ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 марта 2004 года N 280

О ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2004 ГОД

(в редакции Постановления главы администрации края от 31.12.2004 N 1385)

В целях обеспечения реализации основных направлений государственной политики занятости на рынке труда Краснодарского края и руководствуясь Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Концепцией действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы, Соглашением между краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Крайсовпроф", краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация товаропроизводителей Кубани" и администрацией Краснодарского края на 2003 - 2004 годы, постановляю:

1. Утвердить Программу содействия занятости населения Краснодарского края на 2004 год (прилагается).

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края:

2.1. В месячный срок разработать и утвердить муниципальные программы содействия занятости населения на 2004 год.

2.2. Предусматривать выделение средств на финансирование мероприятий активной политики занятости населения, прежде всего занятости несовершеннолетних граждан, граждан, особо нуждающихся в социальной защите, организации общественных работ.

3. Рекомендовать Департаменту Федеральной государственной службы занятости населения по Краснодарскому краю (Луговский):

3.1. Совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Краснодарского края обеспечить реализацию указанной Программы на основе взаимодействия с исполнительными органами местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, профсоюзными организациями и работодателями.

3.2. Информировать администрацию края о ходе выполнения настоящего постановления и Программы содействия занятости населения Краснодарского края в 2004 году 25 июля 2004 года и 25 января 2005 года.

4. Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Беличенко) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации, а также обеспечить регулярное освещение в средствах массовой информации результатов деятельности по выполнению основных мероприятий Программы, ситуации в сфере занятости и на рынке труда, пропагандировать положительный опыт работы в районах и городах в сфере занятости.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края Муравьева Е.И.

6. Постановление вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.

И.о. главы администрации
Краснодарского края
А.А.РЕМЕЗКОВ




Приложение
к постановлению главы
администрации Краснодарского края
от 24 марта 2004 года N 280

ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2004 ГОД


 Паспорт Программы

Наименование Программы        Программа  содействия     занятости   населения

                              Краснодарского  края  на  2004   год   (далее -

                              Программа)

Основание для разработки      Программа разработана в соответствии с  Законом

Программы                     Российской Федерации "О занятости населения   в

                              Российской Федерации"

Заказчик Программы            администрация Краснодарского края

Разработчики Программы        Департамент Федеральной государственной  службы

                              занятости населения  по  Краснодарскому   краю,

                              органы   исполнительной  власти  Краснодарского

                              края

Цели Программы                создание условий для  трудоустройства  граждан,

                              ищущих    работу,   обеспечение   работодателей

                              рабочей силой

                              обеспечение целевой государственной   поддержки

                              безработных граждан,   особо    нуждающихся   в

                              социальной        защите.        Предупреждение

                              долговременной безработицы   и   смягчение   ее

                              социальных последствий

Исполнители основных          Департамент Федеральной государственной  службы

мероприятий Программы         занятости населения  по  Краснодарскому   краю,

                              районные, городские центры занятости  населения

                              (по        согласованию);       соответствующие

                              исполнительные органы  государственной   власти

                              Краснодарского края,   территориальные   органы

                              федеральных органов исполнительной   власти   и

                              органы        местного     самоуправления   (по

                              согласованию); организации,    привлекаемые   к

                              выполнению        мероприятий     Программы   в

                              установленном законодательством порядке

Ожидаемые конечные            уровень регистрируемой безработицы в пределах 1

результаты                    процента; масштабы содействия в трудоустройстве

                              - 85 тыс.   человек;     трудоустройство     на

                              общественные   работы - 23,5   тыс.    человек;

                              направить на  профессиональное  обучение - 13,5

                              тыс.   безработных      граждан;        оказать

                              профориентационные услуги - 180 тыс.   человек;

                              оказать   социальную   поддержку - 74,5    тыс.

                              безработных граждан

Сроки реализации Программы    2004 год

Контроль за исполнением       администрация Краснодарского края совместно   с

Программы                     Департаментом    Федеральной    государственной

                              службы занятости населения  по   Краснодарскому

                              краю

ВВЕДЕНИЕ

Программа содействия занятости населения Краснодарского края на 2004 год (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", Соглашением между краевым территориальным объединением организаций профессиональных союзов "Крайсовпроф", краевым (региональным) объединением работодателей "Федерация товаропроизводителей Кубани" и администрацией Краснодарского края на 2003 - 2004 годы, Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2003 года N 568-р "Концепция действий на рынке труда на 2004 - 2005 годы" и соответствующим Планом мероприятий по реализации Концепции действий на рынке труда на 2003 - 2005 годы.

Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на территории края на 2004 год с корректировкой, учитывающей итоги реализации программных мер за 2003 год и складывающуюся социально-экономическую ситуацию. Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий всех органов законодательной и исполнительной власти края, органов службы занятости населения Краснодарского края, объединений работодателей, краевого совета профсоюзов и других общественных организаций по поддержанию и развитию занятости в регионе.

Мероприятия Программы разработаны на основе анализа и прогноза ситуации на рынке труда, подготовленных по материалам департаментов социальной защиты населения Краснодарского края, экономического развития, инвестиций и внешних связей Краснодарского края, Краснодарского краевого комитета государственной статистики, городских и районных центров занятости.

Реализация положений Программы осуществляется путем разработки и выполнения городских и районных программ содействия занятости населения.

Приоритетными группами населения, на которые распространяется действие Программы, являются безработные и ищущие работу граждане, работники предприятий, находящихся под риском увольнения, а также граждане, наиболее нуждающиеся в поддержке на рынке труда.

В Программе дана оценка ситуации на рынке труда, определены основные направления деятельности служб занятости по реализации государственной политики занятости на территории края, сформулированы основные направления действий по отношению к различным группам населения.

1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ


 1.1. Ситуация на рынке труда Краснодарского края в 2003 году

Позитивные изменения в экономике края в 2003 году оказали благоприятное влияние на положение в сфере занятости и на рынке труда.

Основными детерминантами на рынке труда последних лет являются демографические изменения, связанные с продолжающейся тенденцией снижения численности постоянного населения и роста численности населения трудоспособного возраста. По-прежнему численность экономически активного населения, вследствие роста численности населения трудоспособного возраста, по своей динамике опережает рост занятости.

По данным Краснодарского краевого комитета государственной статистики, на конец 2002 года численность экономически активного населения составляет 2352,4 тыс. человек. Всего во всех сферах трудовой деятельности занято 2122,3 тыс. человек (73 процента от численности трудоспособного населения и более 90 процентов от экономически активного населения), как показывает прогноз, такая же тенденция продолжится и в 2003 - 2004 годах.

Доля лиц трудоспособного возраста в общей численности населения колеблется в пределах 58 - 59 процентов. В силу низкого уровня жизни остается высоким спрос на рабочие места со стороны населения старше трудоспособного возраста.

В целом занятость населения края сохраняется на достаточно высоком уровне. В частном секторе экономики, по оценке 2003 года, работают 1254,6 тыс. человек, или 60 процентов занятых экономической деятельностью граждан, из них в крестьянских и фермерских хозяйствах - 67 тыс. человек, индивидуальным трудом и по найму отдельных граждан заняты 487,6 тыс. человек. Численность работающих в госсекторе составляет 670 тыс. человек.

В отраслях материального производства работает более 70 процентов занятых в экономике.

В январе - декабре 2003 года выбытие работников на крупных и средних предприятиях составило 426 тыс. человек, или 34,8 процента среднесписочной численности, практически осталось на уровне соответствующего периода 2002 года - 426,2 тыс. человек. Большая часть выбывших из организаций - 83,7 процента - увольнялась по собственному желанию, 3,5 процента - в связи с сокращением численности персонала.

Снизились масштабы высвобождения работников, за 2003 год численность уволившихся составила около 15 тыс. человек, или 1,2 процента к среднесписочной численности, против 18,6 тыс. человек, или 1,5 процента за соответствующий период 2002 года.

