(с изменениями на 4 марта 2024 года)
(в ред. постановлений администрации Ненецкого автономного округа от 22.03.2017 N 94-п, от 07.11.2017 N 339-п, от 12.03.2018 N 44-п, от 01.02.2019 N 19-п, от 27.08.2019 N 229-п, от 17.03.2020 N 53-п, от 26.03.2021 N 91-п, от 06.12.2021 N 315-п, от 31.03.2022 N 81-п, от 31.03.2023 N 103-п, от 04.03.2024 N 38-п)
В соответствии с постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа", в целях реализации Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р, Администрация Ненецкого автономного округа постановляет:
(в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от 04.03.2024 N 38-п)
1. Утвердить государственную программу Ненецкого автономного округа "Старшее поколение Ненецкого автономного округа" согласно Приложению к настоящему постановлению.
(в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от 01.02.2019 N 19-п)
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2017 года.
Губернатор
Ненецкого автономного округа
И.В.КОШИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА"
(в ред. постановления администрации Ненецкого автономного округа от 04.03.2024 N 38-п)
1. Государственная программа Ненецкого автономного округа "Старшее поколение Ненецкого автономного округа" (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28.05.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2016 N 164-р, постановлением Администрации Ненецкого автономного округа от 01.08.2023 N 225-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Ненецкого автономного округа".
2. Срок реализации Программы с 2017 по 2030 годы.
3. Ответственный исполнитель Программы - Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа.
Глава 1. Оценка текущего состояния в сфере социальной защиты граждан старшего поколения Ненецкого автономного округа
4. Численность населения по данным Федеральной службы государственной статистики в Ненецком автономном округе:
в 2017 году - 42 050 чел., в том числе граждан старше трудоспособного возраста - 7 870 чел.;
в 2018 году - 41 620 чел., в том числе граждан старше трудоспособного возраста - 8 069 чел.;
в 2019 году - 41 604 чел., в том числе граждан старше трудоспособного возраста - 7 769 чел.;
в 2020 году - 41 561 чел., в том числе граждан старше трудоспособного возраста - 7 990 чел.;
в 2021 году - 41 426 чел., в том числе граждан старше трудоспособного возраста - 7 540 чел.;
в 2022 году - 41 383 чел.
Таким образом, численность населения в регионе в период с 2017 года по 2021 год уменьшилась на 1,5%, в том числе численность граждан старше трудоспособного возраста уменьшилась на 4,2%.
5. Смертность по данным Федеральной службы государственной статистики в Ненецком автономном округе:
в 2017 году - 378 чел.;
в 2018 году - 394 чел.;
в 2019 году - 380 чел.;
в 2020 году - 449 чел.;
в 2021 году - 530 чел.;
в 2022 году - 444 чел.
Таким образом, смертность в регионе в период с 2017 года по 2022 год увеличилась на 17,4%.
6. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении по данным Федеральной службы государственной статистики в Ненецком автономном округе:
в 2017 году - 71,52 года;
в 2018 году - 71,85 года;
в 2019 году - 73,19 года;
в 2020 году - 70,4 лет;
в 2021 году - 69,39 лет;
в 2022 году - 70,74 лет.
Таким образом, ожидаемая продолжительность жизни при рождении в период с 2017 года по 2022 год уменьшилась на 1,1%.
7. В Ненецком автономном округе процессы старения населения происходят на фоне относительно низкой продолжительности жизни населения и сохраняющейся высокой смертности населения.
8. Складывающаяся демографическая ситуация ставит перед государством и обществом цели и задачи, направленные не только на обеспечение основных потребностей граждан старшего поколения для поддержания условий жизнедеятельности, но и на создание условий для активного участия их в политической, социальной и в иных сферах деятельности общества. Увеличение абсолютного числа лиц старших возрастных групп объективно ведет к повышению численности граждан, испытывающих трудности с решением медицинских, социальных и психологических проблем.
9. Показатели здоровья ухудшаются с возрастом. Около 80% лиц старшего поколения страдают множественной хронической патологией. В среднем у одного пациента старше 60 лет обнаруживается четыре - пять различных хронических заболеваний. Затраты на медицинскую помощь пациенту 70 лет и старше в 7 раз превышают стоимость лечения 16-летних - 64-летних. Потребность в оказании первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи у граждан старшего поколения выше, чем у лиц трудоспособного возраста.
10. В целях раннего выявления хронических патологий в регионе с каждым годом наращиваются объемы в части охвата граждан старше трудоспособного возраста ежегодной диспансеризацией.
В 2020 году охват граждан старше трудоспособного возраста диспансеризацией составил 6,9%, в 2021 году - 18,2%, в 2022 году - 43,6%, в 2023 году - 92,7%.
Таким образом, более 90% граждан старше трудоспособного возраста охвачены диспансеризацией, что в свою очередь влияет на увеличение ожидаемой продолжительности жизни.
11. Укрепление здоровья граждан среднего и старшего возраста имеет не только важнейшее социальное, но и экономическое значение, связанное, в том числе, с проблемами продления трудоспособного возраста и пенсионного обеспечения граждан.
12. Большое значение для самореализации и социальной активности граждан старшего поколения имеет формирование условий для организации досуга и отдыха этих граждан, их вовлечение в различные виды деятельности (физкультурно-оздоровительную, туристскую и культурную).
13. Важными факторами развития человеческого потенциала, сохранения и укрепления здоровья граждан являются физическая культура и спорт, в связи с чем растет необходимость создания условий, обеспечивающих возможность для граждан старшего поколения вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой.
Систематические занятия физическими упражнениями, существенно повышая физическую работоспособность человека, сказываются благоприятно и на умственной деятельности, продлевают активное долголетие.
В целях пропаганды и популяризации ценностей физической культуры и спорта среди людей старшего поколения, привлечения их к активному спортивному образу жизни, в Ненецком автономном округе проводится окружная спартакиада среди людей высокого возраста и людей с ограниченными возможностями здоровья, турниры по шашкам и домино среди слепых и слабовидящих граждан. Также жители региона принимают участие во всероссийской спартакиаде среди пожилого возраста и инвалидов.
В связи с этим необходимо проведение мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, привлечение наибольшего количества граждан старшего поколения к занятиям спортом, а также создание условий для занятия физкультурой граждан старшего поколения, учитывая их возраст и состояние здоровья.
14. В целях удовлетворения духовных и культурных потребностей граждан старшего поколения представляется важным формировать условия для организации их досуга, вовлечения в различные виды художественного и прикладного творчества.
В регионе организуются выставки декоративно-прикладного искусства мастеров-пенсионеров, проводятся акции "Милосердие", поздравления юбиляров (80 лет, 85 лет, 90 лет и старше), конкурсы, фестивали.
15. В связи с развитием информационно-телекоммуникационных технологий в регионе организовано обучение граждан старшего поколения использованию современных информационных ресурсов, компьютерной грамотности, в том числе для получения оперативного доступа к получению услуг.
16. В России семья традиционно является основным институтом межпоколенческой заботы друг о друге. Большую роль играет поддержка человека старшего поколения членами его семьи и вклад самих людей старшего поколения в заботу о младших поколениях. Однако по разным причинам граждане старшего поколения не всегда могут рассчитывать на необходимую помощь и поддержку со стороны членов своей семьи. В связи с этим в регионе реализуются мероприятия, направленные на увеличение заинтересованности членов семьи в оказании помощи гражданам старшего поколения, ведется пропаганда оказания им поддержки со стороны их родственников.