Действующий

ОБ УТРАТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В МОРСКИХ ПОРТАХ АЗОВО - ЧЕРНОМОРСКОГО ПОБЕРЕЖЬЯ КУБАНИ

ЗАПИСКА ОБ УТРАТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ПОРТАХ АЗОВО - ЧЕРНОМОРСКОГО БАССЕЙНА


История развития и становления политических и экономических интересов России в регионе Черного моря и Кавказа, ее отношений с другими государствами свидетельствует о том, что юг России представляет собой зону переплетения и противостояния традиционных интересов и устремлений ряда промышленно развитых иностранных государств, ведущих последовательную и настойчивую политику по ослаблению и вытеснению интересов России в южно - российском регионе, а частности, в области транспортных сообщений, как одной из ключевых отраслей экономики.

Произошедшие за последние годы политические и экономические изменения в стране, повлекшие, в частности, потерю мощного потенциала транспортной системы морских портов стран Балтии и Украины, во многом определили исключительную важность и значение для страны экономической зоны черноморского побережья.

Портовая инфраструктура Краснодарского края включает 9 основных объектов: порт Новороссийск с портопунктами Геленджик и Анапа, порт Туапсе, порт Сочи с портопунктом Адлер - на Черном море и порты Кавказ, Темрюк, Ейск - на Азовском море. Дублируя отдельные функции друг друга, каждый из указанных объектов обладает рядом присущих ему особенностей по обработке отдельных видов грузов.

Новороссийск - наиболее развитый и глубоководный российский портовый узел, состоящий из 6 специализированных зон: грузовой, пассажирской, нефтяной, лесной, рыбной и геологоразведочной. Преобладает перегрузка внешнеторговых и импортных грузов широкой номенклатуры: нефть сырая, руды, металлы, цемент, зерно, лес, другие грузы. Развиты пассажирские паромные перевозки. Имеет 76 причалов, 21 га крытых складов.

Туапсе - второй по величине порт на черноморском побережье края. Имеет 3 специализированных зоны (сухогрузную, наливную, пассажирскую), 13 причалов. Преобладает погрузка нефтепродуктов, обрабатываются разнообразные сухие грузы: лес и пиломатериалы, уголь, руды, удобрения, окатыши, металлы, сахар, зерно. Создана и функционирует паромная переправа, обслуживаемая судовладельческой компанией "Ченк" (Турция).

Порты Темрюкского района Краснодарского края Кавказ и Темрюк ведут основную перевалку грузов на Азовском море, обрабатывая нефтепродукты предприятий Нижнекамска, Волгограда, Орска и других городов России. Обеспечивается работа комбинированной паромной переправы на украинский порт Керчь.

Порт Ейск осуществляет перевалку преимущественно сухих грузов. Способен принимать самые крупные суда класса река - море. Специализируется на экспорте ряда генеральных грузов, зерновых и семян.

Через морские порты Кубани осуществляется перевалка основной части стратегического товарно - экспортного потенциала страны. Грузооборот в 1997 году составил 60735,1 тысячи тонн, что почти на 200 тысяч тонн больше, чем в 1996 году. Обработано около 5500 судов, что на 13% больше, чем в 1996 году. В ближайшие годы роль морского портового комплекса может существенно возрасти в связи с перспективой строительства экспортного нефтепровода "Тенгиз - Новороссийск" по проекту федерального значения КТК-Р.

Однако в силу отсутствия единой и скоординированной государственной стратегии в этой области морские порты Кубани с их мощной инфраструктурой до настоящего времени так и не стали опорой промышленного и социального развития региона.

В результате скоротечной приватизации морские порты, расположенные в Краснодарском крае, превратились из государственных предприятий в акционерные общества, причем доля государства в этих акционерных обществах постоянно снижается. В настоящее время государственный пакет акций Новорослесэкспорта составляет 15%, Новороссийского и Туапсинского морских торговых портов - по 20%, Ейского морского порта - 25,5%, Новороссийского морского пароходства - 45%.

В процессе приватизации, при бесконтрольности со стороны Госкомимущества, допущены серьезные нарушения. Как следствие, некоторые объекты государственной собственности (причалы) попали в собственность акционерных обществ. Так произошло с причалами лесного порта г. Новороссийска, судоремонтного завода г. Новороссийска, причалами ОАО "Стройкомплект".

Есть вопросы и к ОАО "Новороссийское морское пароходство" (далее "Новошип") - руководитель Л.И. Лоза. В рамках правительственной программы "Возрождение торгового флота России" в целях обновления флота "Новошип" разработал финансовую схему привлечения кредитов иностранных банков под залог имеющихся судов в целях финансирования строительства нового современного флота.

