Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


АДМИНИСТРАЦИЯ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 ноября 2016 года N 350-п


Об утверждении государственной программы Ненецкого автономного округа "Старшее поколение Ненецкого автономного округа"

(с изменениями на 31 марта 2022 года)

(в ред. постановлений администрации Ненецкого автономного округа от 22.03.2017 N 94-п, от 07.11.2017 N 339-п, от 12.03.2018 N 44-п, от 01.02.2019 N 19-п, от 27.08.2019 N 229-п, от 17.03.2020 N 53-п, от 26.03.2021 N 91-п, от 06.12.2021 N 315-п, от 31.03.2022 N 81-п)




В соответствии с постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 23.07.2014 N 267-п "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа", в целях реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р, Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:


1. Утвердить государственную программу Ненецкого автономного округа "Старшее поколение Ненецкого автономного округа" согласно Приложению к настоящему постановлению.


(в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от 01.02.2019 N 19-п)


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2017 года.



Губернатор
Ненецкого автономного округа
И.В.КОШИН



Приложение
к постановлению Администрации
Ненецкого автономного округа
от 03.11.2016 N 350-п
"Об утверждении государственной
программы Ненецкого автономного
округа "Старшее поколение
Ненецкого автономного округа"



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"

(в ред. постановлений администрации Ненецкого автономного округа от 01.02.2019 N 19-п, от 27.08.2019 N 229-п, от 17.03.2020 N 53-п, от 26.03.2021 N 91-п, от 06.12.2021 N 315-п, от 31.03.2022 N 81-п)




Паспорт государственной программы Ненецкого автономного округа "Старшее поколение Ненецкого автономного округа"


(в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от 27.08.2019 N 229-п)

Наименование государственной программы

"Старшее поколение Ненецкого автономного округа" (далее - Программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа (далее - Департамент ЗТ и СЗН НАО)

Соисполнители государственной программы

Отсутствуют

Участники государственной программы

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ненецкого автономного округа "Комплексный центр социального обслуживания" (далее - ГБУ СОН НАО "КЦСО");

Государственное казенное учреждение Ненецкого автономного округа "Отделение социальной защиты населения" (далее - ГКУ НАО "ОСЗН");

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ненецкого автономного округа "Ненецкая окружная стоматологическая поликлиника" (далее - ГБУЗ НАО "НОСП");

Казенное учреждение Ненецкого автономного округа "Дирекция материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения и социальной защиты населения" (далее - КУ НАО "Дирекция")

(в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от 31.03.2022 N 81-п)

Перечень отдельных мероприятий, региональных проектов (не включенных в состав подпрограмм), подпрограмм государственной программы

Отдельное мероприятие "Оказание зубопротезной помощи гражданам старшего поколения, проживающим в отдаленных и труднодоступных сельских населенных пунктах Ненецкого автономного округа";

Подпрограмма 1 "Проведение мероприятий, направленных на активизацию деятельности, укрепление здоровья граждан старшего поколения, мероприятий по преемственности поколений и укрепления семейных ценностей";

Подпрограмма 2 "Повышение качества жизни старшего поколения Ненецкого автономного округа"

Цели государственной программы

Улучшение условий жизнедеятельности граждан старшего поколения

Задачи государственной программы

Обеспечение доступности и улучшение качества социальной поддержки, внедрение новых форм социальной поддержки для граждан старшего поколения в Ненецком автономном округе;

создание условий для обеспечения граждан старшего поколения доступа к информации;

развитие коммуникационных связей и интеллектуального потенциала граждан старшего поколения;

поддержание жизненной активности пожилых людей мерами оздоровительного характера, формирование здорового образа жизни;

создание условий для сохранения и укрепления связи между старшим поколением и подрастающим поколением;

создание условий для повышения финансового благосостояния граждан старшего поколения

Перечень целевых показателей государственной программы

Доля граждан пожилого возраста, получивших меры поддержки, в общей численности граждан старше трудоспособного возраста, проживающих в Ненецком автономном округе

Этапы и сроки реализации государственной программы

С 2017 года по 2025 год

(в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от 31.03.2022 N 81-п)

Объемы бюджетных ассигнований государственной программы (в разбивке по годам реализации и по источникам финансирования)

Общий объем финансирования программы - 6 626 038,8 тыс. руб., в том числе:

за счет средств окружного бюджета - 6 624 111,9 тыс. руб., в том числе по годам:

2017 год - 706 637,5 тыс. руб.;

2018 год - 732 578,7 тыс. руб.;

2019 год - 777 810,4 тыс. руб.;

