Перечень проектов, предусмотренных Стратегией развития образования в Чувашской Республике до 2040 года
N п/п | Наименование проекта | Инновационная цель проекта |
1 | 2 | 3 |
1. | Менеджмент в образовании: государственно-общественное управление, самостоятельность, автономность, проектное управление | совершенствование процесса управления образовательными учреждениями профессионального образования путем наделения управленческими функциями институтов общественного участия; создание условий для повышения самостоятельности и автономности учебных заведений; достижение стратегических целей в управлении через систему проектов |
2. | Кадры в образовании: горизонтальная карьера, квалификации мирового уровня | создание условий для индивидуального профессионального развития и выстраивания горизонтальной карьеры педагогических работников образовательных учреждений профессионального образования, обеспечивающих решение задач подготовки квалифицированных кадров, динамично реагирующих на запросы регионального рынка труда |
3. | Содержание образования: компетентностный подход, универсальные компетенции | содействие широкому применению модульно- компетентностного подхода в массовой образовательной практике для формирования универсальных компетентностей обучающихся и достижения ими значимых результатов в обучении и выстраивании профессиональной карьеры |
4. | Структура образования: интеграция, кредитно- модульная система | совершенствование механизмов сетевого взаимодействия и обеспечение условий для перехода учреждений профессионального образования на реализацию модульных программ по заказам работодателей для опережающего обеспечения инновационных отраслей экономики востребованными кадрами, внедрение новых организационно- правовых форм образовательных учреждений, развитие инфраструктуры непрерывного профессионального образования и механизмов государственно- частного партнерства |
5. | Экономика в образовании: многоканальное финансирование | развитие форм многоканального финансирования системы профессионального образования, стимулирование инвестиций работодателей и частных потребителей образовательных услуг в повышение интеллектуально-профессионального потенциала региональной экономики |
6. | Маркетинг в образовании: конкурентоспособные учреждения, международная сертификация | содействие образовательным учреждениям профессионального образования в повышении конкурентоспособности и расширение возможностей получения обучающимися международных сертификатов качества |
7. | Технологии в образовании: мультисервисная информационно- образовательная среда | создание в образовательных учреждениях профессионального образования современной образовательной среды на основе использования интегрированных телекоммуникационных систем, применение эффективных мировых практик для ее реализации |
8. | Качество образования: оценка сформированности ключевых компетенций | создание системы оценки сформированности универсальных компетенций обучающихся на основе разработанных качественных и количественных показателей |
Характеристики основных направлений модернизации системы профессионального образования в Чувашской Республике в рамках проектных полей:
1. Профориентационная работа с обучающимися общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений профессионального образования, незанятой молодежью. Одним из отличий строящейся новой модели профессионального образования является равный доступ всех школьников к качественному профессиональному образованию. По направлению реализации индивидуальных образовательных запросов учащихся через введение профильного обучения, расширение спектра дополнительного образования в районах и городах разработаны муниципальные программы сетевого взаимодействия ресурсных центров и базовых школ по введению профильного обучения старшеклассников. В 2010/11 учебном году в 286 образовательных учреждениях функционировало 956 профильных классов, в которых обучались 13789 учащихся, что составило 95,1% всех старшеклассников (в 2009 г. - 92,0%, 2008 г. - 89,2%, 2007 г. - 72,4%, 2006 г. - 66,4%). С учетом дистанционного обучения охват старшеклассников профильным обучением составляет 98% и выше.
Трансформация действующих образовательных учреждений НПО и СПО в ресурсные центры явилась также залогом создания сетевого сообщества, интегрирующего образовательные учреждения всех уровней на основе формирования общих приоритетных целей и ценностей, организации совместной работы по реализации сетевых образовательных программ и взаимной ответственности всех участников процесса. За последние три года в рамках сетевого взаимодействия доступ к инновационным высокотехнологичным образовательным ресурсам получили более 2000 учащихся профильных и предпрофильных классов общеобразовательных школ, более 1000 обучающихся и студентов однопрофильных образовательных учреждений НПО и СПО, около 100 студентов вузов.
Профконсультантами центров занятости населения городов и районов Чувашской Республики осуществлялась адресная помощь школьникам в выборе сферы деятельности, профессии с учетом психологических особенностей и возможностей личности. Системная профориентационная работа со школьниками включает в себя индивидуальное консультирование и диагностику, групповые занятия, дни открытых дверей, информирование через средства массовой информации о состоянии рынка труда, единые информационные дни, дни профориентации, проведение специальных акций. В ходе месячника "Профессиональный компас" знания в вопросах профориентации расширили более 8000 школьников. Информирование учащихся школ о рынке труда, профессиях, востребованных в настоящее время экономикой республики, правилах выбора будущей профессиональной деятельности и учебного заведения для получения профессионального образования проводилось в форме лекций, бесед, классных часов и специализированных занятий. Мероприятия проходили в виде конкурсов, презентаций, викторин, интеллектуально-развлекательных игр, уроков занятости с использованием профориентационных игр и упражнений, тестов, показов видеофильмов, слайдов и т.д.
