Показатели сетевого взаимодействия образовательных учреждений, расположенных на территории Чувашской Республики
Годы | Число учебных заведений, занятых в сетевом взаимодействии | Количество профильных и предпро- фильных курсов | Количество обучающихся и студентов |
2009 | 5 образовательных учреждений НПО (из них 4 ресурсных центра), 13 средних общеобразовательных школ, 2 ресурсных центра, функционирующих на базе образовательных учреждений СПО | 17 | 413 школьников, 300 учащихся образовательных учреждений НПО и 17 студентов образовательных учреждений СПО |
2010 | 7 образовательных учреждений НПО (из них 4 ресурсных центра), 27 средних общеобразовательных школ, 2 ресурсных центра, функционирующих на базе образовательных учреждений СПО | 27 | 892 школьника, 344 учащихся образовательных учреждений НПО, 18 студентов образовательных учреждений СПО, 37 студентов вузов |
2011 | 7 образовательных учреждений НПО (из них 4 ресурсных центра), 27 средних общеобразовательных школ, 3 образовательных учреждений СПО (из них 2 ресурсных центра) | 35 | 973 школьника, 365 учащихся образовательных учреждений НПО, 21 студент образовательных учреждений СПО, 23 студента вузов |
Процесс сетевого взаимодействия не только способствует оптимальной организации профориентационной работы, но и обеспечивает поступление обучающихся общеобразовательных школ в те учебные заведения, где они проходят предпрофильную и профильную подготовку. Например, в 2010 году в АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 3 г. Алатырь" Минобразования Чувашии 21,5% общего числа учеников профильных классов стали обучающимися образовательного учреждения; АУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции" Минобразования Чувашии - 20,0%; АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 11 г. Мариинский Посад" Минобразования Чувашии - 39,3%.
Корпоративная работа в сети на рынке образовательных услуг дает возможность старшеклассникам в целях осознанной ориентации на выбранный профиль подготовки углубленно изучать отдельные разделы по предмету "Технология", развивать свои профессионально-творческие способности.
В 2010/11 учебном году более 100 педагогических работников, включая учителей технологии общеобразовательных школ, прошли стажировку на базе ресурсных центров. Они не только получили наравне с учащимися и студентами доступ к высокотехнологичным образовательным ресурсам, что позволило им в значительной мере повлиять на качество образования своих воспитанников, но и превратили конкурентные отношения в партнерские.
Сетевое взаимодействие однопрофильных образовательных учреждений НПО и СПО осуществлялось также в процессе обмена результатами локальной экспериментальной деятельности, проводимой в ресурсных центрах по проблемам совершенствования подготовки рабочих кадров. В течение последних трех лет на базе республиканских образовательных учреждений НПО и СПО функционировали 15 экспериментальных площадок, основными направлениями деятельности которых являлись повышение эффективности использования современных педагогических технологий, оптимизация учебного процесса на основе компетентностно-деятельностного подхода, обновление содержания обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, формирование профессиональных и ключевых компетенций у учащихся через адаптацию содержания программ профессионального образования требованиям работодателей. Исследовательской деятельностью на этих площадках были заняты около 50 преподавателей и мастеров производственного обучения. Полученные результаты ежеквартально транслировались в другие образовательные учреждения посредством проведения занятий республиканских методических объединений, открытых уроков, творческих отчетов. Педагогическое сообщество образовательных учреждений НПО и СПО стало активнее использовать информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Более 50 процентов преподавателей и мастеров производственного обучения за последние три года не только получили в процессе сетевого взаимодействия навыки работы в высокоразвитой информационной среде, но и стали способны эффективно использовать широкий спектр возможностей компьютера в приобретении передового педагогического опыта в рамках сетевого сообщества.
Внедрение в массовую практику апробированных, практикоориентированных результатов образовательных учреждений, имеющих инновационные ресурсы и способных создавать инновационные продукты, позволило этим учебным заведениям приобрести имидж сетевых площадок, формирующих механизмы повышения качества профессионального образования. Таковыми стали БОУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский электромеханический колледж" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский машиностроительный техникум" Минобразования Чувашии, БОУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 15 г. Новочебоксарск" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 18 г. Чебоксары" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 3 г. Алатырь" Минобразования Чувашии.
