Действующий

О ГОСУДАРСТВЕННОМ ДОКЛАДЕ "ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ КАДРАМИ ЭКОНОМИКИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В 2011 ГОДУ"

Таблица 2.3

Основные показатели развития ВПО в Чувашской Республике в 2000/01, 2005/06, 2008/09 - 2011/12 учебных годах

 Показатель          

 Учебные года                  

2000/01

2005/06

2008/09

2009/10

2010/11

2011/12

Число высших учебных заведений

(включая филиалы) - всего     

 15

 22

 22

 22

 26

 24

в том числе:                  

государственных               

 10

 16

 15

 15

 19

 18

из них самостоятельных        

 4

 5

 4

 4

 4

 4

негосударственных             

 5

 6

 7

 7

 7

 6

из них самостоятельных        

 2

 2

 2

 2

 2

 1

Численность студентов - всего

 42460

 71449

 75470

 73409

 68241

 59485

в том числе отделений:        

очных                         

 24473

 34346

 34185

 31516

 28486

 24295

очно-заочных (вечерних)       

 2228

 3169

 3018

 2530

 1931

 1343

заочных                       

 15759

 33914

 38267

 39363

 37824

 33847

экстерната                    

 -

 20

 -

 -

 -

 -

Численность студентов - всего

 42460

 71449

 75470

 73409

 68241

 59485

в том числе в учебных

заведениях:                   

государственных               

 40825

 63797

 68832

 66477

 62064

 53926

на 10 тыс. населения          

 307

 494

 538

 520

 496

 432

негосударственных             

 1635

 7652

 6638

 6932

 6177

 5559

на 10 тыс. населения          

 12

 59

 52

 54

 49

 45

Принято студентов - всего     

 12642

 17621

 17001

 13262

 11725

 9825

в том числе в учебные

заведения:                    

государственные               

 11922

 15915

 15021

 11934

 10440

 8909

негосударственные             

 720

 1706

 1980

 1328

 1285

 916

Выпущено специалистов - всего

 5485

 12987

 12730

 13044

 14918

 14594

в том числе из учебных

заведений:                    

государственных               

 5233

 11373

 11445

 12114

 13127

 13246

на 10 тыс. населения          

 39

 88

 89

 95

 105

 106

негосударственных             

 252

 1614

 1285

 930

 1791

 1348

на 10 тыс. населения          

 2

 12

 10

 7

 14

 11


В вузах в 2011/12 учебном году преподавателями на штатной основе работают 2830 человек (в 2010/11 учебном году - 3065 человек), из них 53,1% (1502 человека) имеют ученую степень кандидата наук (в 2010/11 учебном году - 51,6%), 9,2% (261 человек) - доктора наук (в 2010/11 учебном году - 8,9%).

2.2. Структура подготовки кадров в системе профессионального образования и ее соответствие потребностям республиканского рынка труда

Образовательные учреждения профессионального образования осуществляют подготовку кадров по направлениям подготовки (специальностям) и профессиям в рамках 25 УГС. Обучение ведется по 36 профессиям НПО, 157 специальностям СПО, 106 специальностям ВПО, 62 направлениям подготовки бакалавриата и 31 направлению магистратуры. В интересах работодателей, нацеленных на получение квалифицированных специалистов и рабочих, в 2009 - 2011 годах учреждениями профессионального образования внедрены в учебный процесс 156 новых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации по различным профессиям и специальностям (направлениям подготовки).

Проведена оптимизация объемов и профилей подготовки по рабочим профессиям и специальностям в учебных заведениях, подведомственных органам исполнительной власти Чувашской Республики, реализующих программы НПО и СПО. Ликвидирована подготовка по 22 профессиям НПО и 18 специальностям СПО, в которых экономика республики не нуждается. В рамках эксперимента, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации, в БОУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский электромеханический колледж" Минобразования Чувашии начато обучение по программам прикладного бакалавриата в рамках специальности СПО "Технология машиностроения".

В системе профессионального образования Чувашской Республики преобладает подготовка по профессиям и специальностям следующих УГС: "Экономика и управление", "Гуманитарные науки", "Транспортные средства", "Строительство и архитектура", "Образование и педагогика", "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров", "Здравоохранение", "Сельское и рыбное хозяйство".

