Действующий

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ И ПРОВЕДЕНИЕ РАБОТ ПО МОНИТОРИНГУ ЗЕМЕЛЬ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2005 - 2011 ГОДЫ" (с изменениями на: 25.02.2010)


I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Одной из важнейших стратегических задач в области создания условий устойчивого экономического развития Чувашской Республики и обеспечения продовольственной и экологической безопасности является эффективное использование и охрана земель всех категорий как основного национального богатства.

В то же время эта стратегическая задача в должной мере не решается из-за отсутствия достоверной информации о состоянии и использовании земель, получение которой должно быть обеспечено посредством создания и функционирования постоянно действующей системы государственного мониторинга земель Чувашской Республики.

Получение достоверной информации о состоянии земель, как важнейшего компонента окружающей среды, возможно обеспечить при осуществлении государственного мониторинга в порядке ведения базовых, периодических и оперативных наблюдений, обследований и съемок особенно на территориях, подверженных опасным негативным процессам, вызывающим резкое ухудшение состояния земель, значительные потери, убытки и ущерб.

В соответствии со статьей 67 Земельного кодекса Российской Федерации объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" одним из основных направлений обеспечения плодородия земель является проведение его мониторинга. Мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения определен указанным Федеральным законом как составная часть государственного мониторинга земель и является одним из основных направлений.

Федеральным законом "О мелиорации земель" установлено, что мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственной системы мониторинга земель и представляет собой систематические наблюдения за состоянием мелиорированных земель.

Положением об осуществлении государственного мониторинга земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 года N 846, предусмотрено, что при осуществлении мониторинга должны производиться работы по сбору информации с использованием соответствующих фондов данных, по обработке и обеспечению хранения этой информации; непрерывному наблюдению за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; анализу и оценке качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

При проведении государственного мониторинга земель в составе информации должны быть и данные других систем мониторинга окружающей среды, направленные на выявление негативного воздействия на состояние земель.

Мониторинг необходимо осуществлять исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов на базе автоматизированной геоинформационной системы, функционирующей во взаимодействии с автоматизированными информационными системами органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления.

До настоящего времени из-за отсутствия системы наблюдений не имеется достаточно полной информации о состоянии земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, информационного обеспечения ведения государственного земельного кадастра и иных функций управления земельными ресурсами.

Имеющаяся информация о негативных процессах на землях своевременно не обновляется даже по одной из категорий земель - земель сельскохозяйственного назначения, по которой ранее (15 - 20 лет тому назад) была относительно достоверная информация о плодородии.

Возрастающие антропогенные воздействия на почвы привели к резкому снижению их плодородия, истощению, разрушению эрозионными процессами, загрязнению и проявлению других негативных процессов, нарушающих экологическое равновесие ландшафтов.

В настоящее время высокая распаханность территории республики (80%), техногенная нагрузка на почву привели к значительному разрушению почвенного покрова. Ежегодно с полей республики смывается значительный объем верхнего плодородного слоя, уносятся в реки питательные вещества (16 тыс. т. - азота, 7 тыс. т. - фосфора, 107 тыс. т. - калия и до 20 тыс. т. - гумуса). Вследствие потери почвой питательных веществ, ухудшения ее водно-физических свойств и снижения биологической активности, недобор урожая основных сельскохозяйственных культур составляет 20% на слабосмытых, 50 - 70% - на сильносмытых почвах.

В силу большой плотности населения республики, высокой распаханности и расчлененности территории овражно-балочной сетью и игнорирования практикой сельскохозяйственного производства принципов адаптивно-ландшафтного подхода к использованию природных ресурсов в последние десятилетия наблюдается нарастание негативных процессов: потеря земель в результате плоскостной и овражной эрозии, снижения уровня потенциального и эффективного плодородия почв, деградация природных кормовых угодий, загрязнение грунтовых вод и водоемов, ухудшение общей фитосанитарной обстановки сельскохозяйственных угодий и т.д.

Вот почему первые шаги по организации системных наблюдений за состоянием земельного фонда республики (1994 - 2002 годы) исходя из реальных возможностей финансирования, материальной базы, научного потенциала были направлены на количественную и качественную оценку тех негативных процессов, которые происходят на землях сельскохозяйственного назначения. Работы по агроэкологическому мониторингу пахотных земель и растениеводческой продукции в Чувашской Республике проводили сотрудники агрохимического центра "Чувашский" и Чувашской государственной сельскохозяйственной академии во всех природно-климатических зонах республики, на 17 реперных участках, выделенных на основных типах и подтипах почв Чувашской Республики. Для количественной и качественной оценки параметров агроэкологической обстановки проводился локальный мониторинг земель в колхозе "Ленинская Искра" Ядринского района. Однако в последние годы работы по мониторингу земель на реперных участках были прекращены в связи с отсутствием достаточного финансирования.

