Профессионализм гражданских служащих во многом определяет эффективность государственного управления: от уровня профессиональной компетентности зависит качество принимаемых управленческих решений и, как следствие, достижение целей деятельности государственного органа.
Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлена обязанность гражданского служащего поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей, а к функциям кадровых служб отнесена организация профессионального развития гражданских служащих и лиц, состоящих в кадровых резервах органов государственной власти города Севастополя.
Данное направление нашло отражение в Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года. В числе стратегических шагов управленческого характера при развитии политики в сфере государственного управления выделена реализация программы повышения эффективности работы органов исполнительной власти города Севастополя и программ повышения квалификации сотрудников.
Анализ реализации дополнительного профессионального образования в 2014 - 2019 гг. показал, что ежегодно от 30 до 40% гражданских служащих от общей численности гражданских служащих города Севастополя обучаются по программам повышения квалификации. Ежегодно реализуются от 15 до 35 дополнительных профессиональных программ различной направленности, разработанных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации с учетом приоритетных направлений профессионального развития гражданских служащих.
При этом в соответствии с изменениями федерального законодательства в 2017 - 2019 гг. система дополнительного профессионального образования гражданских служащих, действовавшая ранее, претерпела значительные изменения. Дополнительное профессиональное образование стало частью системы профессионального развития гражданских служащих, включающей также иные мероприятия по профессиональному развитию. Определено, что получение гражданскими служащими новых и обновление имеющихся знаний и умений должно осуществляться в течение всего периода прохождения гражданской службы Российской Федерации. Расширены основания для направления гражданских служащих на обучение, введено понятие государственного образовательного сертификата на дополнительное профессиональное образование гражданского служащего и использование единого специализированного информационного ресурса, предназначенного для профессионального развития гражданских служащих.
С учетом вышеизложенного выделены следующие проблемы:
- недостаточный уровень использования форм электронного и дистанционного обучения. Реализация дополнительных профессиональных программ преимущественно в очных формах ограничивает участие гражданских служащих в образовательных программах;
- необходимость формирования устойчивой мотивации гражданских служащих к непрерывному профессиональному развитию. Планирование мероприятий по профессиональному развитию зачастую осуществляется без учета персональных потребностей и интересов гражданского служащего, без проведения соответствующих оценочных мероприятий либо не соответствует исполняемым служебным обязанностям;
- недостаточная эффективность системы подготовки и оценки гражданских служащих, состоящих в кадровых резервах органов государственной власти города Севастополя, а также лиц, состоящих в резерве управленческих кадров города Севастополя, молодежном кадровом резерве города Севастополя;
- действие системы дополнительного профессионального образования распространяется только на гражданских служащих исполнительных органов государственной власти города Севастополя без возможности организации централизованного обучения гражданских служащих всех государственных органов города Севастополя.