В этой связи 31.10.1995 г. получена лицензия Центрального банка РФ N 12-21-0340/95, разрешающая "Новошипу" создать собственную дочернюю компанию (100% акций) в Либерии - компания "Интриг Шиппинг". В лицензии сказано, что компания "Интриг" с рядом дочерних компаний (их число и наименования строго оговорены в лицензии) создается "для оформления залога судов, приобретаемых в счет кредитов иностранных банков и передаваемых АО "Новошип" с последующей их передачей на баланс АО "Новошип" по истечении срока действия соглашений". Указанные дочерние компании было разрешено создать исключительно с целью проведения операций по кредитным соглашениям между "Интриг" и иностранными банками.

Впоследствии Центральный банк РФ разрешает "Новошипу" продать в пользу "Интриг" ряд судов по минимальной цене "1 доллар США за судно" для оформления залога под новые кредиты. В последующем ЦБ РФ дополнениями N 1, 2, 3 к вышеуказанной лицензии расширяет количество дочерних компаний "Интриг" и, соответственно, разрешает продавать уже новые построенные суда на тех же условиях.

В данной части действия "Новошипа" по формальным признакам законны и попадают под лицензионное поле Центрального банка.

Тем не менее, в нарушение вышеуказанной лицензии ЦБ РФ "Новошип" позволил компании "Интриг" создать дополнительные 4 компании в Великобритании, США, Либерии, Швеции под общим наименованием "Новошип", деятельность которых никак не связана с кредитной схемой, легализованной ЦБ РФ. По материалам выборочной проверки Южным региональным центром валютно - экспортного контроля России были выявлены расчеты между АО "Новошип" и "Новошип Швеция" за 1996 - 1997 годы в объеме более 6 миллионов долларов США.

На ряде объектов госимущество продолжает эксплуатироваться бесконтрольно. Так ОАО "Новорослесэкспорт" использует два причала (N 28 и N 29), которые являются государственной собственностью, без договора аренды в течение пяти лет.

Дочернее государственное предприятие "Геопорт" (руководитель В.В. Охрименко), используя государственное имущество с 1994 года, платежей в бюджет не производило. ОАО "Ейский морской торговый порт", оплатив арендную плату в размере 34 миллиона неденоминированных рублей, получил за 1997 год прибыль около 27 миллиардов неденоминированных рублей.

Приватизация Туапсинского морского торгового порта также проведена с рядом нарушений действующего на тот период законодательства:

- рабочей комиссией по приватизации не проводилось общее собрание трудового коллектива по согласованию плана приватизации и Устава акционерного общества;

- не рассматривался вопрос утверждения Положения о порядке использования при приватизации средств фондов экономического стимулирования;

- при оценке уставного капитала не учтены доли порта в уставном капитале двух совместных предприятий на общую сумму 1195 тысяч рублей (отраженные в плане приватизации, но не включенные в баланс на 01.07.1992);

- имели место нарушения сроков проведении закрытой подписки (9 дней вместо 7);

- 05.01.1993 был открыт в Туапсинском филиале Кубаньбанка якобы депозитный счет для оплаты за акции (741), указываемый и в соглашениях об оплате акций. В средствах массовой информации было объявлено, что накопительным счетом является расчетный счет (433) и касса порта, при этом на средства, хранящиеся на 741 счете, банком начислялись проценты. Счет был закрыт 30.11.1993. Сумма начисленных процентов составила 21771743 рубля. Счет работал в активном режиме, с него "гасили" долги физических лиц - участников приватизации, снимали наличные средства, производили расчеты. Все это происходило в нарушение действующего законодательства.

Заключение соглашения о приобретении акций согласно договору - поручению от 02.04.1993 года Фондом госимущества было поручено АО "ТМТП" в лице юриста Ю.В. Лапшина. Лапшин при проведении этой работы произвольно изменил форму Соглашения:

- в качестве продавца вместо Фонда госимущества значится АО "ТМТП";

- в Соглашениях неправомерно указан "депозитный" счет N 423741901 (741) порта, а не расчетный (приватизационный) счет, указанный в договоре - поручении;

- АО при этом неправомерно присвоило себе право (п. 3 Соглашения) внести покупателя в реестр акционеров после полной оплаты акций. Тогда как в соответствии с договором - поручением оно было правомочно это сделать только после перечисления средств по оплате за акции на счет фонда, представления справки из банка о погашении приватизационных чеков, предоставления фонду поименного списка лиц, внесших оплату за акции по установленной форме, и после получения документа из Фонда госимущества, подтверждающего оплату за акции. Все это позволяет сделать вывод об отсутствии со стороны Федерального фонда госимущества должного контроля за заключением соглашений. А ведь этот контроль договором - поручением был возложен на специалиста фонда;