Связь - наиболее динамичная отрасль современной России. Темпы роста отечественного рынка информационно-телекоммуникационных услуг в последние годы выше, чем во многих зарубежных странах. Отрасль связи призвана удовлетворять общественные и личные потребности в высококачественных телекоммуникационных услугах. Отрасль связи является отраслью материального производства и составной частью социальной инфраструктуры.
В создании услуг связи участвуют три фактора материального производства: средства труда, предметы труда, труд работников. К средствам труда, с помощью которых осуществляется процесс передачи информации, относятся оборудование и аппаратура, станционные и линейные сооружения, производственные здания, инструменты и т.д., составляющие основные фонды предприятий связи. Предметами труда в связи являются сообщение, информация, почтовое отправление, которые в процессе ее передачи подвергается пространственному перемещению. Воздействие на предмет труда с помощью средств труда осуществляется работниками связи, деятельность которых в конечном итоге и создает потребительскую стоимость.
Процесс потребления услуг связи аналогичен потреблению продукции (товаров) отраслей материального производства. Если услуга связи используется в производственной сфере, то ее стоимость переносится на стоимость вновь создаваемого товара. Если же услуги связи применяются в непроизводственной сфере или носят личный характер, то вместе с потреблением исчезает их стоимость. Продукция отрасли включается в валовый национальный продукт и валовый национальный доход страны.
Особенности отрасли связи:
продукт, который создает связь, не имеет вещественной формы, нет сырья, нет основных материалов;
широкий спектр предоставляемых услуг;
неравномерность поступления нагрузки во времени (по часам, суткам, дням, неделям, периодам года и т.д.);
повышенное требование к качеству и непрерывности получения услуги;
связь имеет важное стратегическое значение для обеспечения безопасности государства и, как следствие, требует высокого уровня госрегулирования и ограничения участия зарубежных инвесторов;
межрегиональный и межгосударственный характер требуемого доступа к услугам, как следствие, присутствие на рынке связи крупных межрегиональных и федеральных операторов;
отрасль характеризуется устойчивым снижением стоимости услуг на единицу переданной информации, внедрением новых технологий, ростом доли выручки от расширения спектра дополнительных услуг;
дальнейшее расширение базы во многих регионах не приносит дополнительной прибыли;
участие в производственном процессе не только собственных, но и привлеченных фондов;
информация в отрасли связи, как предмет труда, должна подвергаться только пространственному перемещению (всякое другое изменение продукции означает ее искажение, потерю потребительских свойств и потребительской ценности);