Основные показатели развития ВПО в Чувашской Республике в 2000/01, 2005/06, 2008/09 - 2011/12 учебных годах
Показатель | Учебные года | |||||
2000/01 | 2005/06 | 2008/09 | 2009/10 | 2010/11 | 2011/12 | |
Число высших учебных заведений (включая филиалы) - всего | 15 | 22 | 22 | 22 | 26 | 24 |
в том числе: | ||||||
государственных | 10 | 16 | 15 | 15 | 19 | 18 |
из них самостоятельных | 4 | 5 | 4 | 4 | 4 | 4 |
негосударственных | 5 | 6 | 7 | 7 | 7 | 6 |
из них самостоятельных | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 |
Численность студентов - всего | 42460 | 71449 | 75470 | 73409 | 68241 | 59485 |
в том числе отделений: | ||||||
очных | 24473 | 34346 | 34185 | 31516 | 28486 | 24295 |
очно-заочных (вечерних) | 2228 | 3169 | 3018 | 2530 | 1931 | 1343 |
заочных | 15759 | 33914 | 38267 | 39363 | 37824 | 33847 |
экстерната | - | 20 | - | - | - | - |
Численность студентов - всего | 42460 | 71449 | 75470 | 73409 | 68241 | 59485 |
в том числе в учебных заведениях: | ||||||
государственных | 40825 | 63797 | 68832 | 66477 | 62064 | 53926 |
на 10 тыс. населения | 307 | 494 | 538 | 520 | 496 | 432 |
негосударственных | 1635 | 7652 | 6638 | 6932 | 6177 | 5559 |
на 10 тыс. населения | 12 | 59 | 52 | 54 | 49 | 45 |
Принято студентов - всего | 12642 | 17621 | 17001 | 13262 | 11725 | 9825 |
в том числе в учебные заведения: | ||||||
государственные | 11922 | 15915 | 15021 | 11934 | 10440 | 8909 |
негосударственные | 720 | 1706 | 1980 | 1328 | 1285 | 916 |
Выпущено специалистов - всего | 5485 | 12987 | 12730 | 13044 | 14918 | 14594 |
в том числе из учебных заведений: | ||||||
государственных | 5233 | 11373 | 11445 | 12114 | 13127 | 13246 |
на 10 тыс. населения | 39 | 88 | 89 | 95 | 105 | 106 |
негосударственных | 252 | 1614 | 1285 | 930 | 1791 | 1348 |
на 10 тыс. населения | 2 | 12 | 10 | 7 | 14 | 11 |
В вузах в 2011/12 учебном году преподавателями на штатной основе работают 2830 человек (в 2010/11 учебном году - 3065 человек), из них 53,1% (1502 человека) имеют ученую степень кандидата наук (в 2010/11 учебном году - 51,6%), 9,2% (261 человек) - доктора наук (в 2010/11 учебном году - 8,9%).
2.2. Структура подготовки кадров в системе профессионального образования и ее соответствие потребностям республиканского рынка труда
Образовательные учреждения профессионального образования осуществляют подготовку кадров по направлениям подготовки (специальностям) и профессиям в рамках 25 УГС. Обучение ведется по 36 профессиям НПО, 157 специальностям СПО, 106 специальностям ВПО, 62 направлениям подготовки бакалавриата и 31 направлению магистратуры. В интересах работодателей, нацеленных на получение квалифицированных специалистов и рабочих, в 2009 - 2011 годах учреждениями профессионального образования внедрены в учебный процесс 156 новых программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации по различным профессиям и специальностям (направлениям подготовки).
Проведена оптимизация объемов и профилей подготовки по рабочим профессиям и специальностям в учебных заведениях, подведомственных органам исполнительной власти Чувашской Республики, реализующих программы НПО и СПО. Ликвидирована подготовка по 22 профессиям НПО и 18 специальностям СПО, в которых экономика республики не нуждается. В рамках эксперимента, проводимого Министерством образования и науки Российской Федерации, в БОУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский электромеханический колледж" Минобразования Чувашии начато обучение по программам прикладного бакалавриата в рамках специальности СПО "Технология машиностроения".
В системе профессионального образования Чувашской Республики преобладает подготовка по профессиям и специальностям следующих УГС: "Экономика и управление", "Гуманитарные науки", "Транспортные средства", "Строительство и архитектура", "Образование и педагогика", "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров", "Здравоохранение", "Сельское и рыбное хозяйство".