Подобная кооперативная форма деятельности позволила выстроить базовую модель практикоориентированной образовательной среды, которая не только обеспечивает получение потребителями качественного профессионального образования, но и способствует развитию перспективных форм сотрудничества с потенциальными партнерами.
Окончательные итоги сетевого взаимодействия следующие:
1) создание реальных условий для обеспечения непрерывного профессионального образования граждан, формирование их общих и профессиональных компетенций, востребованных рынком труда; привлечение социальных партнеров к решению вопросов обеспечения качества профессионального обучения молодежи; увеличение доли обучающихся на "хорошо" и "отлично" в образовательных учреждениях НПО;
2) повышение профессионального уровня педагогических работников; оптимизация учебного процесса на основе инновационных производственных технологий; создание творческо-продуктивной среды деятельности педагогических работников; возникновение понимания необходимости установления соответствия между профессиональными задачами, личными намерениями и требованиями работодателей.
5. Инфраструктура высшего профессионального образования. Основными нововведениями в системе ВПО в 2011 году явились переход на двухуровневую систему ВПО (бакалавриат и магистратура) и внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов. Прием на первый курс в вузы осуществлялся на программы подготовки бакалавра (по некоторым программам - специалиста). Введение бакалавриата по новым федеральным государственным образовательным стандартам определило новые требования к организации учебного процесса, в частности формирование новых лабораторий, залов судебных заседаний для студентов-юристов (используются при изучении дисциплин специализации на старших курсах).
Вузы осуществляют мероприятия по обновлению материально-технической базы. Например, в ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева" открыта антропологическая лаборатория. Кроме того, осуществляется подготовка трех лабораторий для осуществления образовательного процесса по программе "Пожарная безопасность". В ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова" к 2011/12 учебному году на каждом факультете был подготовлен учебный зал с мультимедийным оборудованием, в том числе интерактивной доской. Закончен монтаж Центра управления учебным и методическим процессом университета, планируется установка программного обеспечения для создания автоматизированной системы управления образовательным процессом. На 2 факультетах вуза ООО "Научно-производственное предприятие "ЭКРА" как ведущий работодатель провело обновление лабораторного и учебного оборудования. В ФГБОУ ВПО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" для обучения студентов агрономического факультета в учебном корпусе по адресу г. Чебоксары, ул. Пушкина, д. 25 оборудована лаборатория инновационных технологий в растениеводстве. К новому учебному году приобретена учебная, лабораторная и вспомогательная мебель, компьютерная техника.
На базе организаций в Чувашской Республике функционируют 146 базовых кафедр высших учебных заведений. Наибольшее число кафедр создано ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова" (67 наименований) в организациях разных отраслей экономики, Чебоксарским политехническим институтом (филиалом) ФГБОУ ВПО "Московский государственный открытый университет имени В.С.Черномырдина" созданы базовые кафедры технического профиля (технология конструкционных материалов, автомобили и автомобильное хозяйство, электроснабжение и др.), производственного менеджмента. Аналогично в рамках своих основных образовательных профилей созданы кафедры ФГБОУ ВПО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" (20 наименований); Чебоксарским кооперативным институтом (филиалом) АНО ВПО Центросоюза Российской Федерации "Российский университет кооперации" - 33 базовые кафедры экономического, юридического профиля и сферы технологии продовольственных продуктов.
В вузах действуют 225 учебных лабораторий, 42 проблемные и научно-исследовательские лаборатории, 2 комплекса высоких технологий (технопарка). В ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова" действует научно-технологический парк "Чувашия"; с 2008 года - Центр коллективного пользования в области нанотехнологий, планируется завершение создания Центра коллективного пользования в области энергоресурсосбережения. В ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева" функционируют следующие научно-исследовательские структурные подразделения: научно-исследовательский институт этнопедагогики имени академика РАО Г.Н.Волкова; межвузовский центр социальной теории; научная лаборатория Российской академии наук "Механика предельного состояния" и др., которые функционируют за счет внебюджетных средств вуза, а также собственной грантовой и договорной деятельности. В ФГБОУ ВПО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" созданы лаборатория био- и нанотехнологий, почвенно-агрохимическая лаборатория и др. На базе научных лабораторий создан центр коллективного пользования. На базе Чебоксарского политехнического института (филиала) ФГБОУ ВПО "Московский государственный открытый университет имени В.С.Черномырдина" продолжают работу научно-исследовательская лаборатория "Гидродинамика и гидроэнергетика" и другие лаборатории и центры.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" в настоящее время созданы 18 малых инновационных предприятий, в том числе 8 малых инновационных предприятий при ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова", Чебоксарском политехническом институте (филиале) ФГБОУ ВПО "Московский государственный открытый университет имени В.С.Черномырдина", ФГБОУ ВПО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия", 10 малых инновационных предприятий при участии сотрудников высших учебных заведений.
