БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

 
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПРИКАЗ

от 22 декабря 2008 года N 1959

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2020 ГОДА


В целях развития дошкольного образования на современном этапе модернизации республиканской системы образования и на основании решения коллегии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 25 ноября 2008 года N 4/1 приказываю:

1. Утвердить Концепцию развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года.

2. Рекомендовать муниципальным органам управления образованием:

2.1. Организовать обсуждение Концепции развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, всех типов и видов.

2.2. Привести муниципальные программы развития дошкольного образования в соответствие с Концепцией развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года.

3. Руководителям образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования, обеспечить организацию воспитательно-образовательного процесса с учетом основных положений и приоритетных задач Концепции развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года.

4. Государственному образовательному учреждению "Чувашский республиканский институт образования" (Данилов В.Д.) разработать методические рекомендации по реализации Концепции развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года в срок до 1 июня 2009 года.

5. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Министр
Г.П.ЧЕРНОВА



 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ДО 2020 ГОДА


      Введение


Концепция развития дошкольного образования в Чувашской Республике до 2020 года (далее - Концепция) - это научное прогнозирование и обоснование развития системы дошкольного образования, направленное на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики республики. Стратегическое планирование обусловлено пониманием исключительной значимости инвестиций в дошкольное детство и основывается на признании образования как приоритетного направления социально-экономического развития Чувашской Республики.

Концепция основывается на следующих принципиальных положениях:

непреходящее значение дошкольного возраста, обладающего самоценностью и собственной логикой целостного развития, как сензитивного (благоприятного) периода для становления базовых способностей личности;

признание дошкольного детства одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной емкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней образования;

признание дошкольного образования как базисной, необходимой и самоценной ступени единой образовательной системы, обеспечивающей полноценное развитие личности ребенка; как стратегического ресурса устойчивого развития качества образования Чувашской Республики в целом;

приоритет здоровьесбережения как основополагающий принцип дошкольного образования;

обеспечение гарантий развития и сохранения культурной идентичности ребенка в условиях поликультурного региона на основе сочетания национально-региональных, межрегиональных, общероссийских и международных интересов при решении комплексных проблем дошкольного образования;

обеспечение динамики развития системы дошкольного образования на основе вариативности и многофункциональности организационных форм, их преемственности и индивидуализации.

Концепция исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального и регионального уровней, в том числе в решениях по реализации:

приоритетного национального проекта "Образование";

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;

Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы;

Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на период 2007 - 2010 годы;

Государственной программы "Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009 - 2012 годы";

Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года;

Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года;

Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006 - 2010 годы и другие.

Концепция призвана обеспечить:

взаимосвязь и согласованность между долгосрочными приоритетами всех направлений развития образования в целом, оптимизацию преемственности дошкольного и начального общего образования;

формирование методологической основы для разработки республиканских программ и приоритетных проектов в дошкольном образовании;

согласованность действий органов государственной власти Чувашской Республики и органов местного самоуправления, представителей бизнеса и общества в решении задач развития дошкольного образования.

Концепция определяет приоритетные направления развития дошкольного образования в Чувашской Республике и служит основой для разработки республиканских и муниципальных целевых программ развития дошкольного образования, перспективных и краткосрочных прогнозов развития системы образования в Чувашской Республике и соответствующих законодательных инициатив.

В ходе подготовки Концепции проведены исследования, включающие анализ современного состояния дошкольного образования в контексте социальной, демографической, финансовой, этнической ситуации. Изучался международный опыт воспитания и образования детей младшего возраста, политические стратегии и эффективные модели. Это позволило выявить трудности и противоречия, тенденции и перспективы развития, общие и специфические подходы к прогнозированию направлений инновационного развития дошкольного образования.

В разработке Концепции принимали участие специалисты Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, ученые Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я.Яковлева, Чувашского республиканского института образования. Проект был опубликован в журнале "Дефектология", широко обсуждался в ведущих научных центрах России, на научно-практических конференциях разного статуса и получил одобрение на заседании коллегии Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, в котором участвовали представители органов местного самоуправления, профессиональных объединений, общественных организаций.


Современное состояние системы дошкольного образования в Чувашской Республике


Система дошкольного образования Чувашской Республики представлена 398 дошкольным образовательным учреждением и 34 учреждениями "начальная школа - детский сад", которые посещают 51,3 тысячи детей, что составляет 68,3 процента всех детей в возрасте 1 - 6 лет.

Ежегодно происходит рационализация сети дошкольных образовательных учреждений, развитие учреждений и групп для детей с ограниченными возможностями здоровья. Более 40 дошкольных учреждений оказывают специализированные услуги по коррекции зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п. Разнообразными видами коррекционно-педагогической помощи охвачено более 6 тысяч воспитанников детских садов.

Расширяется практика реализации программ дошкольного образования в общеобразовательных школах и группах кратковременного пребывания детей. В настоящее время при 175 школах функционируют дошкольные группы. Для детей, не посещающих детские сады, открыто 166 групп кратковременного пребывания. В помощь семьям, воспитывающим детей дома, во всех районах и городах созданы консультационные пункты.

Расширяется деятельность дошкольных образовательных учреждений с целью полного удовлетворения образовательных потребностей родителей и воспитанников. В 100 дошкольных учреждениях оказываются дополнительные образовательные услуги на платной основе, в 46 организовано раннее обучение иностранным языкам. Платными образовательными услугами в городах пользуются 12 процентов воспитанников детских садов, в сельской местности - 3 процента.