В общей численности студентов и обучающихся в системе профессионального образования (86004 человека) наибольшую долю занимают студенты высших учебных заведений (69,2%), сравнительно меньшую - студенты, обучающиеся по программам СПО (22,2%). Доля обучающихся по программам НПО составляет 8,6%.
В системе НПО преобладает подготовка по техническим профессиям (83,0% общей численности обучающихся) (приложение N 2, пункт 2.1), среди них наибольшую долю занимают профессии УГС "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров" (24,9%), "Архитектура и строительство" (23,2%), "Транспортные средства" (18,7%), "Металлургия, машиностроение и материалообработка" (9,0%), "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника" (2,8%). Сравнительно высокий процент у УГС "Сельское и рыбное хозяйство" (7,6%), "Сфера обслуживания" (4,1%), "Экономика и управление" (3,9%).
По сравнению с 2004/05 учебным годом в общей численности обучающихся выросли доли студентов УГС "Транспортные средства" (с 10,1 до 18,7%), "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров" (с 22,7 до 24,9%), "Сфера обслуживания" (с 2,6 до 4,1%). Снизились доли УГС "Экономика и управление" (с 8,7 до 3,9%), "Сельское и рыбное хозяйство" (с 10,9 до 7,6%), "Информатика и вычислительная техника" (с 3,4 до 0,8%), "Электронная техника, радиотехника и связь" (с 2,5 до 0,6%). Снижение произошло как за счет уменьшения численности обучающихся по отдельным образовательным программам, так и за счет закрытия отдельных образовательных программ в образовательных учреждениях.
В системе СПО основная доля студентов обучается в государственных образовательных учреждениях (18520 человек, или 96,9% общей численности студентов СПО). В структуре численности студентов государственных образовательных учреждений СПО технические специальности занимают 54,8% (в 2005/06 учебном году - 49,6%) (приложение N 2, пункт 2.2). Среди технических преобладают специальности УГС "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров" (10,9%), "Транспортные средства" (10,1%), "Информатика и вычислительная техника" (9,0%), "Строительство и архитектура" (7,7%), "Электронная техника, радиотехника и связь" (3,1%). Среди прочих по численности студентов выделяются УГС "Экономика и управление" (17,6%), "Здравоохранение" (10,4%), "Образование и педагогика" (5,4%).
По сравнению с 2005/06 учебным годом в структуре численности студентов в наибольшей степени увеличились доли УГС "Информатика и вычислительная техника" (с 6,2 до 9,0%), "Здравоохранение" (с 7,9 до 10,4%) "Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров" (с 8,8 до 10,9%), "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника" (с 2,5 до 4,2%), "Сфера обслуживания" (с 0,6 до 2,3%). В рассматриваемый период снизились доли УГС "Экономика и управление" (с 24,0 до 17,6%), "Гуманитарные науки" (с 5,0 до 3,5%), "Сельское и рыбное хозяйство" (с 4,1 до 2,9%), "Электронная техника, радиотехника и связь" (с 4,3 до 3,1%).
В структуре подготовки кадров по программам ВПО по-прежнему преобладают специальности и направления подготовки "Экономика и управление", по которым обучение проходят около 40% студентов вузов (приложение N 2, пункт 2.3). В 2011/12 учебном году по сравнению с 2005/06 учебным годом в структуре подготовки кадров увеличилась доля студентов, обучающихся по техническим специальностям и направлениям подготовки (с 19,8 до 23,7%); уменьшилась доля студентов гуманитарных специальностей (направлений подготовки) (с 18,9 до 16,2%).
