Важное место в управлении бюджетным процессом в Чувашской Республике занимает своевременное финансирование всех расходов, включая расходы, осуществление которых носит неравномерный или сезонный характер и может привести к возникновению временных кассовых разрывов.
В процессе бюджетного планирования в республике обеспечено проведение оценки причин возникновения временных кассовых разрывов, возникавших при исполнении бюджета за три последних отчетных года, и финансовых последствий их возникновения.
Основной причиной возникновения кассовых разрывов при исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований является неравномерность поступления доходов в бюджет и осуществления бюджетных расходов в течение финансового года. Как показывает анализ, необходимость в изыскании дополнительных ресурсов для покрытия временно возникающих кассовых разрывов появляется, как правило, при осуществлении расчетов за потребленные энергоресурсы, подготовке организаций жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период, выплате отпускных работникам бюджетной сферы, особенно педагогам, в летний период. Однако, поскольку причины возникновения кассовых разрывов носят постоянный характер (за исключением чрезвычайных ситуаций) и повторяются каждый год, данные периоды поддаются прогнозированию.
Решение задачи прогнозирования возникновения возможных кассовых разрывов и обеспечения своевременного финансирования соответствующих расходов начинается уже на стадии формирования республиканского бюджета Чувашской Республики.
Расходы республиканского бюджета Чувашской Республики планируются поквартально исходя из реальных потребностей в средствах в течение года и практически без увязки с поступлением доходов. Например, расходы на заработную плату и начисления на оплату труда планируются с учетом пика выплат отпускных работникам бюджетных учреждений в летнее время, капитальные вложения - принимая во внимание, что основные работы по строительству и реконструкции объектов капитального строительства приходятся на весенне-летний период и т.д. Поступление налоговых доходов также планируется по кварталам - в соответствии со сроками, установленными налоговым законодательством, неналоговых доходов - с учетом проведенного анализа их поступлений за предыдущий финансовый год, дотаций из федерального бюджета - равномерно в течение года. Таким образом, на стадии формирования республиканского бюджета Чувашской Республики прогнозируется его дефицит по кварталам. Исходя из этого и учитывая сроки погашения долговых обязательств Чувашской Республики, определенные кредитными договорами, условиями эмиссии ценных бумаг, планируются заимствования республиканского бюджета Чувашской Республики.
Планирование государственных заимствований производится с учетом оптимального сочетания всех долговых инструментов. Кредиты коммерческих банков используются как наиболее мобильная часть заимствований для покрытия кассовых разрывов, которые возникают в процессе исполнения бюджета, облигационные займы Чувашской Республики ориентированы на рост инвестиционного потенциала республики. С целью обеспечения непрерывности финансирования запланированных расходов республиканского бюджета Чувашской Республики выпуск ценных бумаг Чувашской Республики планируется и осуществляется в первом полугодии финансового года.
Ежедневный текущий контроль за состоянием остатка счета республиканского бюджета Чувашской Республики осуществляет Управление казначейства Министерства финансов Чувашской Республики.
Подобное планирование бюджетного процесса в Чувашской Республике, а также контроль со стороны отдельного подразделения, осуществляющего казначейское исполнение республиканского бюджета Чувашской Республики, обеспечивают своевременное и непрерывное финансирование всех расходов и недопущение образования просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений.
Вопросы предоставления бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов муниципальных образований, регулируются статьей 17.4 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2001 года N 36 "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике", а также Правилами предоставления бюджетам муниципальных образований из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетных кредитов, использования и возврата указанных бюджетных кредитов, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 мая 2005 года N 135. В соответствии с указанными нормативными правовыми актами на основании заявления органа местного самоуправления и по итогам анализа информации, представленной в целях получения бюджетного кредита на покрытие временного кассового разрыва, в случае принятия решения министром финансов Чувашской Республики бюджету муниципального образования может быть предоставлен бюджетный кредит на срок, не выходящий за пределы финансового года, по процентной ставке, установленной законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующий финансовый год.
В процессе исполнения республиканского бюджета Чувашской Республики в 2003 - 2005 годах проблема покрытия временных кассовых разрывов решалась за счет кредитов, привлеченных в кредитных организациях, и бюджетных ссуд из федерального бюджета.
Заимствования в форме бюджетных ссуд из федерального бюджета на покрытие временных кассовых разрывов осуществлялись в 2003 - 2004 годах, бюджетные кредиты из федерального бюджета в 2005 году не привлекались. В первом полугодии 2006 года заимствования для покрытия временных кассовых разрывов не осуществлялись.
Просроченная кредиторская задолженность по осуществляемым заимствованиям на покрытие временных кассовых разрывов отсутствовала.