2020 год - 737 771,5 тыс. руб.;

2021 год - 738 053,6 тыс. руб.;

2022 год - 762 810,4 тыс. руб.;

2023 год - 743 627,7 тыс. руб.;

2024 год - 729 034,8 тыс. руб.;

2025 год - 695 787,3 тыс. руб.;

за счет средств федерального бюджета -

1 926,9 тыс. руб. в том числе по годам:

2017 год - 13,4 тыс. руб.;

2018 год - 13,5 тыс. руб.;

2019 год - 1 900,00 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.;

2022 год - 0,0 тыс. руб.;

2023 год - 0,0 тыс. руб.;

2024 год - 0,0 тыс. руб.;

2025 год - 0,0 тыс. руб.

(в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от 31.03.2022 N 81-п)

Объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на реализацию региональных проектов

     (не включенных в состав подпрограмм) (в разбивке по источникам финансирования)

-

Справочно: объем налоговых расходов Ненецкого автономного округа в рамках реализации государственной программы (с расшифровкой по годам реализации государственной программы)

-

(введено постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 26.03.2021 N 91-п)



Раздел I Характеристика сферы реализации Программы


Государственная программа разработана в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р, Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа, утвержденным постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 23.07.2014 N 267-п.


Общество не может быть успешным, если люди не могут рассчитывать на достойную старость, наполненную смыслом и возможностью реализации. Люди старшего поколения в России традиционно пользовались особым уважением, как хранители опыта и семейных ценностей. Однако за последние несколько десятилетий на фоне резкого увеличения продолжительности и качества жизни произошла атомизация общества, уменьшившая роль семьи и создавшая такую серьезную общественную болезнь, как одиночество, которое приводит к утрате смысла существования и исключенности из общественной жизни и напрямую влияет на ухудшение самочувствия и здоровья.


Граждане старшего поколения являются носителями знаний и опыта, вносят существенный вклад в совокупный интеллектуальный потенциал, в социально-экономическое развитие Российской Федерации, стремятся к осуществлению трудовой деятельности, являются создателями значимой части материальных благ, активно участвуют в процессах социального развития, сохраняют и приумножают богатство культуры страны и передают его молодым поколениям, выступают хранителями важнейших духовно-нравственных ценностей и обеспечивают связь и солидарность поколений.


Конституция Российской Федерации и базирующиеся на ее основе федеральные законы, нормативные правовые акты, а также законодательные акты субъектов Российской Федерации не содержат каких-либо норм дискриминации по возрасту. Напротив, законодательство Российской Федерации всемерно стимулирует интеграцию и участие граждан старшего поколения в общественной жизни.


Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года (далее - Стратегия) обусловлена складывающимися демографическими тенденциями старения населения Российской Федерации и необходимостью определения новых государственных и общественных целей и задач в отношении граждан старшего поколения и общества в целом. Стратегия разработана с учетом Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года". Одной из ключевых задач Стратегии является создание общества для всех возрастов, включая формирование условий для использования знаний, опыта, потенциала граждан старшего поколения, проявление заботы о таких гражданах и оказание им необходимой помощи.


Именно сейчас возникает потребность не только в определении направлений государственной политики, касающейся оказания помощи гражданам старшего поколения, их семьям, социальным институтам, взаимодействующим с указанной категорией граждан, но и в активном вовлечении граждан старшего поколения в жизнь общества.


Граждане старшего поколения в любом возрасте могут быть физически и социально активными либо нуждающимися в уходе и помощи, материально обеспеченными либо нуждающимися в финансовой поддержке, осуществляющими трудовую деятельность либо нет, проживающими в семье, получающими помощь от родственников либо одинокими, имеющими либо не имеющими инвалидность. Политика в отношении граждан старшего поколения должна учитывать это разнообразие.


Основные направления государственной поддержки граждан старшего поколения, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, содержат систему правовых, организационных и экономических мер, направленных на обеспечение достойного уровня жизни, доступности социальных услуг, медицинской помощи по профилю гериатрия, лекарственного обеспечения, услуг транспорта, связи, банковского сектора, информационных и коммуникационных технологий, равного доступа к основным и дополнительным образовательным программам, посильной трудовой занятости, гарантий в части условий и оплаты труда, недопущения при трудоустройстве дискриминации по признаку возраста, создание условий для культурно-досуговой деятельности, занятий физической культурой и спортом.


Результатом реализации Стратегии является создание условий для активного долголетия граждан старшего поколения, которые позволят повысить уровень и качество жизни таких граждан.


