Действующий

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2004 ГОД (с изменениями на: 31.12.2004)


 1.1. Ситуация на рынке труда Краснодарского края в 2003 году

Позитивные изменения в экономике края в 2003 году оказали благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда.

Основными детерминантами на рынке труда последних лет являются демографические изменения, связанные с продолжающейся тенденцией снижения численности постоянного населения и роста численности населения трудоспособного возраста. По-прежнему численность экономически активного населения, вследствие роста численности населения трудоспособного возраста, по своей динамике опережает рост занятости.

По данным Краснодарского краевого комитета государственной статистики, на конец 2002 года численность экономически активного населения составляет 2352,4 тыс. человек. Всего во всех сферах трудовой деятельности занято 2122,3 тыс. человек (73 процента от численности трудоспособного населения и более 90 процентов от экономически активного населения), как показывает прогноз, такая же тенденция продолжится и в 2003 - 2004 годах.

Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения колеблется в пределах 58 - 59 процентов. В силу низкого уровня жизни остается высоким спрос на рабочие места со стороны населения старше трудоспособного возраста.

В целом занятость населения края сохраняется на достаточно высоком уровне. В частном секторе экономики, по оценке 2003 года, работают 1254,6 тыс. человек, или 60 процентов занятых экономической деятельностью граждан, из них в крестьянских и фермерских хозяйствах - 67 тыс. человек, индивидуальным трудом и по найму отдельных граждан заняты 487,6 тыс. человек. Численность работающих в госсекторе составляет 670 тыс. человек.

В отраслях материального производства работает более 70 процентов занятых в экономике.

В январе - декабре 2003 года выбытие работников на крупных и средних предприятиях составило 426 тыс. человек, или 34,8 процента среднесписочной численности, практически осталось на уровне соответствующего периода 2002 года - 426,2 тыс. человек. Большая часть выбывших из организаций - 83,7 процента - увольнялась по собственному желанию, 3,5 процента - в связи с сокращением численности персонала.

Снизились масштабы высвобождения работников, за 2003 год численность уволившихся составила около 15 тыс. человек, или 1,2 процента к среднесписочной численности, против 18,6 тыс. человек, или 1,5 процента за соответствующий период 2002 года.

Продолжается наметившаяся в 2002 году тенденция превышения выбытия над приемом рабочей силы работников крупных и средних предприятий края. За 2003 год принято на работу 401,3 тыс. человек, что на 24,7 тыс. человек больше выбывших.

В 2003 году 16,8 тыс. человек, или 1,4 процента среднесписочной численности, работали неполное рабочее время, на 7 процентов больше предыдущего года. В отпуска по инициативе администрации отправлено 24,1 тыс. человек (2 процента среднесписочной численности). Около 13 тыс. человек, или 56,3 процента, имевших вынужденные отпуска, не получали за период отпуска денежной компенсации.

Численность лиц, не имеющих занятия, но активно ищущих работу и в соответствии с методологией МОТ классифицируемых как безработные, составила в 2002 году 250,1 тыс. человек, по оценке Краснодарского краевого комитета государственной статистики, к концу декабря 2003 года снизилась до 204 тыс. человек. Соответственно уровень общей безработицы снизился с 11 процентов до 9 процентов в 2003 году.

Состояние контролируемого рынка труда в 2003 году характеризуется устойчивым сокращением численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. С начала 2003 года численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 16,8 процента и составила к концу 2003 года 16,8 тыс. человек. При этом уровень регистрируемой безработицы снизился с 0,9 процента до 0,7 процента. Однако сохраняется значительная межтерриториальная дифференциация уровня регистрируемой безработицы: от 1,8 процента в Новокубанском районе до 0,3 процента в городе Краснодаре.

Если ранее основной причиной сокращения безработицы являлось отсутствие стимулов у отдельных граждан к регистрации в качестве безработных из-за задержки в выплатах пособий, то в настоящее время это связано с увеличением спроса на рабочую силу, ростом занятости в различных отраслях экономики края и активизацией органов службы занятости в трудоустройстве, профессиональном обучении, организации общественных работ и других направлений активной политики занятости.

Основными клиентами органов службы занятости продолжают оставаться лица, которым трудно найти работу самостоятельно, у кого низкая квалификация, малый трудовой стаж, кто не способен справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями.

Специфика безработицы в крае определяется сложившимся уровнем и структурой занятости, обусловленными специализацией и комплексностью хозяйства. Для края характерны значительные объемы сельской безработицы (50,5 процента зарегистрированных безработных), сезонный характер безработицы, связанный с отраслевой структурой экономики края (агропромышленный комплекс, санаторно-курортная сфера). При относительно невысоком уровне безработицы (в 3 раза ниже среднероссийского и в 7 раз ниже среднего по Южному федеральному округу) высокая продолжительность безработицы - 5,2 месяца, практически каждый четвертый безработный, зарегистрированный в службе занятости, имеет продолжительность безработицы более 8 месяцев, в крае значительны объемы женской (75,6 процента) и молодежной (26,3 процента) безработицы.

Ряд негативных тенденций осложняют ситуацию в сфере занятости и на рынке труда края. Остается структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы как в профессионально-квалификационном, так и территориальном разрезе. Сохраняется высокая степень дифференциации различных территорий по уровню безработицы.

В среднем на одного незанятого гражданина, зарегистрированного в службе занятости, приходится 1,6 вакансии, однако следует отметить ряд явлений, которые негативно сказываются на процессе трудоустройства граждан; прежде всего это низкое качество заявленных вакансий: отмечена значительная часть низкооплачиваемых рабочих мест, характеризующихся тяжелыми или вредными условиями труда; встречаются заявки от предприятий, задерживающих выплату заработной платы; вакансии, имеющие ограничения по возрасту.

Анализ банка вакансий показал, что более 20,5 процента вакансий имеют заработную плату ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения в крае, в промышленности такие вакансии составляют 9 процентов, в сельском хозяйстве - 30,8 процента, в здравоохранении, социальном обеспечении, образовании, науке - 52,8 процента.

В общем количестве заявок от предприятий 79,2 процента вакансий приходится на рабочие специальности и лишь 20,8 процента - на специалистов и служащих.

Таким образом, в целом ситуацию на рынке труда края можно охарактеризовать как неоднозначную. Наряду с определенными положительными сдвигами ряд негативных явлений диктуют необходимость повышения эффективности политики занятости, концентрации усилий всех заинтересованных сторон на решение наиболее острых проблем, выработки системы мер, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.