Мероприятиями республиканской акции волонтеров-профориентаторов "Твой выбор профессии" были охвачены более 54,6 тыс. учащихся общеобразовательных школ. Волонтерами-профориентаторами выступили 516 студентов образовательных учреждений профессионального образования, 30 работников библиотек, 4 специалиста сельскохозяйственных предприятий, 5 представителей работодателей и др. Из числа волонтеров-профориентаторов 645 человек являются педагогами, психологами и заместителями директоров школ по воспитательной работе. Во время проведения акции добровольцами были подготовлены 564 школьника, которые по принципу сменности ролей могут проводить профориентационные занятия с младшими школьниками. Всего в качестве волонтеров-профориентаторов работали 1850 человек.
Для учащихся выпускных классов общеобразовательных школ был проведен День службы занятости "Моя будущая профессия", на котором профессиональную консультацию по итогам тестирования получили более 1000 выпускников общеобразовательных школ.
В ходе проведения дней профориентации тестирование на выявление профессиональных склонностей и интересов прошли более 16000 учащихся школ, принимающих участие в программе по организации летнего труда подростков в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время.
Более 500 несовершеннолетних граждан, нуждающихся в социальной реабилитации, участвовали в акции "Сегодня мечта, завтра профессия".
Профориентационная работа с учащимися общеобразовательных школ также организуется учреждениями профессионального образования (дни открытых дверей, тестирование и консультирование, тематические лекции в школах и т.д.). Всего в 2011 году проведено 96 дней открытых дверей. Основными мероприятиями в рамках дней открытых дверей являются ознакомление с учреждением, специальностями и профессиями, проведение тестирования с целью выявления наклонностей обучающихся к той или иной профессии и т.д.
Для привлечения молодежи к рабочим профессиям и техническим специальностям в Чувашской Республике планируется создание сети инженерных классов в общеобразовательных школах, выпускники которых будут ориентированы на получение рабочих профессий в образовательных учреждениях НПО в "инженерных группах", предполагающих получение углубленных как базовых общеобразовательных, так и профессиональных знаний. Дальнейшая индивидуальная траектория развития выпускников предполагает либо начало трудовой деятельности, либо поступление в инженерные группы образовательных учреждений СПО по сокращенной форме обучения с последующим обучением также в сокращенные сроки в вузах. Экспериментальные площадки создаются на базе образовательных учреждений гг. Алатыря, Новочебоксарска, Чебоксары, Ядрина.
2. Реструктуризация сети учреждений профессионального образования. За последнее десятилетие ликвидированы три образовательных учреждения НПО (профессиональное училище N 26 с. Советское Ядринского района, профессиональное училище N 13 с. Порецкое Порецкого района, профессиональное училище N 24 с. Калинино Вурнарского района), проведена системная интеграция образовательных учреждений НПО и СПО, в том числе федеральных, как по горизонтали (объединены однопрофильные училища в г. Канаше (профессиональные училища N 2, 17), г. Шумерле (профессиональные училища N 6, 10), г. Чебоксары (профессиональные училища N 20, 31), так и по вертикали; создано 5 учебных комплексов путем объединения материальных и кадровых ресурсов существующих государственных профессиональных училищ и техникумов (АУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский машиностроительный техникум" Минобразования Чувашии, БОУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский электромеханический колледж" Минобразования Чувашии, БОУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский химико-механический техникум" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики СПО "Цивильский аграрно-технологический техникум" Минобразования Чувашии). Новые учебные заведения реализуют программы не только НПО и СПО, но и дополнительного образования взрослых (повышение квалификации, переподготовка кадров) и допрофессионального обучения учащихся общеобразовательных школ. Три учреждения СПО стали филиалами вузов: Канашский финансово-экономический колледж - филиалом ФГБОУ ВПО "Государственный университет Министерства финансов Российской Федерации", Мариинско-Посадский лесотехнический техникум - филиалом ФГБОУ ВПО "Марийский государственный технический университет", Алатырский техникум железнодорожного транспорта - филиалом ФГБОУ ВПО "Самарский государственный университет путей сообщения".
Минобразования Чувашии с учетом передачи в собственность субъектов Российской Федерации образовательных учреждений СПО, находившихся в федеральной собственности, разработан план оптимизации сети образовательных учреждений НПО и СПО на 2012 - 2014 годы.