В общей численности студентов и обучающихся в системе профессионального образования (86004 человека) наибольшую долю занимают студенты высших учебных заведений (69,2%), сравнительно меньшую - студенты, обучающиеся по программам СПО (22,2%). Доля обучающихся по программам НПО составляет 8,6%.

В системе НПО преобладает подготовка по техническим профессиям (83,0% общей численности обучающихся) (приложение N 2, пункт 2.1), среди них наибольшую долю занимают профессии УГС "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров" (24,9%), "Архитектура и строительство" (23,2%), "Транспортные средства" (18,7%), "Металлургия, машиностроение и материалообработка" (9,0%), "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника" (2,8%). Сравнительно высокий процент у УГС "Сельское и рыбное хозяйство" (7,6%), "Сфера обслуживания" (4,1%), "Экономика и управление" (3,9%).

По сравнению с 2004/05 учебным годом в общей численности обучающихся выросли доли студентов УГС "Транспортные средства" (с 10,1 до 18,7%), "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров" (с 22,7 до 24,9%), "Сфера обслуживания" (с 2,6 до 4,1%). Снизились доли УГС "Экономика и управление" (с 8,7 до 3,9%), "Сельское и рыбное хозяйство" (с 10,9 до 7,6%), "Информатика и вычислительная техника" (с 3,4 до 0,8%), "Электронная техника, радиотехника и связь" (с 2,5 до 0,6%). Снижение произошло как за счет уменьшения численности обучающихся по отдельным образовательным программам, так и за счет закрытия отдельных образовательных программ в образовательных учреждениях.

В системе СПО основная доля студентов обучается в государственных образовательных учреждениях (18520 человек, или 96,9% общей численности студентов СПО). В структуре численности студентов государственных образовательных учреждений СПО технические специальности занимают 54,8% (в 2005/06 учебном году - 49,6%) (приложение N 2, пункт 2.2). Среди технических преобладают специальности УГС "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров" (10,9%), "Транспортные средства" (10,1%), "Информатика и вычислительная техника" (9,0%), "Строительство и архитектура" (7,7%), "Электронная техника, радиотехника и связь" (3,1%). Среди прочих по численности студентов выделяются УГС "Экономика и управление" (17,6%), "Здравоохранение" (10,4%), "Образование и педагогика" (5,4%).

По сравнению с 2005/06 учебным годом в структуре численности студентов в наибольшей степени увеличились доли УГС "Информатика и вычислительная техника" (с 6,2 до 9,0%), "Здравоохранение" (с 7,9 до 10,4%) "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров" (с 8,8 до 10,9%), "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника" (с 2,5 до 4,2%), "Сфера обслуживания" (с 0,6 до 2,3%). В рассматриваемый период снизились доли УГС "Экономика и управление" (с 24,0 до 17,6%), "Гуманитарные науки" (с 5,0 до 3,5%), "Сельское и рыбное хозяйство" (с 4,1 до 2,9%), "Электронная техника, радиотехника и связь" (с 4,3 до 3,1%).

В структуре подготовки кадров по программам ВПО по-прежнему преобладают специальности и направления подготовки "Экономика и управление", по которым обучение проходят около 40% студентов вузов (приложение N 2, пункт 2.3). В 2011/12 учебном году по сравнению с 2005/06 учебным годом в структуре подготовки кадров увеличилась доля студентов, обучающихся по техническим специальностям и направлениям подготовки (с 19,8 до 23,7%); уменьшилась доля студентов гуманитарных специальностей (направлений подготовки) (с 18,9 до 16,2%).

