации молодежи, встраивания ее в позитивные социальные практики. Помещения молодежных центров расположены во всех районах города, деятельность которых ориентирована на поддержку молодежных инициатив в различных направлениях: научно-техническое, творческое, информационное, патриотическое и т.д.

Целью настоящей Программы является создание условий для реализации и развития потенциала молодежи, повышения уровня ее конкурентоспособности во всех сферах общественной жизни.

Задачами настоящей Программы являются:

вовлечение молодежи города в позитивные социальные практики;

развитие инфраструктурного пространства отрасли "Молодежная политика", повышение конкурентоспособности муниципальных учреждений;

привлечение молодежи к решению актуальных проблем города Красноярска;

создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи, а также продуктов ее позитивной, экономической, творческой и иной деятельности;