Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2006 - 2008 ГОДЫ (с изменениями на: 25.12.2008)


2.1. Обоснование необходимости реформирования


В последние годы была проведена значительная работа по модернизации системы управления бюджетной сферой, совершенствованию межбюджетных отношений, реформированию государственной службы, изменены институциональные условия функционирования государственного и муниципального секторов Чувашской Республики. В то же время присутствуют объективные факторы, определяющие необходимость внесения изменений в систему управления общественными финансами республики, требующие осуществления комплекса мероприятий как в области совершенствования межбюджетных отношений, так и в области повышения эффективности управления общественными финансами в целом. В числе этих факторов можно выделить следующие:

необходимость наличия гибкой, адекватной современным целям и задачам системы управления региональными финансами Чувашской Республики, эффективное функционирование которой является ключевым фактором в реализации стратегии развития Чувашской Республики;

полноценная реализация на территории республики административной и бюджетной реформы, реформы государственной власти. Существенное изменение условий и задач функционирования органов государственной власти Чувашской Республики требует совершенствования организационных, управленческих, правовых механизмов;

необходимость внедрения новых механизмов управления бюджетными расходами, таких как учет при финансировании бюджетных учреждений результатов оценки потребности в предоставляемых бюджетных услугах и результатов их деятельности, увеличение количества бюджетных услуг, имеющих стандарты качества, формирование среднесрочных ведомственных целевых программ;

необходимость повышения доступности и качества государственных услуг для населения;

дальнейшее повышение инвестиционной привлекательности бюджетной сферы для региональных и внерегиональных инвесторов;

высокая степень потребности в инвестициях практически во всех областях государственной деятельности, включая сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, жилищно-коммунального хозяйства, транспортного обеспечения;

формирование на территории республики условий для развития доходных источников;

необходимость повышения эффективности деятельности отдельных государственных и муниципальных унитарных предприятий, организаций ряда отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт;

необходимость повышения уровня кадровой, методической обеспеченности некоторых отраслей бюджетной сферы республики;

расширение степени участия общественности в принятии стратегических решений, связанных с развитием республики, через повышение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти Чувашской Республики для населения, в том числе в осуществлении бюджетной и финансовой политики.

Важным условием эффективности реализации настоящей Программы является обеспечение комплексного подхода, единых методологических принципов формирования перечня реализуемых мероприятий.

В целях осуществления комплексной реформы бюджетного процесса целесообразно последовательно осуществлять мероприятия по следующим основным направлениям:

реформа бюджетного процесса и управления расходами.

Данное направление работы предусматривает реализацию комплекса мероприятий, нацеленных на создание условий для формирования негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги, совершенствование порядка финансирования временных кассовых разрывов, проведение обязательной публичной независимой экспертизы всех законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства, снижение и ликвидацию просроченной кредиторской задолженности государственных унитарных предприятий Чувашской Республики (республиканский бюджет Чувашской Республики и республиканские учреждения просроченной задолженности не имеют);

внедрение бюджетирования, ориентированного на результат.

Участие Чувашской Республики в качестве пилотного региона в проведении административной реформы создало хорошую основу для полномасштабного внедрения в органах исполнительной власти Чувашской Республики механизмов бюджетного планирования, ориентированного на достижение конкретных результатов. Чувашская Республика относится к числу регионов, в наибольшей мере подготовленных к разработке и качественному применению указанных механизмов. В данном направлении предусматривается создание системы учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах, установление стандартов качества предоставления бюджетных услуг, совершенствование порядка разработки и реализации среднесрочных ведомственных целевых программ и среднесрочных республиканских целевых программ, среднесрочного финансового планирования, формирование реестров расходных обязательств Чувашской Республики и муниципальных образований;

административная реформа.

В рамках данного направления необходимо расширить применение процедур конкурсного отбора на замещение государственных должностей Чувашской Республики и обеспечить повышение уровня профессиональной подготовки государственных гражданских служащих Чувашской Республики;

реформирование государственного сектора экономики.

Реализация мероприятий по данному направлению необходима в целях оптимизации бюджетных расходов на финансирование жилищно-коммунального хозяйства, что предполагает доведение до 100-процентного уровня платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги при одновременном осуществлении адресной социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения;

совершенствование системы финансирования инвестиций.

Данное направление действий предполагает рациональное, с максимальным эффектом расходование бюджетных средств на инвестиционное развитие, что требует дальнейшего совершенствования ведения в республике мониторинга реализации инвестиционных проектов, осуществляемых за счет бюджетных средств, а также процедуры принятия решений о реализации новых инвестиционных проектов. В силу ограниченности бюджетных инвестиционных ресурсов необходима их концентрация на реализации приоритетных, экономически и социально значимых для республики инвестиционных проектов;

создание условий для развития доходной базы.

Организация работы по данному направлению требует проведения углубленного анализа предоставляемых льгот по налогам и сборам, их финансовых последствий и оптимизации предоставляемых льгот. Необходимым представляется создание условий для повышения деловой активности малого предпринимательства, повышение эффективности функционирования унитарных предприятий и организаций с долей участия Чувашской Республики в их уставном капитале, а также полный учет объектов, находящихся в государственной собственности Чувашской Республики, что создаст прочную основу для роста доходной базы республиканского бюджета Чувашской Республики. Укрепление собственной доходной базы и снижение дотационности являются одними из приоритетных направлений бюджетной политики Чувашской Республики;

совершенствование долговой политики.

Долговая политика в Чувашской Республике осуществляется строго в рамках ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Ее особенностью является активное использование заимствований в качестве инструмента привлечения дополнительных инвестиций. Дальнейшая формализация процедур управления государственным долгом и предоставления государственных гарантий Чувашской Республике является необходимым условием совершенствования управления рисками и их снижения при выполнении долговых обязательств республики;

совершенствование межбюджетных отношений.