Продолжается наметившаяся в 2002 году тенденция превышения выбытия над приемом рабочей силы работников крупных и средних предприятий края. За 2003 год принято на работу 401,3 тыс. человек, что на 24,7 тыс. человек больше выбывших.

В 2003 году 16,8 тыс. человек, или 1,4 процента среднесписочной численности, работали неполное рабочее время, на 7 процентов больше предыдущего года. В отпуска по инициативе администрации отправлено 24,1 тыс. человек (2 процента среднесписочной численности). Около 13 тыс. человек, или 56,3 процента, имевших вынужденные отпуска, не получали за период отпуска денежной компенсации.

Численность лиц, не имеющих занятия, но активно ищущих работу и в соответствии с методологией МОТ классифицируемых как безработные, составила в 2002 году 250,1 тыс. человек, по оценке Краснодарского краевого комитета государственной статистики, к концу декабря 2003 года снизилась до 204 тыс. человек. Соответственно уровень общей безработицы снизился с 11 процентов до 9 процентов в 2003 году.

Состояние контролируемого рынка труда в 2003 году характеризуется устойчивым сокращением численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости. С начала 2003 года численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 16,8 процента и составила к концу 2003 года 16,8 тыс. человек. При этом уровень регистрируемой безработицы снизился с 0,9 процента до 0,7 процента. Однако сохраняется значительная межтерриториальная дифференциация уровня регистрируемой безработицы: от 1,8 процента в Новокубанском районе до 0,3 процента в городе Краснодаре.

Если ранее основной причиной сокращения безработицы являлось отсутствие стимулов у отдельных граждан к регистрации в качестве безработных из-за задержки в выплатах пособий, то в настоящее время это связано с увеличением спроса на рабочую силу, ростом занятости в различных отраслях экономики края и активизацией органов службы занятости в трудоустройстве, профессиональном обучении, организации общественных работ и других направлений активной политики занятости.

Основными клиентами органов службы занятости продолжают оставаться лица, которым трудно найти работу самостоятельно, у кого низкая квалификация, малый трудовой стаж, кто не способен справиться с жизненными переменами и профессиональными трудностями.

Специфика безработицы в крае определяется сложившимся уровнем и структурой занятости, обусловленными специализацией и комплексностью хозяйства. Для края характерны значительные объемы сельской безработицы (50,5 процента зарегистрированных безработных), сезонный характер безработицы, связанный с отраслевой структурой экономики края (агропромышленный комплекс, санаторно-курортная сфера). При относительно невысоком уровне безработицы (в 3 раза ниже среднероссийского и в 7 раз ниже среднего по Южному федеральному округу) высокая продолжительность безработицы - 5,2 месяца, практически каждый четвертый безработный, зарегистрированный в службе занятости, имеет продолжительность безработицы более 8 месяцев, в крае значительны объемы женской (75,6 процента) и молодежной (26,3 процента) безработицы.

Ряд негативных тенденций осложняют ситуацию в сфере занятости и на рынке труда края. Остается структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы как в профессионально-квалификационном, так и территориальном разрезе. Сохраняется высокая степень дифференциации различных территорий по уровню безработицы.

В среднем на одного незанятого гражданина, зарегистрированного в службе занятости, приходится 1,6 вакансии, однако следует отметить ряд явлений, которые негативно сказываются на процессе трудоустройства граждан; прежде всего это низкое качество заявленных вакансий: отмечена значительная часть низкооплачиваемых рабочих мест, характеризующихся тяжелыми или вредными условиями труда; встречаются заявки от предприятий, задерживающих выплату заработной платы; вакансии, имеющие ограничения по возрасту.

Анализ банка вакансий показал, что более 20,5 процента вакансий имеют заработную плату ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения в крае, в промышленности такие вакансии составляют 9 процентов, в сельском хозяйстве - 30,8 процента, в здравоохранении, социальном обеспечении, образовании, науке - 52,8 процента.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»