С 2003 года системные работы по мониторингу земель Чувашской Республики развернуты Министерством природопользования Чувашской Республики в рамках реализации республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Чувашской Республике на 2003 - 2007 годы", утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11 октября 2002 года N 258. В целях получения достоверной информации о состоянии земель сельскохозяйственного назначения проводились базовые, периодические и оперативные наблюдения. С этой целью в пределах типичных почвенных и ландшафтных районов (с применением методов космического зондирования) созданы дистанционные основы реперных участков, расположенных в Моргаушском, Алатырском, Комсомольском, Урмарском, Цивильском, Янтиковском, Ядринском районах. Одновременно локальный мониторинг земель осуществлялся в пределах выделенных сельскохозяйственных ландшафтов Чувашии в базовых хозяйствах и на государственных сортоиспытательных участках.

Выполненные работы по мониторингу земель являются начальным этапом создания системы контроля за экологической обстановкой земель сельскохозяйственного назначения, требующей дальнейшего совершенствования оценочных параметров, с целью получения объективных долгосрочных прогнозов рационального природопользования.

Таким образом, необходимо признать приоритетность работ по государственному мониторингу земель Чувашской Республики с целью получения своевременной и достоверной информации о состоянии и использовании земель и обеспечения ею органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления для осуществления управления земельными ресурсами, а также граждан и юридических лиц.

В связи с отсутствием достаточной информации о состоянии и использовании земель различных категорий государство, как крупнейший собственник земли, не может эффективно выполнять функции государственного управления земельными ресурсами страны.

На современном этапе органам государственной власти Чувашской Республики и органам местного самоуправления необходима оперативная информация о качестве земель, которую возможно получать при достаточном финансировании работ по государственному мониторингу земель, особенно на территориях, подверженных таким негативным процессам, как водная эрозия, деградация земель, резкое снижение плодородия почв, ухудшение мелиоративного состояния земель и культур технического состояния сенокосов и пастбищ, техногенного негативного влияния на земли различных категорий.

Для оперативного обеспечения информацией о состоянии и использовании земель должна быть создана система наблюдений, функционирующая на территории Чувашской Республики с применением методов дистанционного зондирования, включая систему оперативного аэрокосмического мониторинга земель, системы базовых и периодических наблюдений, обследования и съемок.

Решение этой задачи позволит, в определенной мере, способствовать осуществлению конституционных прав граждан на землю посредством их информационного обеспечения о качестве земель, изменения состояния и использования, что необходимо в условиях развития рынка земли и обеспечения цивилизованных рыночных отношений.

Учитывая, что на современном этапе социально-экономического развития страны земля отнесена в рамках Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимости, она вовлекается в оборот и приобретает свойства товара.

Поэтому в процессе осуществления государственного мониторинга земель Чувашской Республики должно быть обеспечено получение базовой, периодической и оперативной информации о состоянии земель по показателям плодородия, мелиоративного состояния, деградации, загрязнения и захламления земель; экзогенных и эндогенных геологических явлений и процессов, воздействий хозяйственной и иной деятельности, негативно влияющих на земли, что необходимо для обоснования реализации целевого назначения и разрешенного использования земель, объективного определения налогооблагаемой, залоговой и кадастровой стоимости земель, наносимых убытков, потерь и ущерба и т.д.

Таким образом, несмотря на продолжающееся ухудшение качества земель, являющихся стратегическим природным ресурсом Чувашской Республики, до настоящего времени не создана многоуровневая информационная база мониторинга земель, не налажена постоянно действующая система прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель, не создана методическая и нормативно-техническая база мониторинга земель.

Проведение комплекса работ по государственному мониторингу земель, включая создание координатной основы, создание и обновление планово-картографической основы, составление базовых и тематических карт, схем и другие работы, связано с необходимостью обеспечения мониторинговой информации решения задач по разграничению земель на земли федеральной собственности, республиканской собственности и собственности муниципальных образований, а также с необходимостью кадастрового учета земель, включенных в состав фонда перераспределения земель, и оценки состояния входящих в него земель; переоформление прав на землю, пополнение баз данных государственного кадастра земель информацией о состоянии земель, государственного управления земельными ресурсами на современном уровне с учетом оперативных и иных сведений о происходящих изменениях состояния и использования земель, получаемых при осуществлении государственного мониторинга земель.

Современное выявление изменений состояния земель, критических уровней контролируемых показателей государственного мониторинга земель Чувашской Республики позволит принимать экстренные меры по устранению негативных явлений и процессов, заблаговременно информировать соответствующие органы государственной власти Чувашской Республики, органы местного самоуправления, граждан и юридических лиц о необходимости принятия мер по предупреждению негативных процессов и воздействий на земли.

По данным, полученным в результате осуществления государственного мониторинга земель, будут разрабатываться рекомендации, прогнозы и мероприятия по своевременному предупреждению негативных явлений и процессов, устранению их последствий и в значительной мере предотвращаться наносимые ими убытки, потери и ущерб.