В вузах за последние три года открылись новые специальности и направления подготовки, обеспечивающие подготовку кадров для приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики. В ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова" открыты 9 специальностей и направлений подготовки, в том числе "Программная инженерия", "Информационная безопасность автоматизированных систем", "Механотроника и робототехника", "Инноватика", "Физика наноструктур", "Химическая технология", "Строительство уникальных зданий и сооружений", "Фармация", "Клиническая психология"; в ФГБОУ ВПО "Чувашская государственная сельскохозяйственная академия" - "Землеустройство и кадастры"; в ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева" - "Защита окружающей среды", "Пожарная безопасность"; в Чебоксарском политехническом институте (филиале) ФГБОУ ВПО "Московский государственный открытый университет имени В.С.Черномырдина" - "Тепло и электрообеспечение систем и объектов", "Строительство уникальных зданий и сооружений", "Наземные транспортно-технологические средства", "Правоохранительная деятельность"; в Волжском филиале ФГБОУ ВПО "Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)" - "Инженерная защита окружающей среды", "Оборудование и технология повышения износостойкости и восстановление деталей машин и аппаратов"; в Мариинско-Посадском филиале ФГБОУ ВПО "Марийский государственный технический университет" - "Садово-парковое и ландшафтное строительство". В результате началось обучение в рамках УГС, новых для Чувашской Республики ("Информационная безопасность", "Сфера обслуживания", "Геодезия и землеустройство", "Химическая и биотехнологии", "Воспроизводство и переработка лесных ресурсов").
Развитие секторов высокого технологического уклада, в том числе био- и нанотехнологий, ведется в высших учебных заведениях, расположенных на территории Чувашской Республики. В частности, в ФГБОУ ВПО "Чувашский государственный университет имени И.Н.Ульянова" в рамках специальности "Физика" с 2007/08 учебного года введена специализация "Физика наноструктур", первый выпуск специалистов состоялся в 2011 году. На машиностроительном факультете вуза планируется открытие специализаций по нанотехнологиям в сфере дисперсно-композиционных материалов, твердоплазменных напылений и др. В рамках договора о сотрудничестве между вузом и ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И.Ульянова (Ленина)" достигнуто соглашение о реализации совместной магистерской программы "Солнечная гетероструктурная фотоэнергетика" по направлению подготовки "Электроника и наноэлектроника". Кроме этого на целевой контрактной основе (по договору с Минобразования Чувашии) в ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И.Ульянова (Ленина)" и ФГБОУ ВПО "Национальный исследовательский технологический университет "Московский институт стали и сплавов" по 4 направлениям подготовки в области нанотехнологий обучаются 27 студентов из Чувашской Республики.
В 2011 году образовательными учреждениями НПО подготовлено 3582 рабочих по профессиям в рамках 14 УГС (в 2010 году - 4176 человек по профессиям в рамках 13 УГС). Анализ структуры подготовки кадров образовательными учреждениями НПО в разрезе УГС в 2010 и 2011 годах и ее соответствия прогнозной дополнительной потребности экономики в выпускниках образовательных учреждений профессионального образования, сформированной на основе макроэкономической методики (приложение N 3, пункт 3.1), свидетельствует о том, что в республике подготовка рабочих в целом сбалансирована, по невостребованным профессиям не ведется. С 2009 года по заявке работодателей начато обучение слесарей контрольно-измерительных приборов и автоматики (относится к УГС "Автоматика и управление"). Постепенно сокращается подготовка операторов электронно-вычислительных машин (УГС "Информатика и вычислительная техника"), а также продавцов и контролеров-кассиров (УГС "Экономика и управление") из-за отсутствия заявок от работодателей. В то же время имеется структурный дисбаланс в подготовке рабочих кадров по ряду направлений. Прогнозная заявленная дополнительная потребность экономики Чувашской Республики в рабочих по УГС "Сельское хозяйство" (1789 человек) выполнена лишь на 9,8% (подготовлено 176 человек). В то же время удовлетворение потребности по УГС "Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов" (портной, закройщик, повар, кондитер, печатник, художник по костюму, оператор швейного оборудования и др.) превышено в 2,5 раза, по УГС "Строительство и архитектура" (каменщик, штукатур, маляр, мастер сухого строительства, столяр-плотник, слесарь-сантехник) - в 2,4 раза, по УГС "Транспортные средства" (водитель электрического транспорта, водитель автотранспортных средств, слесарь по ремонту автомобилей) - в 1,2 раза. По некоторым профессиям УГС "Сельское и рыбное хозяйство", "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника", "Металлургия, машиностроение и металлообработка" контрольные цифры приема, формируемые органами исполнительной власти Чувашской Республики и устанавливаемые учреждениям, не выполняются вследствие недостаточного количества абитуриентов, что в свою очередь связано как с демографическими факторами, так и с отсутствием взаимодействия образовательных учреждений и работодателей при организации и проведении профориентационной работы.