В вузах за последние три года открылись новые специальности и направления подготовки, обеспечивающие подготовку кадров для приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики. В ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова" открыты 9 специальностей и направлений подготовки, в том числе "Программная инженерия", "Информационная безопасность автоматизированных систем", "Механотроника и робототехника", "Инноватика", "Физика наноструктур", "Химическая технология", "Строительство уникальных зданий и сооружений", "Фармация", "Клиническая психология"; в ФГБОУ ВПО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" - "Землеустройство и кадастры"; в ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева" - "Защита окружающей среды", "Пожарная безопасность"; в Чебоксарском политехническом институте (филиале) ФГБОУ ВПО "Московский государственный открытый университет имени В.С.Черномырдина" - "Тепло и электрообеспечение систем и объектов", "Строительство уникальных зданий и сооружений", "Наземные транспортно-технологические средства", "Правоохранительная деятельность"; в Волжском филиале ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" - "Инженерная защита окружающей среды", "Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов"; в Мариинско-Посадском филиале ФГБОУ ВПО "Марийский государственный технический университет" - "Садово-парковое и ландшафтное строительство". В результате началось обучение в рамках УГС, новых для Чувашской Республики ("Информационная безопасность", "Сфера обслуживания", "Геодезия и землеустройство", "Химическая и биотехнологии", "Воспроизводство и переработка лесных ресурсов").

Развитие секторов высокого технологического уклада, в том числе био- и нанотехнологий, ведется в высших учебных заведениях, расположенных на территории Чувашской Республики. В частности, в ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова" в рамках специальности "Физика" с 2007/08 учебного года введена специализация "Физика наноструктур", первый выпуск специалистов состоялся в 2011 году. На машиностроительном факультете вуза планируется открытие специализаций по нанотехнологиям в сфере дисперсно-композиционных материалов, твердоплазменных напылений и др. В рамках договора о сотрудничестве между вузом и ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И.Ульянова (Ленина)" достигнуто соглашение о реализации совместной магистерской программы "Солнечная гетероструктурная фотоэнергетика" по направлению подготовки "Электроника и наноэлектроника". Кроме этого на целевой контрактной основе (по договору с Минобразования Чувашии) в ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И.Ульянова (Ленина)" и ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский технологический университет "Московский институт стали и сплавов" по 4 направлениям подготовки в области нанотехнологий обучаются 27 студентов из Чувашской Республики.

В 2011 году образовательными учреждениями НПО подготовлено 3582 рабочих по профессиям в рамках 14 УГС (в 2010 году - 4176 человек по профессиям в рамках 13 УГС). Анализ структуры подготовки кадров образовательными учреждениями НПО в разрезе УГС в 2010 и 2011 годах и ее соответствия прогнозной дополнительной потребности экономики в выпускниках образовательных учреждений профессионального образования, сформированной на основе макроэкономической методики (приложение N 3, пункт 3.1), свидетельствует о том, что в республике подготовка рабочих в целом сбалансирована, по невостребованным профессиям не ведется. С 2009 года по заявке работодателей начато обучение слесарей контрольно-измерительных приборов и автоматики (относится к УГС "Автоматика и управление"). Постепенно сокращается подготовка операторов электронно-вычислительных машин (УГС "Информатика и вычислительная техника"), а также продавцов и контролеров-кассиров (УГС "Экономика и управление") из-за отсутствия заявок от работодателей. В то же время имеется структурный дисбаланс в подготовке рабочих кадров по ряду направлений. Прогнозная заявленная дополнительная потребность экономики Чувашской Республики в рабочих по УГС "Сельское хозяйство" (1789 человек) выполнена лишь на 9,8% (подготовлено 176 человек). В то же время удовлетворение потребности по УГС "Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов" (портной, закройщик, повар, кондитер, печатник, художник по костюму, оператор швейного оборудования и др.) превышено в 2,5 раза, по УГС "Строительство и архитектура" (каменщик, штукатур, маляр, мастер сухого строительства, столяр-плотник, слесарь-сантехник) - в 2,4 раза, по УГС "Транспортные средства" (водитель электрического транспорта, водитель автотранспортных средств, слесарь по ремонту автомобилей) - в 1,2 раза. По некоторым профессиям УГС "Сельское и рыбное хозяйство", "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника", "Металлургия, машиностроение и металлообработка" контрольные цифры приема, формируемые органами исполнительной власти Чувашской Республики и устанавливаемые учреждениям, не выполняются вследствие недостаточного количества абитуриентов, что в свою очередь связано как с демографическими факторами, так и с отсутствием взаимодействия образовательных учреждений и работодателей при организации и проведении профориентационной работы.

В целях устранения имеющегося структурного дисбаланса образовательные учреждения НПО переведены на подготовку кадров на основании прямых договоров с работодателями. С учетом прогнозной дополнительной потребности экономики в рабочих кадрах в 2011 году сокращен прием на обучение по профессиям строительства (в АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 3 г. Алатырь" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 11 г. Мариинский Посад" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 18 г. Чебоксары" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 25 г. Ядрин" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 28 г. Мариинский Посад" Минобразования Чувашии) и автомобильного транспорта (в АУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский машиностроительный техникум" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 18 г. Чебоксары" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональный лицей N 25 г. Ядрин" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 28 г. Мариинский Посад" Минобразования Чувашии). В дальнейшем предполагаются оптимизация сети учреждений профессионального образования строительного профиля (в настоящее время в республике подготовку кадров для строительных организаций ведут 7 учреждений НПО - 41% общего числа государственных учреждений НПО) и сокращение объемов подготовки рабочих по УГС "Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов". В связи с этим с 2011 года прекращена подготовка операторов швейного оборудования, художников по костюму, модисток головных уборов.

Анализ эффективности использования имущественных комплексов республиканских профессиональных училищ также свидетельствует о необходимости дальнейшей оптимизации сети образовательных учреждений начального профессионального образования (приложение N 4). В настоящее время проектная мощность профессиональных училищ загружена на 59,5% (при проектной мощности 9580 человек в 17 образовательных учреждениях НПО обучаются 5653 человека).

Современная демографическая ситуация негативно отразится на развитии начального профессионального образования в обозримом будущем. По прогнозам центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета, уже в ближайшие 2 - 3 года численность лиц трудоспособного возраста начнет достаточно быстро сокращаться. Такая тенденция сохранится вплоть до 2025 года, и даже при благоприятных обстоятельствах численность лиц трудоспособного возраста уменьшится к концу 2025 года более чем на 100 тыс. человек. В условиях, когда более 80% вакансий, заявленных работодателями, составляют места рабочих, с учетом планов социально-экономического развития республики для решения проблемы нехватки рабочих кадров усилия учреждений НПО направлены на расширение спектра образовательных услуг взрослому населению. В 2011 году профессиональными училищами республики осуществлена краткосрочная профессиональная подготовка 6769 граждан из числа взрослого населения по договорам с организациями всех форм собственности, центрами занятости населения и гражданами (в 2010 году - 5897 граждан). Доходы 17 образовательных учреждений НПО от реализации платных образовательных услуг составили 42,656 млн. рублей.

В целом сегодня система НПО вышла на уровень стабильного функционирования, определены направления реформирования каждого учебного заведения. Проведенные мероприятия по модернизации НПО, оптимизация объемов и профилей подготовки рабочих кадров позволили повысить эффективность работы системы и сократить неэффективные расходы бюджетных средств. Учреждения НПО обладают достаточными ресурсами для расширения спектра образовательных услуг при условии наличия заявок на подготовку кадров от работодателей.

Подготовку специалистов среднего звена в республике ведут 27 образовательных учреждений СПО (включая филиалы) и четыре образовательных учреждения ВПО (структурные подразделения высших образовательных учреждений, реализующие программы среднего профессионального образования). Численность обучающихся по программам СПО в республике остается относительно стабильной (в 2000 г. - 23991 человек, 2010 г. - 20590 человек, 2011 г. - 19114 человек). В 2011 году по программам СПО подготовлены 5378 специалистов среднего звена по специальностям в рамках 20 УГС при прогнозной потребности в 4060 человек.

