Структура заявленной работодателями потребности в работниках по видам экономической деятельности
N п/п | Виды экономической деятельности | 2010 год | 2011 год | ||
потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), единиц | процент от общей потреб- ности в работ- никах | потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест (вакантных должностей), единиц | процент от общей потреб- ности в работ- никах | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Всего | 89241 | 100,0 | 101379 | 100,0 | |
1. | Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство | 5161 | 5,8 | 7172 | 7,1 |
2. | Рыболовство, рыбоводство | 8 | 0,009 | 21 | 0,02 |
3. | Добыча полезных ископаемых | 188 | 0,2 | 211 | 0,2 |
4. | Обрабатывающие производства | 20913 | 23,4 | 23003 | 22,7 |
5. | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 694 | 0,8 | 1012 | 1,0 |
6. | Строительство | 12232 | 13,7 | 14114 | 13,9 |
7. | Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования | 9855 | 11,0 | 9465 | 9,3 |
8. | Гостиницы и рестораны | 2588 | 2,9 | 3168 | 3,1 |
9. | Транспорт и связь | 2715 | 3,0 | 3163 | 3,1 |
10. | Финансовая деятельность | 937 | 1,1 | 1136 | 1,1 |
11. | Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 6059 | 6,8 | 6834 | 6,7 |
12. | Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение | 5352 | 6,0 | 7249 | 7,2 |
13. | Образование | 14931 | 16,7 | 16039 | 15,8 |
14. | Здравоохранение и предоставление социальных услуг | 3567 | 4,0 | 4676 | 4,6 |
15. | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 4026 | 4,5 | 4107 | 4,1 |
16. | Предоставление услуг по ведению домашнего хозяйства | 15 | 0,02 | 3 | 0,003 |
17. | Деятельность экстерриториальных организаций | - | - | 6 | 0,006 |
Наибольшее количество заявленных вакансий пришлось на организации обрабатывающего производства (22,7%), образования (15,8%), строительства (13,9%). В 2011 году спрос на рабочую силу в организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды по сравнению с 2010 годом увеличился на 45,8%, в сельском хозяйстве - на 38,8%, здравоохранении и предоставлении социальных услуг - на 31,1%.
Доля вакансий с оплатой труда выше прожиточного минимума составила 73,9% общего количества заявленных в отчетном году вакансий.
Наиболее востребованными рабочими профессиями в 2011 году являлись слесарь, водитель, швея, продавец, каменщик, повар, разнорабочий.
Среди должностей служащих наибольшим спросом пользовались следующие профессии: инженер, менеджер, воспитатель, бухгалтер, врач, делопроизводитель, медицинская сестра.
На 1 января 2012 г. в республиканском банке вакансий имелись сведения о наличии 13,6 тыс. свободных рабочих мест.
Более оперативному предоставлению работодателями сведений о вакансиях будет способствовать внедрение в 2012 году во всех центрах занятости населения программного продукта "Электронный работодатель".
1.6. Безработица на рынке труда
В 2011 году в развитии ситуации на рынке труда Чувашской Республики доминировали положительные тенденции, что обусловлено улучшением экономической деятельности и реализацией целевых программ содействия занятости населения.
Социально-экономическое развитие республики характеризовалось ростом объемов производства (услуг) по основным видам экономической деятельности по сравнению с 2010 годом.
Положительные тенденции в развитии экономики Чувашской Республики оказывают благоприятное воздействие на сферу занятости населения.
По данным еженедельного мониторинга ситуации на рынке труда, проводимого органами службы занятости республики, на конец 2011 года численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, составила 2259 человек, в том числе:
в режиме неполного рабочего времени работали 1766 человек (78,2%);
в простое по вине администрации предприятий находились 254 человека (11,2%);
в отпусках без сохранения заработной платы пребывали 239 человек (10,6%).
В большинстве отраслей экономики республики наблюдается тенденция к росту спроса на рабочую силу. В банк вакансий органов службы занятости в 2011 году поступили сведения от работодателей о 96 тыс. свободных рабочих мест (должностей служащих), что на 11,0% больше по сравнению с 2010 годом. За содействием в трудоустройстве в органы службы занятости республики в отчетном году обратились 59,3 тыс. человек, что составляет 82,2% к соответствующему периоду прошлого года.
В 2011 году сложилась стабильная ситуация на рынке труда Чувашской Республики. Основные показатели рынка труда достигли значений показателей докризисного уровня 2008 года.
Уровень безработицы, рассчитанный в соответствии с методологией Международной организации труда, снизился с 9,9% в I квартале 2011 г. до 6,5% в IV квартале 2011 г. Уровень безработицы в среднегодовом исчислении за 2011 год составил 7,7% (в 2010 г. - 9,2%, 2008 г. - 8,1%).
На 1 января 2012 г. на учете в органах службы занятости населения в качестве безработных граждан состояли 8062 человека, что на 6416 человек меньше по сравнению с численностью безработных граждан на 1 января 2011 года. Уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности экономически активного населения снизился с 2,1% на 1 января 2011 г. до 1,2% на 1 января 2012 г. (на 1 октября 2008 г. - 1,2%), коэффициент напряженности на рынке труда - соответственно с 2,9 до 0,6 единицы (на 1 октября 2008 г. - 0,7 единицы).
Численность зарегистрированных безработных граждан в течение отчетного года снизилась во всех муниципальных образованиях республики. На 1 января 2012 г. в 19 муниципальных районах и городских округах (73,1% их общего количества) уровень регистрируемой безработицы по отношению к численности трудоспособного населения составил менее одного процента. Количество муниципальных районов и городских округов, в которых уровень регистрируемой безработицы превышает средний показатель по республике, снизилось с 9 в начале года до 7 в конце года.
Анализ данных за 2011 год по образовательному, половому и возрастному составу зарегистрированных безработных граждан, а также причин их незанятости показывает, что наблюдается рост городских жителей - с 75,0 до 78,9%, женщин - с 59,5 до 63,1%, граждан из числа работников, уволенных в связи с ликвидацией организаций либо сокращением в них численности или штата работников (массовые увольнения работников из филиалов ФГУП "Росспиртпром", ОАО "Волжская Текстильная Компания", ООО "Пике"), - с 15,2 до 16,8%, граждан предпенсионного возраста - с 8,8 до 11,2%, инвалидов - с 10,1 до 12,1%.
1.7. Прогноз потребности экономики в квалифицированных кадрах
Министерством образования и науки Российской Федерации сформирован прогноз потребностей региональных экономик в трудовых ресурсах в разрезе 28 укрупненных групп специальностей (УГС) на основе макроэкономической методики (в рамках классификатора ОКВЭД с учетом программы социально-экономического развития до 2020 года) (приложение N 1). Прогноз отражает потребность в кадрах в отраслевом разрезе, позволяет оценить динамику занятости в разрезе профессионально-квалификационной структуры рабочих мест в экономике республики.
В целях совершенствования прогноза дополнительной потребности экономики в кадрах Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии) планирует принять участие в 2013 году в проекте Министерства образования и науки Российской Федерации "Апробация и ввод в эксплуатацию экспертно-аналитической системы прогнозирования потребностей в профессиональном кадровом обеспечении социально-экономического развития Российской Федерации в целях проведения экспертизы формирования контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования Российской Федерации".
Минобразования Чувашии начиная с 2008 года устанавливает контрольные цифры приема на подготовку кадров подведомственным учреждениям НПО и СПО на основании прогноза ежегодной дополнительной потребности экономики в выпускниках учреждений всех уровней профессионального образования в разрезе 28 УГС и 28 видов экономической деятельности на период с 2008 по 2020 год, сформированного на основе макроэкономической методики. На последнем этапе ежегодные прогнозные потребности корректировались и согласовывались с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Чувашской Республики, Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, Министерством градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики, Министерством сельского хозяйства Чувашской Республики, Министерством культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики, Министерством по физической культуре, спорту и туризму Чувашской Республики и детализируются по УГС.