В целях устранения имеющегося структурного дисбаланса образовательные учреждения НПО переведены на подготовку кадров на основании прямых договоров с работодателями. С учетом прогнозной дополнительной потребности экономики в рабочих кадрах в 2011 году сокращен прием на обучение по профессиям строительства (в АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 3 г. Алатырь" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 11 г. Мариинский Посад" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 18 г. Чебоксары" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 25 г. Ядрин" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 28 г. Мариинский Посад" Минобразования Чувашии) и автомобильного транспорта (в АУ Чувашской Республики СПО "Чебоксарский машиностроительный техникум" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 18 г. Чебоксары" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональный лицей N 25 г. Ядрин" Минобразования Чувашии, АУ Чувашской Республики НПО "Профессиональное училище N 28 г. Мариинский Посад" Минобразования Чувашии). В дальнейшем предполагаются оптимизация сети учреждений профессионального образования строительного профиля (в настоящее время в республике подготовку кадров для строительных организаций ведут 7 учреждений НПО - 41% общего числа государственных учреждений НПО) и сокращение объемов подготовки рабочих по УГС "Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов". В связи с этим с 2011 года прекращена подготовка операторов швейного оборудования, художников по костюму, модисток головных уборов.
Анализ эффективности использования имущественных комплексов республиканских профессиональных училищ также свидетельствует о необходимости дальнейшей оптимизации сети образовательных учреждений начального профессионального образования (приложение N 4). В настоящее время проектная мощность профессиональных училищ загружена на 59,5% (при проектной мощности 9580 человек в 17 образовательных учреждениях НПО обучаются 5653 человека).
Современная демографическая ситуация негативно отразится на развитии начального профессионального образования в обозримом будущем. По прогнозам центра бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета, уже в ближайшие 2 - 3 года численность лиц трудоспособного возраста начнет достаточно быстро сокращаться. Такая тенденция сохранится вплоть до 2025 года, и даже при благоприятных обстоятельствах численность лиц трудоспособного возраста уменьшится к концу 2025 года более чем на 100 тыс. человек. В условиях, когда более 80% вакансий, заявленных работодателями, составляют места рабочих, с учетом планов социально-экономического развития республики для решения проблемы нехватки рабочих кадров усилия учреждений НПО направлены на расширение спектра образовательных услуг взрослому населению. В 2011 году профессиональными училищами республики осуществлена краткосрочная профессиональная подготовка 6769 граждан из числа взрослого населения по договорам с организациями всех форм собственности, центрами занятости населения и гражданами (в 2010 году - 5897 граждан). Доходы 17 образовательных учреждений НПО от реализации платных образовательных услуг составили 42,656 млн. рублей.
В целом сегодня система НПО вышла на уровень стабильного функционирования, определены направления реформирования каждого учебного заведения. Проведенные мероприятия по модернизации НПО, оптимизация объемов и профилей подготовки рабочих кадров позволили повысить эффективность работы системы и сократить неэффективные расходы бюджетных средств. Учреждения НПО обладают достаточными ресурсами для расширения спектра образовательных услуг при условии наличия заявок на подготовку кадров от работодателей.
Подготовку специалистов среднего звена в республике ведут 27 образовательных учреждений СПО (включая филиалы) и четыре образовательных учреждения ВПО (структурные подразделения высших образовательных учреждений, реализующие программы среднего профессионального образования). Численность обучающихся по программам СПО в республике остается относительно стабильной (в 2000 г. - 23991 человек, 2010 г. - 20590 человек, 2011 г. - 19114 человек). В 2011 году по программам СПО подготовлены 5378 специалистов среднего звена по специальностям в рамках 20 УГС при прогнозной потребности в 4060 человек.
