ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 1994 года N 5
ОБ ИТОГАХ ИСПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЗА 1993 ГОД И МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "О БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЕ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 1994 ГОД"
(в редакции Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 05.08.1994 N 156, с изм., внесенными Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 10.02.1995 N 36)
Кабинет Министров Чувашской Республики отмечает, что радикальные реформы в экономике и трудности переходного периода потребовали от всех уровней представительной и исполнительной власти качественно нового подхода в управлении народным хозяйством и оперативного регулирования происходящих процессов. В 1993 году обеспечена реализация основных направлений бюджетной политики. В консолидированный бюджет Чувашской Республики мобилизовано налогов и неналоговых платежей на 123815,6 млн. рублей, или 100,0 процентов к прогнозируемому объему, дотаций из федерального бюджета - 51845,1 млн. рублей. В общей сумме налоговых поступлений более двух третей составили налоги на прибыль и добавленную стоимость.
К концу года наметились некоторые тенденции замедления спада производства. Относительно низкие темпы снижения производства товаров народного потребления, объема розничного товарооборота свидетельствуют об усиливающихся структурных изменениях в пользу потребительского сектора. Как результат осуществления государственной поддержки агропромышленного комплекса в рамках налоговой и бюджетной политики оцениваются сравнительно низкие темпы снижения объема валовой продукции сельского хозяйства и поголовья скота с учетом всех категорий хозяйств. Начинают приносить первые результаты меры по стимулированию малого предпринимательства.
Расходная часть бюджетов исполнена в общей сумме 171932,6 рублей, или 97,5 процента к прогнозируемому объему. Основную долю расходов составили ассигнования на народное хозяйство, это в основном покрытие убытков в связи с регулированием цен, расходы на поддержку села и на социально-культурные мероприятия.
В целях финансовой поддержки приватизируемых и конверсируемых предприятий, колхозов и совхозов на бюджетное финансирование переведено 1856,5 тыс. кв. метров ведомственного жилья, детских дошкольных учреждений на 23,1 тыс. мест, 10 домов для престарелых, 70 клубов, 8 спортивных школ на общую сумму около 9 млрд. рублей. Обеспечено бесперебойное функционирование жилищно-коммунального хозяйства в осенне-зимний период. В течение года из федерального бюджета приняты расходы на капитальные вложения по агропромышленному комплексу, дотации на животноводческую продукцию, поддержку фермерского хозяйства, содержание социально-культурных объектов колхозов, дополнительные расходы по органам внутренних дел.
В рамках реализации государственного поддержки села на выплату дотаций на животноводческую продукцию направлено 6,7 млрд. рублей, капитальные вложения по социально-экономическому обустройству - 16,3 млрд. рублей. Значительные средства за счет бюджетов всех уровней направлены на выделение льготных кредитов для проведения весенне-полевых и осенне-уборочных работ, реализацию программы повышения плодородия, становление фермерских хозяйств, строительство индивидуальных домов на селе и их газификацию и т.д.
Принятые меры по стабилизации экономики и социальной защите позволили несколько восстановить жизненный уровень населения в сравнении с начальным этапом реформ. Соотношение средней зарплаты к стоимости потребительской корзины в сравнении с началом года во втором полугодии увеличилось от 86,7 до 101,7 процента. Индексы цен как в промышленности, так и в торговле по республике складывались ниже чем в среднем по Российской Федерации, наблюдалась тенденция уменьшения отставания уровня средней заработной платы от среднероссийского показателя.
Вместе с тем развитие экономики происходит в сложных условиях адаптации всех отраслей народного хозяйства к работе в рыночных условиях. Хотя темпы спада объема производства ниже, чем в среднем по Российской Федерации, но в сравнении с 1990 годом объем производства продукции в промышленности сократился на одну треть. Многие предприятия из-за неналаженности хозяйственных связей и финансовых трудностей простаивают частично или полностью, отправляя рабочих в вынужденные административные отпуска. Призрак безработицы становится реальностью, на конец года численность безработных достигла до 21 тыс. человек, что составляет 2,9 процента к общим трудовым ресурсам, и этот показатель выше среднего по Российской Федерации и Волго-Вятскому району.