196 детских садов (46%) используют в своей работе компьютерные технологии как средство управления, совершенствования форм и методов работы с детьми. Более половины детских садов реализуют программы нового поколения ("Радуга", "Детство", "Развитие", "Школа - 2100" и др.), половина детских садов работают по республиканской "Программе воспитания ребенка-дошкольника", дополняя ее содержание элементами из других программ, используя современные авторские технологии. В 280 (65%) дошкольных учреждениях воспитательно-образовательный процесс организован на русском языке, в 146 (34%) - чувашском, в 4 (1%) - татарском.

С января 2007 года республика участвует в федеральном эксперименте по апробации моделей образования детей старшего дошкольного возраста (Приказ Минобрнауки России от 25.12.2006 N 03-2998). В настоящее время 90 процентов детей старшего дошкольного возраста охвачены различными формами предшкольной подготовки.

Воспитание и обучение детей осуществляют 5816 педагогов, образовательный уровень которых ежегодно растет. В 2000 г. с высшим образованием было 33,4 процента педагогов, в 2008 г. - 45 процентов.

В республике создана система грантовой поддержки инновационной деятельности педагогов и дошкольных образовательных учреждений. Восьми лучшим воспитателям в 2007 году и 20 лучшим педагогам системы дошкольного образования в 2008 году присуждены денежные поощрения Президента Чувашской Республики. Семь лучших детских садов в 2007 году и 17 в 2008 году получили гранты по 200 тысяч рублей.

С 2000 года отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений. Численность детей, посещающих детские сады, увеличивается ежегодно на 2,5 - 3,5 процента. С этого же периода увеличивается охват детей различными формами дошкольного образования. Если в 2000 году дошкольные образовательные учреждения посещали 56,2 процента детей, то в 2008 году - 68,3.


Охват детей в возрасте 1 - 6 лет дошкольными образовательными учреждениями (процентов)*

______________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


Вместе с тем в системе дошкольного образования существует ряд проблем:

- остается нерешенной проблема общедоступности дошкольного образования - более 30 процентов детей по разным причинам не охвачены системой дошкольного образования, более 10 тысяч детей нуждаются в образовательных услугах дошкольных учреждений;

- в городах и районных центрах наблюдается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, а в сельской местности - их избыток (в городах на 100 мест приходится 102 воспитанника, в сельской местности - 77);

- недостаточно развивается сеть учреждений и групп, предназначенных для компенсации здоровья и коррекции развития ребенка, тогда как наблюдается рост хронической патологии детей и возрастает потребность родителей в коррекционно-педагогической помощи;

- качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, не в полной мере отвечают требованиям родителей;

- более 30 процентов детей охвачены домашним воспитанием, что требует квалифицированного социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения семьи со стороны как муниципальных органов управления, так и дошкольных образовательных учреждений;

- финансовая и имиджевая непривлекательность сферы ведет к оттоку высококвалифицированных работников из системы дошкольного образования.

Обозначенные проблемы определили приоритетные направления совершенствования существующей системы дошкольного образования и идеологию Концепции, основанную на принципиальных положениях, обусловливающих динамику развития системы дошкольного образования в Чувашской Республике.


Цель и задачи Концепции развития дошкольного образования


Методологическую основу Концепции составили фундаментальные положения дошкольного образования:

- о дошкольном детстве как уникальном, самоценном периоде жизни человека, в котором закладываются основы личностной культуры;

- о ценности образования и культуры как важнейших факторов развития личности, общества и государства;

- о дошкольном образовании как базовой ступени непрерывного образования, его преемственности с начальным общим образованием;

- об исторически сложившейся, уникальной отечественной системе дошкольного образования;

- о ребенке как субъекте детских видов деятельности, общения и поведения, активно входящем в культуру и социум, целостности его развития;

- об игре как ведущем виде деятельности ребенка, в котором закладывается фундамент будущих социальных отношений;

- о возрастных и индивидуальных психологических и психофизиологических особенностях развития ребенка;

- о психолого-педагогическом феномене "готовность ребенка к обучению в школе";

- об актуальности ранней диагностики и непрерывного психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка на всех этапах онтогенеза;

- о гибкости, открытости, вариативности дошкольного образования и индивидуализации образовательного процесса;

- о семье как основном социальном институте воспитания и домашнего образования ребенка;

- о педагоге как творце педагогического процесса, его профессиональной культуре и субъектно-деятельностной позиции в условиях инноваций дошкольного образования.

Цель Концепции - разработка механизмов доступности и устойчивого развития качества дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего.

Цель конкретизируется совокупностью взаимосвязанных задач:

- институциональные преобразования системы дошкольного образования с целью обеспечения государственных гарантий конституционного права ребенка на получение качественного дошкольного образования, его доступности на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации

- оптимизация технологического моделирования инновационной образовательной инфраструктуры и ее ресурсного обеспечения;

- формирование нормативного правового регламента и эффективных технологий экономического сопровождения инновационного развития системы дошкольного образования;

- развитие многоуровневой системы подготовки специалистов различного профиля;

- развитие системы менеджмента качества дошкольного образования.

Инновационное развитие системы дошкольного образования предполагает конструктивное взаимодействие с различными сферами жизнедеятельности Чувашской Республики: