ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 декабря 2008 года N 1035-П
О РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ УЧАСТИИ В ДОЛЕВОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ НЕДВИЖИМОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Заслушав и обсудив информацию руководителя Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края о работе по реализации Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о долевом строительстве), Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает положительные тенденции в работе по защите прав граждан, улучшающих свои жилищные условия путем участия в долевом строительстве жилья.
В целях реализации положений Федерального закона о долевом строительстве Управлением по надзору в области долевого строительства Краснодарского края (далее также - управление), начиная с 2007 года, проведено 180 проверок финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций, связанной с привлечением и использованием денежных средств участников долевого строительства на территории Краснодарского края. По результатам указанных проверок вынесено 227 постановлений о назначении административного наказания, информация по 26 проверкам передана в правоохранительные органы.
Сформирована информационная база о застройщиках, ведущих строительство многоквартирных домов в Краснодарском крае. По состоянию на 15 ноября 2008 года в базу данных внесена информация о 640 застройщиках и 977 объектах (многоквартирных жилых домах и иных объектах строительства), в том числе о 462 застройщиках и 733 объектах, разрешение на строительство которых было выдано после вступления в силу Федерального закона о долевом строительстве. Все застройщики информированы Управлением о необходимости работы в рамках Федерального закона о долевом строительстве при привлечении денежных средств граждан.
Управлением осуществляется ежеквартальный анализ отчетности застройщиков, осуществляющих деятельность в области долевого строительства, по обращениям граждан и юридических лиц разъясняются их права, и оказывается соответствующая правовая помощь. При необходимости управление имеет право обращаться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства.
Создана "горячая линия", дающая возможность всем желающим получить интересующую информацию либо юридическую консультацию.
Указанная работа управления позволила привлечь к сотрудничеству строительные организации, осуществляющие строительство многоквартирных жилых домов с привлечением средств населения. Так, если в IV квартале 2006 года только 13 строительных организаций работали в рамках Федерального закона о долевом строительстве, то в IV квартале 2008 года их насчитывается 115.
Целенаправленная работа и судебная практика позволили выявить некоторые схемы привлечения денежных средств граждан, не соответствующие законодательству об участии в долевом строительстве многоквартирных домов. Среди них наиболее распространенными являются:
привлечение денежных средств до государственной регистрации договоров участия в долевом строительстве;
предварительные договоры участия в долевом строительстве;
предварительные договоры купли-продажи недвижимости;
привлечение денежных средств граждан на основании договоров паевого взноса от имени застройщика, причем правоотношения между застройщиком и жилищно-строительным кооперативом регулируются на основании договора поручения.
Выявление противоправных схем привлечения денежных средств граждан способствует предотвращению во многих случаях появления новых "строительных пирамид" и увеличения числа обманутых дольщиков.
Продолжается работа по оказанию помощи гражданам, оказавшимся в числе обманутых участников долевого строительства многоквартирных домов, на которых не распространяется действие Федерального закона о долевом строительстве. В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 июля 2007 года N 648-р "О создании межведомственной комиссии по оказанию содействия в защите прав и законных интересов граждан, пострадавших вследствие неисполнения обязательств по строительству жилых домов на территории Краснодарского края" администрациями муниципальных образований (город Краснодар, город-курорт Анапа, город Новороссийск, город-курорт Сочи, город-курорт Геленджик, город Армавир, город Тихорецк, Крымский район, Темрюкский район, Усть-Лабинский район, Туапсинский район, Туапсинское городское поселение), в которых имеются своевременно незавершенные строительством многоквартирные жилые дома, созданы рабочие группы по разрешению конкретных ситуаций.
В результате предпринимаемых администрациями муниципальных образований мер по оказанию содействия в решении проблем пострадавших граждан-соинвесторов несколько сотен жителей Кубани уже получили свое законное жилье.
И все же проблема обманутых дольщиков на территории Краснодарского края остается по-прежнему актуальной. Зачастую граждане, отдавая предпочтение более доступным (в финансовом плане) предложениям на рынке первичного жилья, необъективно оценивают качество и легитимность предлагаемых услуг, что приводит в дальнейшем к нарушению их конституционных прав и законных интересов. Это свидетельствует о том, что население еще слабо информировано как о работе самого управления, так и о возможных способах защиты своих прав и интересов при участии в долевом строительстве.
На основании изложенного, Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Принять к сведению информацию управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края о ходе реализации на территории Краснодарского края Федерального закона о долевом строительстве.
2. Предложить администрации Краснодарского края:
возложить на управление по надзору в области долевого строительства Краснодарского края функции по профилактике и предупреждению нарушений законодательства о долевом строительстве;
рассмотреть возможности увеличения штата управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края и увеличения объемов финансирования для усиления работы управления по профилактике и предупреждению нарушений законодательства о долевом строительстве, а также для организации широкого информирования населения о законных способах инвестирования в долевое строительство многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обеспечивающих гарантии защиты прав участников долевого строительства;
организовать взаимодействие Управления по надзору в области долевого строительства Краснодарского края с органами архитектуры и градостроительства в муниципальных образованиях и Управлением государственного строительного надзора Краснодарского края по вопросу решения общих задач по профилактике и предотвращению нарушений законных интересов участников долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Краснодарского края;
обеспечить информирование населения через средства массовой информации о себестоимости одного квадратного метра жилья по видам жилищного строительства в разрезе городов и районов Краснодарского края.
3. Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края организовать систематическое информирование населения о застройщиках, представляющих отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления в Краснодарском крае оказывать содействие Управлению по надзору в области долевого строительства Краснодарского края в его деятельности по контролю за реализацией Федерального закона о долевом строительстве.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам экономического развития промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