Регионализация как принцип развития означает органическую взаимообусловленность социокультурной среды региона, территории, населенного пункта с содержанием и характером деятельности соответствующего образовательного учреждения. Именно оно, будучи полем осуществления собственно образовательного процесса, концентрирует в себе и линию развития, и линию региональности. Поэтому исходной позицией для нас является переход образовательного учреждения в позицию приоритетной зоны развития и действительно первичной образовательной единицы.
Система образовательных учреждений в перспективе видится следующим образом:
Учреждения:
1 - дошкольные;
2 - основного общего образования;
3 - среднего образования;
4 - начального профессионального образования;
5 - среднего специального образования;
6 - высшего образования;
7 - дополнительного образования;
8 - поддерживающего и коррекционного образования;
9 - научно - методического обеспечения.
Сверка данной схемы с реальной сегодняшней ситуацией показывает, что ближайшей перспективой в развитии системы является постепенное заполнение всех ее "ячеек", поскольку ныне остаются "вакантными" зоны негосударственного поддерживающего образования, инновационных управленческих структур и т.д. Тем самым будет создано единое поле развития образования,
Что касается его механизмов, то приоритетной задачей выступает создание новой модели отношений образовательного учреждения с другими элементами системы. Это обновление состоит в переходе от "пирамидальной" системы связей (схема 2) к "концентрической" (схема 3).
Суть новой системы отношений состоит в том, что службы обеспечения (управленческие, научные, методические, информационные и т.д.) строятся, исходя из потребностей образовательных учреждений (или их совокупностей), и их назначение - обслуживать реализацию образовательного процесса в школе, ДДУ, внешкольном учреждении, высших и средних профессиональных учебных заведениях.
Продвижение к концентрической модели видится через систему следующих шагов:
1. Признание первичности устава ныне действующего образовательного учреждения по отношению к учредительному договору.
Имея свой индивидуальный творческий проект, учреждение вправе предложить различным юридическим лицам стать учредителем, если они готовы реализовать проект. При наличии соответствующих условий через выбранного образовательным учреждением учредителя может осуществляться бюджетное финансирование.
2. Развитие ассоциативных структур, объединяющих образовательные учреждения на территориальной, а, если необходимо, и на экстерриториальной основах, со своими координационными центрами и службы обеспечения.
3. Развертывание системы негосударственных образовательных учреждений и постепенное продвижение стандартов автономности государственных и муниципальных учреждений к стандартам, принятым к негосударственной системе.
Нормально действующая структура образовательного пространства региона требует дальнейшего развертывания негосударственного образования на основе создания:
а) частных школ;
б) религиозных, общинных;
в) школ предприятий, коммерческих ассоциаций;
г) независимых школ (в том числе с участием государства как равноправного партнера);
д) выросших из государственных образовательных учреждений.
При этом негосударственная система должна в целом увеличить свой удельный вес, доведя его до социально обоснованных региональных потребностей, освоить те типы учебно - воспитательных учреждений, которые сегодня находятся вне поля ее деятельности. Это освоение должно быть в ближайшей перспективе сферой особого внимания органов местного самоуправления.
Учитывая, что негосударственное образование сейчас и в обозримой перспективе выступает как звено, наиболее восприимчивое к нововведениям, современным педагогическим технологиям необходим механизм трансляции их наработок в массовую школу через систему контрактов государственных органов, научных учреждений с негосударственными структурами (элитарные учебные заведения получают кредит, который помогает им упрочить свое положение, а расплачиваются интеллектуальной продукцией, значимой для массового образования).