Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ


 III. Региональные подходы к развитию образования


Создание нашей региональной модели образования исключает такой подход, как более или менее жесткое определение параметров, отвечающих условиям края, и формирование программ, сети образовательных учреждений, управленческих структур, соответствующих этим показателям, поскольку этот вариант в конечном итоге выводит на понимание развития региональной модели как цепи периодических перетрясок административного плана для "подгонки" под вновь определяемые параметры.

Целью регионализации является создание рынка образовательных услуг. Сам регион будет в значительной степени обусловливать состояние этого рынка. Различные социально - этнические, социально - профессиональные и социально - поселенческие структуры будут формировать свои запросы этому рынку. Стремясь удовлетворить эти образовательные потребности, рынок образовательных услуг будет регионализироваться. На этом рынке будут, например, казачья, черкесская, русская, сельская школа и др.

Саморазвивающаяся система образования региона предполагает построение ее от образовательного учреждения, живущего в собственной социальной микросфере. Она закладывает в деятельность ДДУ, школы, других учреждений те импульсы содержательного, организационно - экономического плана, особенности жизненного уклада, которые трансформируются в индивидуальный творческий проект образовательного учреждения. Регион же представляет собой совокупность, продукт интеграции образовательных учреждений, программ, процессов. Условием такого способа формирования регионального образования выступает сегодня муниципализация ДДУ, учебных заведений общего и среднего специального образования; повышения роли органов самоуправления в формировании госзаказа учебным заведениям высшего образования, закрепление при необходимости официального статуса муниципального компонента госзаказа; развертывание образовательных систем.

Эффективное влияние на обеспечение целесообразной регионализации вузовского уровня образования окажет формирование собственной краевой программы научно - педагогических исследований региональной направленности, создающейся на основе конкурса научно - исследовательских и реализационных проектов.

С учетом сложившейся в регионе ситуации целесообразным представляется уже сегодня выделить "пакет" из 12 проектов, выступающих своего рода "зонами прорыва", - участками, имеющими наибольшие потенциальные возможности в осуществлении идей развития образования:


1. Здоровье детей Кубани


Проект включает в себя формирование на базе обследований информационной сети данных о здоровье детей, психологических особенностях детского контингента того или иного района. На этой основе своевременно разрабатываются коррекционные мероприятия в отношении здоровья и учебы ребенка, групп детей. Осуществляется создание медико - диагностической службы (с участием психолога), занятой определением и формированием условий для реализации потенциальной возможности микросоциальной среды, физиологических и психологических ресурсов ребенка для улучшения состояния его здоровья как ведущего фактора в новой системе образования края.


2. Культура региона


Проект предполагает изучение социокультурной среды региона, осуществление мониторинга тенденций ее развития. На этой основе строится программно - методическое и организационно - экономическое обеспечение образовательной деятельности. Создается оптимальная образовательная структура региона, территории, формируется заказ на кадровое обеспечение социально - экономического и политического развития региона (подготовка и переподготовка государственных служащих, специалистов бизнеса, культуры, науки, образования).


3. Профессиональное образование


Проект предполагает изучение дополнительных возможностей защиты федерального финансирования учреждений профессионального образования и проработку нетрадиционных форм бюджетного и внебюджетного финансирования их на краевом уровне, включая формирование единого регионального фонда профессионального образования. Намечается создание вариативных моделей учреждений профессионального и дополнительного образования различного уровня, учитывающих традиции и потребности региона, развитие вузов в учебно - научно - производственные комплексы. Совершенствование перечня специальностей с учетом перспектив развития края, включая подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и рабочих в области портового строительства и хозяйства, туризма, а также фермеров и работников сферы малого бизнеса. Создание образовательной и производственной инфраструктуры профессионального образования, направленной на оказание услуг предприятиям, организациям всех форм собственности и населению, способных функционировать в условиях социально - экономических преобразований.


4. Сельская школа


Проект предполагает выявление особенностей и проблем современных образовательных систем кубанского села, их взаимодействие. Осуществляется формирование сельского образовательного комплекса. Обеспечивается соответствие подготовки учащихся кубанской сельской школы реальным потребностям села. Проводится исследование новых форм хозяйствования как фактора выращивания молодого крестьянина. Формируется новая мотивация трудовой деятельности. Самостоятельным аспектом проекта выступает разработка проблем малокомплектной средней школы.

Отрабатывается модель школы как основного культурно - образовательного очага сельского населенного пункта, механизм формирования здесь негосударственной образовательной сети.

Предусматривается решение подпроблемы "Педкадры кубанского села" (специфика профессиональных требований, технология непрерывного образования, система социальной защиты).


5. Профильные школы


Суть проекта состоит в простраивании системы школ основного общего и среднего образования, отвечающих дифференцирующимся образовательным потребностям детей, родителей, общества, экономики. Организуется разработка специализированного программно - методического обеспечения через соорганизацию собственных сил участников инициатив и заказы научно - методическим учреждениям. Отрабатывается технология построения профильной школы через систему профильных классов, групп.

В соответствии со спецификой края представляется целесообразным выделить следующие профили: