Действующий

Об утверждении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории Краснодарского края (с изменениями на 3 ноября 2023 года)



7.1.2.4. Создание в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов


В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 209-ФЗ в целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается.


При проектировании зон охраны в охотничьих угодьях должны соблюдаться нижеследующие основные принципы.


Принцип экологической емкости и территориальной достаточности. Площадь территории, выделяемой в зону охраны, должна быть достаточной для круглогодичного обитания охраняемых видов фауны с учетом их сезонных и трофических перемещений. Иными словами, территория должна обладать необходимой биологической емкостью и оптимальной площадью.


Учитывая видовой состав охотничьей фауны региона (преимущественно полевая и степная дичь в качестве фоновых видов), минимальной площадью зоны охраны следует считать 1 тыс. га. Выделение под территорию зоны охраны участков меньшего размера нежелательно, так как их биологическая емкость недостаточна.


Площадь зоны охраны должна находиться в прямой зависимости с общей площадью охотничьего угодья. Для угодья площадью в несколько десятков тысяч гектаров зона охраны площадью 1 тыс. га не сможет полноценно обеспечить восстановление воспроизводственного потенциала основных видов охотничьих ресурсов.


Кроме того, при проектировании зон охраны охотничьих ресурсов в общедоступном охотничьем угодье рекомендуется придерживаться требования о выделении в их состав не более 10 процентов от общей площади общедоступного охотничьего угодья, что соответствует положениям пункта 69.1 приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24 июля 2020 г. N 477 "Об утверждении Правил охоты".


Принцип четкого прохождения границ. В связи с тем, что на территории зон охраны устанавливаются различные ограничения природопользования, их границы, как и границы охотничьих угодий, должны проходить по четким, длительное время сохраняющимся ориентирам (реки, ручьи, каналы, дороги и другие). Это позволит облегчить задачу обозначения на местности границ зон охраны информационными знаками, а также минимизировать возможность непреднамеренного нарушения их границ и режима гражданами и юридическими лицами.


Принцип учета качественного состава охотничьих угодий. Создавать зоны охраны необходимо в угодьях, представляющих особую ценность с позиций сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов (в первую очередь видов, наиболее перспективных в хозяйственном отношении).


На территории Краснодарского края в условиях масштабной распашки целинных степей и вовлечения данных территорий в сельхозоборот качественная характеристика среды на таких преобразованных участках снижается для большинства видов фауны. Наиболее ценными для воспроизводства охотничьих ресурсов территориями являются участки, в меньшей степени подвергшиеся антропогенной трансформации: леса, нераспаханные участки со степной травянистой растительностью, прибрежные, пойменные и прочие обильно увлажненные участки, приуроченные к долинам рек, днищам балок и других водных объектов. Следовательно, в современных условиях Краснодарского края именно такие территории и следует отводить под зоны охраны охотничьих ресурсов. Необходимо также учитывать закономерность: биоразнообразие заметно выше на участках, имеющих пограничное расположение между различными элементами среды обитания (лес - степь, степь - водный объект).


Соблюдение данного принципа позволит обеспечить их полноценное функционирование, создать необходимые условия для охраны и воспроизводства охотничьих ресурсов, сохранения среды их обитания.


Принцип создания единой природоохранной системы с существующими особо охраняемыми природными территориями. При проектировании зон охраны в общедоступных охотничьих угодьях необходимо учитывать факт наличия и местоположения различных ООПТ как в контуре границ угодья, так и по смежности границ. Любые ООПТ выполняют значимые природоохранные функции. Их природоохранный потенциал будет реализован более широко в том случае, если проектируемые зоны охраны будут в той или иной степени играть роль буферных зон между границей особо охраняемых природных территорий и охотничьими угодьями, в которых ограничения не установлены. Таким образом, при наличии в границах общедоступного охотничьего угодья какой-либо ООПТ или ее примыкания к границам угодья, оптимально проектировать зону охраны, создавая ее на приграничной с ООПТ территории. Это позволит повысить воспроизводственный и природоохранный потенциал ООПТ и самой зоны охраны (возникает единая природоохранная система).


Обозначение на местности зон охраны специальными информационными знаками (предупредительными аншлагами) является важной информационно-профилактической мерой для соблюдения установленного режима охраны на их территории.