В вузах функционируют структуры, способствующие проведению фундаментальных и прикладных научных исследований, внедрению результатов, имеющих прикладной характер. Например, в ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова" создан научно-образовательный и инновационный комплекс высоких технологий, новых материалов, ресурсо- и энергосбережения; в Чебоксарском политехническом институте (филиале) ФГБОУ ВПО "Московский государственный открытый университет имени В.С.Черномырдина" - инновационно-технологический центр.
В результате проделанной работы увеличивается объем работ, выполненных малыми инновационными предприятиями. Например, в 2011 году малые инновационные предприятия Чебоксарского политехнического института (филиала) ФГБОУ ВПО "Московский государственный открытый университет имени В.С.Черномырдина" выполнили работ на 14,7 млн. рублей, что больше показателя 2010 года более чем в 7 раз (в 2010 г. - около 2 млн. рублей).
6. Общественно-государственное управление системой профессионального образования. В целях развития государственно-частного партнерства в системе профессионального образования решением Совета по модернизации и технологическому развитию экономики Чувашской Республики создана рабочая группа по модернизации содержания профессионального образования и привлечению бизнес-структур в образовательный процесс. Созданы наблюдательные и управляющие советы, действуют Республиканский союз попечителей образования, Ассоциация учреждений профессионального образования при Торгово-промышленной палате Чувашской Республики, Совет ректоров высших учебных заведений Чувашской Республики и Совет директоров учреждений начального и среднего профессионального образования. Общественные органы начали активно влиять на организацию учебного процесса (формирование контрольных цифр приема в учреждения НПО, экспертиза содержания учебных программ подготовки кадров, участие в работе комиссий при проведении итоговой аттестации выпускников).
Произошло дальнейшее совершенствование автономности и самостоятельности учреждений профессионального образования. К концу 2011 года все образовательные учреждения профессионального образования переведены в статус автономных путем изменения типа существующих государственных учреждений.
Дальнейшим развитием общественно-государственного управления стала интеграция образовательных учреждений с предприятиями и общественными организациями в рамках создаваемых производственно-научно-образовательных кластеров. Создание таких кластеров также является инструментом региональной политики для создания условий достижения баланса между спросом и предложением на республиканском рынке труда.
В феврале - марте 2011 г. Минобразования Чувашии совместно с Минэкономразвития Чувашии, Минстроем Чувашии, Минсельхозом Чувашии, Госслужбой занятости Чувашии, Советом ректоров высших учебных заведений Чувашской Республики, Советом директоров учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования Чувашской Республики и Торгово-промышленной палатой Чувашской Республики проведена межрегиональная конференция по вопросам государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования. В работе конференции приняли участие свыше 500 человек. Они представляли учреждения профессионального образования, организации Чувашской Республики и других регионов России. Работа секций была организована и проходила по девяти кластерным группам: электротехника и приборостроение; энергетика и системы жизнеобеспечения; сельское хозяйство; машиностроение; нефтегазовая промышленность; строительство и жилищно-коммунальное хозяйство; торговля и общественное питание; текстильная и легкая промышленность; дорожно-транспортные комплексы. В рамках работы секций подписаны 28 многосторонних договоров о сотрудничестве в сфере подготовки кадров в учреждениях профессионального образования.
7. Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональной системе профессионального образования. Переход образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования на условия нового экономического механизма был связан с достижением следующих целей:
повышение обоснованности пользования региональными финансовыми ресурсами при реализации образовательных программ;
расчет реальных затрат на реализацию образовательных программ;
переход от финансирования образовательных учреждений к финансированию востребованных образовательных программ;