Анализ структуры подготовки кадров образовательными учреждениями СПО по УГС в 2010 и 2011 годах и ее соответствия прогнозной дополнительной потребности экономики в выпускниках образовательных учреждений СПО, сформированной на основе макроэкономической методики (приложение N 3, пункт 3.2), свидетельствует о наличии структурного дисбаланса по многим направлениям подготовки специалистов с СПО. Превышение прогнозной потребности наиболее характерно для специальностей УГС: "Экономика и управление" (специальности "Экономика и бухгалтерский учет", "Менеджмент", "Банковское дело") - в 4,3 раза, "Информатика и вычислительная техника" (специальности "Компьютерные сети", "Компьютерные системы и комплексы", "Прикладная информатика") - в 2,5 раза, "Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов" (специальности "Технология хранения и переработки зерна", "Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий", "Технология бродильных производств и виноделие", "Технология молока и молочных продуктов", "Технология мяса и мясных продуктов") - в 2,4 раза, "Транспортные средства" (специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", "Автомобиле- и тракторостроение", "Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог", "Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики", "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования") - в 2,1 раза, "Гуманитарные науки" (специальности "Юриспруденция", "Реклама", "Документоведение и архивоведение") - в 1,9 раза. В то же время по ряду УГС наблюдается недостаточная подготовка кадров среднего звена. В частности, для УГС "Сфера обслуживания" подготовлено только 9,8% прогнозной потребности в кадрах, "Сельское и рыбное хозяйство" - 26,3%, "Приборостроение и оптотехника" - 32,1%, "Автоматика и управление" - 37,9%, "Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды" - 43,9%, "Металлургия, машиностроение и металлообработка" - 49,4%, "Химическая техника и биотехнологии" - 57,7%, "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника" - 60,7%.

Структурное несоответствие в воспроизводстве специалистов СПО усугубляется подготовкой кадров по договорам с оплатой стоимости обучения без учета требований рынка труда. Данная неблагоприятная тенденция в подготовке специалистов среднего звена ограничила возможности трудоустройства выпускников техникумов и колледжей в первую очередь по полученной специальности. Несмотря на проведение мероприятий по оптимизации объемов и профилей подготовки в учреждениях СПО, инфраструктура образовательных услуг не обеспечивает реальные запросы экономики. В 2011 году по девяти УГС выпуск специалистов со средним профессиональным образованием превысил потребности экономики. Система СПО остается в значительной мере неэффективной по расходованию бюджетных средств.

Выпуск специалистов с ВПО в настоящее время превышает потребности экономики республики. При сохранении современных тенденций в долгосрочной перспективе ситуация только ухудшится. В 2011 году учреждениями ВПО подготовлено 14594 специалиста в рамках 19 УГС при прогнозной потребности 4766 специалистов (превышение в 3,1 раза) (приложение N 3, пункт 3.3). Анализ структуры подготовки кадров образовательными учреждениями ВПО по УГС в 2010 и 2011 годах и ее соответствия прогнозной дополнительной потребности экономики в выпускниках образовательных учреждений ВПО, сформированной на основе макроэкономической методики, свидетельствует о наличии структурного дисбаланса по многим направлениям подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием по УГС "Экономика и управление" превышена в 13,5 раза, по УГС "Гуманитарные науки" - в 6,3 раза, по УГС "Транспортные средства" - в 5,1 раза, по УГС "Строительство и архитектура" - в 3,4 раза, по УГС "Автоматика и управление" - в 3,2 раза, по УГС "Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов" - в 3 раза, по УГС "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника" - в 2,2 раза. В то же время по отдельным УГС выпуск не удовлетворяет прогнозную потребность. В частности, по УГС "Химическая техника и биотехнологии" выпуск специалистов составляет 7,8% прогнозной потребности, "Приборостроение и оптотехника" - 19,1%, "Физико-математические науки" - 38%, "Электронная техника, радиотехника и связь" - 61,6%.

Структурное несоответствие в воспроизводстве специалистов с высшим профессиональным образованием усугубляется подготовкой кадров по договорам с оплатой стоимости обучения без учета требований рынка труда (около 55% общего числа студентов). Данная неблагоприятная тенденция в подготовке специалистов ограничила возможности трудоустройства выпускников вузов. В целом в системе высшего профессионального образования не достигнут баланс спроса и предложения на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. В 2011 году по 14 УГС выпуск специалистов превысил потребности экономики.

2.3. Показатели востребованности выпускников учреждений профессионального образования на республиканском рынке труда

В настоящее время существует две системы мониторинга востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. Во-первых, образовательные учреждения осуществляют ежемесячный мониторинг трудоустройства своих выпускников, обучавшихся по очной форме, а также студентов выпускного курса (начиная с 5 - 6 месяцев до выпуска). Во-вторых, трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования отслеживается службами занятости населения городов и районов Чувашской Республики. Государственная служба занятости населения Чувашской Республики ежегодно готовит доклад "Выпускники на регулируемом рынке труда" по состоянию на 1 октября.