Анализ структуры подготовки кадров образовательными учреждениями СПО по УГС в 2010 и 2011 годах и ее соответствия прогнозной дополнительной потребности экономики в выпускниках образовательных учреждений СПО, сформированной на основе макроэкономической методики (приложение N 3, пункт 3.2), свидетельствует о наличии структурного дисбаланса по многим направлениям подготовки специалистов с СПО. Превышение прогнозной потребности наиболее характерно для специальностей УГС: "Экономика и управление" (специальности "Экономика и бухгалтерский учет", "Менеджмент", "Банковское дело") - в 4,3 раза, "Информатика и вычислительная техника" (специальности "Компьютерные сети", "Компьютерные системы и комплексы", "Прикладная информатика") - в 2,5 раза, "Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов" (специальности "Технология хранения и переработки зерна", "Технология хлеба, кондитерских и макаронных изделий", "Технология бродильных производств и виноделие", "Технология молока и молочных продуктов", "Технология мяса и мясных продуктов") - в 2,4 раза, "Транспортные средства" (специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", "Автомобиле- и тракторостроение", "Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог", "Эксплуатация транспортного электрооборудования и автоматики", "Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования") - в 2,1 раза, "Гуманитарные науки" (специальности "Юриспруденция", "Реклама", "Документоведение и архивоведение") - в 1,9 раза. В то же время по ряду УГС наблюдается недостаточная подготовка кадров среднего звена. В частности, для УГС "Сфера обслуживания" подготовлено только 9,8% прогнозной потребности в кадрах, "Сельское и рыбное хозяйство" - 26,3%, "Приборостроение и оптотехника" - 32,1%, "Автоматика и управление" - 37,9%, "Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды" - 43,9%, "Металлургия, машиностроение и металлообработка" - 49,4%, "Химическая техника и биотехнологии" - 57,7%, "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника" - 60,7%.
Структурное несоответствие в воспроизводстве специалистов СПО усугубляется подготовкой кадров по договорам с оплатой стоимости обучения без учета требований рынка труда. Данная неблагоприятная тенденция в подготовке специалистов среднего звена ограничила возможности трудоустройства выпускников техникумов и колледжей в первую очередь по полученной специальности. Несмотря на проведение мероприятий по оптимизации объемов и профилей подготовки в учреждениях СПО, инфраструктура образовательных услуг не обеспечивает реальные запросы экономики. В 2011 году по девяти УГС выпуск специалистов со средним профессиональным образованием превысил потребности экономики. Система СПО остается в значительной мере неэффективной по расходованию бюджетных средств.
Выпуск специалистов с ВПО в настоящее время превышает потребности экономики республики. При сохранении современных тенденций в долгосрочной перспективе ситуация только ухудшится. В 2011 году учреждениями ВПО подготовлено 14594 специалиста в рамках 19 УГС при прогнозной потребности 4766 специалистов (превышение в 3,1 раза) (приложение N 3, пункт 3.3). Анализ структуры подготовки кадров образовательными учреждениями ВПО по УГС в 2010 и 2011 годах и ее соответствия прогнозной дополнительной потребности экономики в выпускниках образовательных учреждений ВПО, сформированной на основе макроэкономической методики, свидетельствует о наличии структурного дисбаланса по многим направлениям подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием. Потребность в специалистах с высшим профессиональным образованием по УГС "Экономика и управление" превышена в 13,5 раза, по УГС "Гуманитарные науки" - в 6,3 раза, по УГС "Транспортные средства" - в 5,1 раза, по УГС "Строительство и архитектура" - в 3,4 раза, по УГС "Автоматика и управление" - в 3,2 раза, по УГС "Технология продовольственных товаров и потребительских продуктов" - в 3 раза, по УГС "Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника" - в 2,2 раза. В то же время по отдельным УГС выпуск не удовлетворяет прогнозную потребность. В частности, по УГС "Химическая техника и биотехнологии" выпуск специалистов составляет 7,8% прогнозной потребности, "Приборостроение и оптотехника" - 19,1%, "Физико-математические науки" - 38%, "Электронная техника, радиотехника и связь" - 61,6%.
Структурное несоответствие в воспроизводстве специалистов с высшим профессиональным образованием усугубляется подготовкой кадров по договорам с оплатой стоимости обучения без учета требований рынка труда (около 55% общего числа студентов). Данная неблагоприятная тенденция в подготовке специалистов ограничила возможности трудоустройства выпускников вузов. В целом в системе высшего профессионального образования не достигнут баланс спроса и предложения на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием. В 2011 году по 14 УГС выпуск специалистов превысил потребности экономики.
2.3. Показатели востребованности выпускников учреждений профессионального образования на республиканском рынке труда
В настоящее время существует две системы мониторинга востребованности выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда. Во-первых, образовательные учреждения осуществляют ежемесячный мониторинг трудоустройства своих выпускников, обучавшихся по очной форме, а также студентов выпускного курса (начиная с 5 - 6 месяцев до выпуска). Во-вторых, трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования отслеживается службами занятости населения городов и районов Чувашской Республики. Государственная служба занятости населения Чувашской Республики ежегодно готовит доклад "Выпускники на регулируемом рынке труда" по состоянию на 1 октября.