Наиболее серьезная проблема, требующая решения на общероссийском уровне, - кризис неплатежей, который особенно болезненно отражается на предприятиях с многотысячными коллективами, в колхозах и совхозах. Страдают бюджеты и социальные программы, когда недоимки по налогам составляют 7,5 млрд. рублей.
Требует дальнейшего совершенствования и улучшения работа по сбору налогов. Как свидетельствует практика, значительные средства теряются из-за сокрытия и неуплаты налогов, особенно в коммерческой сфере и при расчетах за товары наличными. Налоговыми органами республики за 1993 год дополнительно доначислено платежей в бюджет на 10,7 млрд. рублей, к административной ответственности привлечено 5837 должностных лиц и граждан, наложено административных штрафов на 57,3 млн. рублей.
Некоторые налоговые органы не выполняют должным образом обязанностей по правильному зачислению налогов в соответствующие бюджеты. В Шумерлинском районе и в г. Канаше местные налоги зачислялись во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов, вместо зачисления их в соответствующие бюджеты. Факты несоблюдения нормативов зачисления федеральных налогов были установлены по г.г. Чебоксары и Новочебоксарску.
Допущены факты нарушения финансово-бюджетного законодательства некоторыми распорядителями кредитов и районными и городскими администрациями, что потребовало специального рассмотрения вопросов на уровне Правительства Чувашской Республики, например по Министерству сельского хозяйства Чувашской Республики, Чебоксарской городской администрации. Из-за несоблюдения установленного законом порядка формирования и исполнения бюджета к концу года в неплатежеспособном состоянии был бюджет Марпосадского района. В некоторых районах и городах, не учитывая собственные возможности и средства, принимаются решения о развертывании дополнительных сети и контингента объектов социально-культурной сферы, а в конечном итоге ответственность за недостаточно продуманные решения перекладывается на Правительство Чувашской Республики. Допущены нарушения финансового законодательства в Государственном комитете Чувашской Республики по управлению государственным имуществом.
Шумерлинская и Чебоксарская городские администрации не проявили должной настойчивости в работе по принятию в муниципальную собственность ведомственного жилья, в связи с чем не удалось полностью освоить выделенные на эти цели дотации из федерального бюджета. Во многих районах и городах не принимается должных мер по упорядочению и сокращению расходов на содержание представительных и исполнительных органов власти.
Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Министерствам и ведомствам, районным и городским администрациям:
проанализировать и обсудить итоги исполнения соответствующих бюджетов, на основе сложившейся практики их формирования и исполнения в условиях рыночных преобразований определить меры по усилению мобилизующей роли бюджета в решении вопросов социально-экономического развития на основе эффективного и экономного расходования государственных средств и приоритетного выполнения целевых программ, принятых в республике;
направить усилия на устойчивое функционирование отраслей народного хозяйства и жизнеобеспечивающих объектов социально-культурной сферы, принимать срочные меры по созданию условий для стабилизации работы хозяйствующих субъектов, дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры, созданию дополнительных рабочих мест, сохранению положительных тенденций в социально-экономическом развитии;
строго соблюдать законодательство и нормативные акты по формированию и исполнению бюджетов, оперативно соизмеряя собственные возможности с производимыми расходами;
в целях отслеживания и регулирования расходов в условиях инфляции решения по развертыванию новых сетей и контингентов объектов социальной сферы, их реорганизации, проведению экспериментов по новым условиям работы, изменениям в учебные планы, снижению наполняемости классов - комплектов принимать только при наличии средств и после обязательного согласования их с соответствующими финансовыми органами и Министерством финансов Чувашской Республики в зависимости от источников финансирования.
Установить, что при отсутствии согласованных решений с финансовыми органами указанные выше расходы не принимаются к финансированию.
2. Принять к исполнению утвержденный Законом Чувашской Республики "О бюджетной системе Чувашской Республики на 1994 год" республиканский бюджет Чувашской Республики на 1994 год по расходам в сумме 215179,6 млн. рублей исходя из объемов доходов в сумме 172783,9 млн. рублей, средств, передаваемых из федерального бюджета, в сумме 42395,7 млн. рублей согласно приложению N 1.