Процесс старения населения, выражающийся в возрастании доли граждан старшего поколения в населении страны, вызван снижением суммарного коэффициента рождаемости и ростом продолжительности жизни.


По данным среднего варианта прогноза Федеральной службы государственной статистики, доля граждан старше трудоспособного возраста в Российской Федерации увеличится с 2018 года по 2036 год с 25,5 процента до 30 процентов или с 37,4 млн человек до 43,8 млн человек.


В Российской Федерации процессы старения населения происходят на фоне относительно низкой продолжительности жизни населения и сохраняющейся высокой смертности трудоспособного населения. В области старения населения в Российской Федерации наблюдаются следующие тенденции:


увеличение численности граждан в возрасте старше трудоспособного возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) с 29,4 млн человек в 2005 году до 36,7 млн человек на начало 2018 года;


увеличение удельного веса граждан старше трудоспособного возраста в населении страны с 20,4 процента в 2005 году до 25 процентов на начало 2018 года (каждый четвертый человек находится в возрасте старше трудоспособного);


сохранение гендерной диспропорции в населении старше трудоспособного возраста (на начало 2018 года на 1000 мужчин в возрасте 60 лет и старше приходилось 1796 женщин);


прогнозный рост продолжительности жизни населения по среднему варианту - с 72,29 года в 2017 году до 75,12 лет к 2024 году;


сохранение более высокой продолжительности жизни у женщин (в 2017 году - 77,22 лет, к 2024 году - 79,6 лет) по сравнению с мужчинами (в 2017 году - 67,23 лет, к 2024 году - 70,45 лет);


удельный вес граждан старше трудоспособного возраста в населении страны на 1 января 2018 года - 25,43 процента.


В связи со старением населения Российской Федерации увеличивается показатель демографической нагрузки на население трудоспособного возраста. Если в 2007 году на 1000 человек трудоспособного возраста приходилось 330 человек старше трудоспособного возраста, то на начало 2018 года - 454 человека.


Складывающаяся демографическая ситуация ставит новые задачи и цели перед государством и обществом, направленные не только на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания условий жизнедеятельности, но и на создание условий для активного участия их в политической, социальной и в иных сферах деятельности общества. Увеличение абсолютного числа лиц старших возрастных групп объективно ведет к повышению численности граждан, испытывающих трудности с решением медицинских, социальных и психологических проблем.


Показатели здоровья ухудшаются с возрастом. Около 80 процентов лиц старшего поколения страдают множественной хронической патологией. В среднем у одного пациента старше 60 лет обнаруживается четыре - пять различных хронических заболеваний. Затраты на медицинскую помощь пациенту 70 лет и старше в 7 раз превышают стоимость лечения 16-летних - 64-летних. Потребность в оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи у граждан старшего поколения выше, чем у лиц трудоспособного возраста.


Эффективным механизмом поддержки социальной активности граждан старшего поколения является их включение в образовательный процесс, учитывающий роль лиц старшего поколения в процессе образования в качестве как обучаемых, так и обучающих. В среднем формальным и неформальным образованием охвачены 30 процентов взрослого населения страны (в странах с самыми высокими значениями этого показателя доля обучающегося взрослого населения достигает 70 - 80 процентов).


Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" впервые нормативно закреплено понятие непрерывного образования, которое обеспечивает возможность реализации права граждан на образование в течение всей жизни.


Увеличение доли граждан старшего поколения, участвующих в различных формах и видах образовательной деятельности, приводит к минимизации издержек, связанных с наступлением "третьего возраста" человека, обеспечивая ему здоровую и активную жизнь в период старения.


С 2013 года Российская Федерация принимает участие в международной программе Организации экономического сотрудничества и развития по оценке навыков и компетенций взрослого населения трудоспособного возраста (PIAAC), в рамках которой изучается уровень базовых компетенций населения, в частности насколько свободно взрослые люди умеют пользоваться на работе и в повседневной жизни для получения и передачи информации книгами, компьютером, цифровыми технологиями.


В связи с развитием информационно-телекоммуникационных технологий возникла насущная необходимость обучения граждан старшего поколения использованию современных информационных ресурсов, компьютерной грамотности, в том числе для получения оперативного доступа к получению услуг.


Кроме того, в мировой практике все более широкое распространение получают клубные и неформальные виды образования для граждан старшего поколения, такие, как университеты "третьего возраста" и клубы по интересам. Традиционно такими формами образования занимаются самоорганизованные группы граждан или некоммерческие организации. Все эти формы дополнительного образования и просвещения требуют развития с участием самих граждан старшего поколения.