3. Развитие ресурсных центров профессионального образования. Сегодня к числу новаций, направленных на внедрение новых программ профессионального образования и увеличение охвата населения обучением программами, ориентированными на потребности конкурентоспособных отраслей экономики республики, следует отнести опыт Чувашии по созданию ресурсных центров профессионального образования, оснащенных современным учебным и технологическим оборудованием. Важной составляющей системы являются ресурсные центры, созданные в 2004 - 2006 годах в рамках реализации проекта "Реформа системы образования", которые стали лидерами в обеспечении подготовки рабочих для современной экономики. В настоящее время в республике на базе профессиональных училищ и техникумов работают 13 ресурсных центров, оснащенных современным учебным и технологическим оборудованием, 2 из которых предназначены для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Созданные новые модели учебных заведений стали центрами подготовки современных рабочих кадров для высокотехнологичных производств с учетом потребностей рынка труда. На их базе функционируют центры обучения взрослых. Ежегодно в них более 10 тыс. человек из числа взрослого населения по программам краткосрочных курсов проходят профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Оснащение ресурсных центров современным оборудованием (тренажерами, компьютерными имитационными системами и т.д.) позволяет имитировать различные производственные процессы, адекватные профессиональной деятельности современного квалифицированного рабочего, что значительно повысило качество учебного процесса и дало возможность готовить более конкурентоспособных выпускников. Это в свою очередь привело к повышению доверия крупного бизнеса к системе профессионального образования и развитию государственно-частного партнерства.
Примером такого сотрудничества служит совместная деятельность ОАО "АК "Транснефть" с АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 22 г. Канаш" Минобразования Чувашии. В соответствии с договором между Кабинетом Министров Чувашской Республики и ОАО "АК "Транснефть" в рамках программы развития компании для подготовки рабочих по эксплуатации нефтепроводов проведена полная модернизация имущественного комплекса образовательного учреждения на средства инвестора, закуплено современное оборудование. Для достижения этих целей акционеры вложили 538 млн. рублей. В настоящее время профессиональное училище стало ресурсным центром межрегионального значения. Обучение и повышение квалификации в училище ведется по программам, сформированным работодателем, а выпускные экзамены принимают не только преподаватели, но и представители компании.
В 2009/10 учебном году победителем Всероссийского конкурса среди образовательных учреждений НПО и СПО в рамках национального проекта "Образование" стало АУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский машиностроительный техникум" Минобразования Чувашии, на базе которого в настоящее время создан производственно-образовательный комплекс интегрированной двухуровневой подготовки кадров для высокотехнологичных производств. На реализацию инновационной образовательной программы учебному заведению выделена субсидия в объеме более 45 млн. рублей из средств федерального бюджета. Кроме того, на эти цели были выделены средства работодателей в размере более 8 млн. рублей и внебюджетные средства образовательного учреждения в размере около 1 млн. рублей.
Аналогичные подходы к концентрации ресурсов реализованы в БОУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский электромеханический колледж" Минобразования Чувашии. Создан центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации для высокотехнологичных производств машиностроительной отрасли на принципах софинансирования. В рамках договора о сотрудничестве ООО "Компания корпоративного управления "Концерн "Тракторные заводы" софинансировало проект в объеме 30,0 млн. рублей. Высокое качество подготовки подтверждено фирмой "HAAS". Кроме того, колледж совместно с концерном реализует проект "Международный сварщик", предусматривающий подготовку рабочих на уровне международных стандартов.
С 2008 года при участии представительства немецкой фирмы "КНАУФ" в АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 18 г. Чебоксары" Минобразования Чувашии функционирует региональный Центр подготовки и переподготовки рабочих по производственной технологии сухого строительства. В 2009 году образовательное учреждение прошло аттестацию и получило сертификат управляющей группы КНАУФ СНГ. Подтверждено, что учебное заведение является ресурсным центром по обучению технологиям применения комплектных систем фирмы "КНАУФ" и обладает правом обучения по специализированным программам, одобренным техническим и учебно-методическим советом группы КНАУФ СНГ.
В 2011 году БОУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский электромеханический колледж" Минобразования Чувашии объявлен победителем открытого конкурса на выполнение работ по проекту "Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области энергетики на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра". Цена государственного контракта на выполнение проекта составила 125 млн. рублей. Проект реализуется в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы и направлен на поддержку развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) и приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.
4. Сетевое взаимодействие. Трансформация действующих профессиональных училищ и техникумов в ресурсные центры явилась залогом создания сетевого сообщества, интегрирующего образовательные учреждения всех уровней на основе формирования общих приоритетных целей и ценностей, организации совместной работы по реализации сетевых образовательных программ и взаимной ответственности всех участников процесса.
За последние три года в рамках сетевого взаимодействия образовательных учреждений, расположенных на территории Чувашской Республики, доступ к инновационным высокотехнологичным образовательным ресурсам получили более 2000 учащихся профильных и предпрофильных классов общеобразовательных школ, более 1000 обучающихся и студентов однопрофильных профессиональных училищ и техникумов, около 100 студентов вузов (табл. 2.5).
В деятельность сетевого сообщества были включены и образовательные учреждения, не являющиеся ресурсными центрами. Это БОУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 28 г. Мариинский Посад" Минобразования Чувашии.