Выделить из республиканского бюджета Чувашской Республики в 1994 году дотации бюджетам районов и городов согласно приложению N 2.
3. Утвердить распределение средств, передаваемых по взаимным расчетам бюджетам районов и городов на:
частичную компенсацию удорожания стоимости работ по газификации индивидуальных домов (не менее 70 процентов) согласно приложению N 3;
капитальные вложения, дополнительно увеличенные в ходе рассмотрения бюджета, согласно приложению N 4.
4. Установить:
а) расходы на содержание республиканских органов представительной и исполнительной власти согласно приложению N 5;
б) фонд оплаты труда работников (с учетом повышения заработной платы с 1 декабря 1993 года):
республиканских органов представительной и исполнительной власти согласно приложению N 6;
бюджетных учреждений и организаций, финансируемых из республиканского бюджета Чувашской Республики, согласно приложению N 7.
Признать утратившими силу распоряжения Совета Министров Чувашской Республики от 11 января 1994 года N 10-р и 24 января 1994 года N 36-р об установлении фондов оплаты труда вышеуказанных работников, как принятые временно до принятия настоящего постановления.
Министерствам и ведомствам установить фонды оплаты труда в разрезе подведомственных учреждений и организаций.
Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Чувашской Республике, коммерческим банкам установить контроль за соблюдением бюджетными учреждениями и предприятиями установленных фондов оплаты труда.
Министерству финансов Чувашской Республики внести предложения об уточнении фонда оплаты труда работников республиканских органов представительной и исполнительной власти и расходов на их содержание после реорганизации.
5. Довести до сведения и руководства для районных и городских администраций расчетные цифры по предельной численности и фонду оплаты труда работников районных и городских органов представительной и исполнительной власти согласно приложению N 8.
6. Секретно (приложение N 9).
7. Внести уточнения в республиканский бюджет Чувашской Республики и во взаимоотношения республиканского бюджета Чувашской Республики с бюджетами районов и городов согласно приложениям N 10 и 11 (в связи с повышением размеров государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, с 1 января 1994 г. и заработной платы работников органов представительной и исполнительной власти - с 1 декабря 1993 года).
В связи с тем, что в утвержденном республиканском бюджете Чувашской Республики ассигнования на эти цели в связи с более поздним решением о повышении размеров указанных расходов не учтены, Министерству финансов Чувашской Республики отнести их в счет дотаций из федерального бюджета, составить необходимые расчеты и рассмотреть их в ходе согласования бюджетных цифр на 1994 год в Министерстве финансов Российской Федерации для дополнительного выделения средств.
8. Министерствам и ведомствам Чувашской Республики в двухнедельный срок со дня выхода настоящего постановления представить Министерству финансов Чувашской Республики своды расходов (сметы) по подведомственным учреждениями с распределением годовых и квартальных назначений по всем статьям бюджетной классификации в порядке, установленном указанным Министерством.
9. Министерству финансов Чувашской Республики:
а) продолжить работу по совершенствованию бюджетных взаимоотношений с федеральным бюджетом, составить по установленной Министерством финансов Российской Федерации форме необходимые расчеты для исчисления суммы трансферта, подлежащей передаче Чувашской Республике из Фонда финансовой помощи регионам, образуемого в составе федерального бюджета, и рассмотреть их в указанном ведомстве;
б) после определения Правительством Российской Федерации формы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами регионов составить необходимые расчеты и представить предложения об уточнении бюджетной системы Чувашской Республики на 1994 год с учетом замечаний и предложений комиссий Верховного Совета Чувашской Республики, министерств и ведомств, районных и городских администраций;
в) в случае внедрения нового порядка взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами регионов и определения финансовой помощи регионам организовать работу по распространению указанного порядка на бюджеты районов и городов;
г) проанализировать практику взимания налога на прибыль с предприятий и организаций, при необходимости после установления новых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами регионов внести предложения по изменению ставок налога исходя из приоритетов развития Чувашской Республики, а также введению дополнительных налогов и сборов, в соответствии с правом, предоставленным Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2268 "О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году".
Указанные выше мероприятия проводятся в сроки, определяемые в зависимости от хода проведения работы по совершенствованию межбюджетных взаимоотношений на уровне Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации;
д) представить в месячный срок предложения:
совместно с Министерством экономики Чувашской Республики, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики, Министерством промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики - о направлениях расходования средств республиканского фонда поддержки важнейших отраслей народного хозяйства;
совместно с Министерством промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики - об использовании средств от взимания транспортного налога;
о внесении изменений в бюджетную систему и в Закон Чувашской Республики "О налоговой системе Чувашской Республики" в связи с введением специального налога для поддержки важнейших отраслей народного хозяйства и транспортного налога;
е) до 10 марта 1994 г. подготовить меры по консолидации начиная с 1 апреля 1994 г. в республиканском бюджете Чувашской Республики всех государственных республиканских внебюджетных фондов, за исключением региональных фондов Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования и Фонда медицинского страхования и реализации механизма целевой направленности указанных фондов;
ж) вносить в течение года предложения об индексации размеров безвозмездной денежной помощи индивидуальным застройщикам в сельской местности;
з) усилить контроль за расходованием государственных средств.
10. Министерству экономики Чувашской Республики, Министерству по делам строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики совместно с Министерством финансов Чувашской Республики продолжить работу по согласованию лимитов капитальных вложений по инвестиционной программе в 1994 году, включая суммы субсидий гражданам на приобретение и строительство жилья.
11. Государственной налоговой инспекции по Чувашской Республике по согласованию с Министерством финансов Чувашской Республики разработать порядок предоставления дополнительных льгот по налогам, предусмотренных Законом Чувашской Республики "О бюджетной системе Чувашской Республики на 1994 год", и довести до налогоплательщиков в установленном порядке.
В целях оперативного исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики Государственной налоговой инспекции по Чувашской Республике восстановить отчетность о поступлении налогов на 15 число каждого месяца и обеспечить ее представление в Министерство финансов Чувашской Республики.
12. В двухнедельный срок представить на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики по согласованию с Министерством финансов Чувашской Республики проекты бюджетов республиканских внебюджетных фондов, а также проекты постановлений об утверждении бюджетов за 1993 год:
Чувашскому государственному предприятию автомобильных дорог - Дорожного фонда Чувашской Республики;
Государственному комитету Чувашской Республики по занятости населения - Государственного фонда по занятости населения Российской Федерации в Чувашской Республике;
Министерству Чувашской Республики по социальной политике - Фонда социальной поддержки населения;
Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Чувашской Республики - Экологического фонда Чувашской Республики;
Министерству внутренних дел Чувашской Республики - Фонда безопасности дорожного движения.
13. Исполнительной дирекции Фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики в двухнедельный срок представить на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики отчет о доходах и использовании средств Фонда обязательного медицинского страхования за 1993 год, а также предложения по реализации территориальной программы медицинского страхования населения и о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления в 1994 году, мерах по дальнейшему совершенствованию медицинского страхования, при необходимости, об уточнении тарифов на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию.
14. Министерству экономики Чувашской Республики совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в 15-дневный срок подготовить предложения по организационной деятельности Государственного фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции Кабинета Министров Чувашской Республики, имея в виду изменения и уточнения Положения о Фонде, порядка оказания финансовой поддержки и внесение на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики кандидатуры на должность директора Фонда.
15. Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Чувашской Республике:
совместно с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Чувашской Республики оперативно решать вопросы получения кредитов на проведение весенне-полевых и уборочных работ;
с целью улучшения расчетов между сельскохозяйственными товаропроизводителями, перерабатывающими и заготовительными предприятиями и организациями за поставляемую сельскохозяйственную продукцию обеспечить безакцептную форму расчетов;
доложить до 20 февраля 1994 г. о результатах произведенных взаимозачетов между сельскими товаропроизводителями, предприятиями перерабатывающей промышленности по задолженности, образовавшейся внутри республики по агропромышленному комплексу;