ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 января 2010 года N 1744-П
О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "О МЕРАХ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ ПОСТУПЛЕНИЯ НЕНАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В КРАЕВОЙ И КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В 2009 ГОДУ"
Законодательное Собрание Краснодарского края отмечает, что в соответствии с Положением о департаменте имущественных отношений Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, департамент имущественных отношений Краснодарского края обязан во взаимодействии с федеральными и краевыми органами государственной власти, органами местного самоуправления в крае обеспечивать эффективное управление имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, рациональное использование указанного имущества и земельных ресурсов, осуществлять администрирование неналоговых доходов, проводить проверки и принимать меры по привлечению к ответственности лиц, виновных в нецелевом и неэффективном использовании государственной собственности Краснодарского края.
Также законодательством Краснодарского края на департамент имущественных отношений Краснодарского края возложена функция контроля за исполнением государственных полномочий края, переданных органам местного самоуправления в крае, в части распоряжения земельными участками из фонда перераспределения земель государственной собственности Краснодарского края.
Выполняя постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 мая 2009 года N 1312-П "О мерах по увеличению поступления неналоговых доходов в краевой и консолидированный бюджеты Краснодарского края в 2009 году" (далее - постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 мая 2009 года N 1312-П), департамент имущественных отношений Краснодарского края совместно с отраслевыми департаментами Краснодарского края и органами местного самоуправления в крае провел определенную работу по мобилизации неналоговых доходов в краевой и консолидированный бюджеты края от использования имущественного и земельного комплекса. В 2009 году в консолидированный бюджет при запланированных 8827,4 миллиона рублей поступило 9941,7 миллиона рублей, что составляет 112,6 процента к плану. В краевой бюджет при плановом задании 1398,2 миллиона рублей поступило 1558,9 миллиона рублей, или 111,5 процента к плану.
Вместе с тем департамент имущественных отношений Краснодарского края недостаточно эффективно организовал работу по наведению порядка отраслевыми департаментами Краснодарского края и муниципальными образованиями края в использовании имущества и земельных ресурсов, изысканию резервов дополнительных доходов в краевой и консолидированный бюджеты края.
Так, не в полной мере обеспечено выполнение рекомендаций постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 мая 2009 года N 1312-П в части оформления договоров аренды на земельные участки сельскохозяйственного назначения из фонда перераспределения земель Краснодарского края. По состоянию на 1 января 2010 года из 480,7 тысячи гектаров этих земель договоры аренды оформлены только на 357,2 тысячи гектаров, что составляет 74,3 процента от общей площади.
В то же время 123,5 тысячи гектаров земель фонда перераспределения не используется либо в отношении этих земельных участков не оформлены должным образом договоры аренды. Так, в сельскохозяйственном производстве не используется 2796 земельных участков общей площадью 64,1 тысячи гектаров, и по ним не поступают доходы в краевой бюджет, в том числе в Темрюкском районе - 8,8 тысячи гектаров, Успенском районе - 8,0 тысячи гектаров, Щербиновском районе - 6,8 тысячи гектаров, Мостовском районе - 6,3 тысячи гектаров, Ейском районе - 3,9 тысячи гектаров.
При проведении департаментом имущественных отношений Краснодарского края инвентаризации выявлено, что в 22 муниципальных образованиях края заключено 444 договора аренды земельных участков из земель государственной собственности края общей площадью 18,9 тысячи гектаров земель не департаментом имущественных отношений Краснодарского края, а органами местного самоуправления в крае. В результате около 100 миллионов рублей поступает не в краевой, а в местные бюджеты.
В нарушение требований гражданского законодательства с пользователями земель краевого фонда перераспределения общей площадью 52,2 тысячи гектаров вместо договоров аренды заключены кратковременные соглашения. Установлено, что без соответствующих правоустанавливающих документов самовольно используется 135 земельных участков общей площадью 7,2 тысячи гектаров, в том числе в Щербиновском районе - 2443,9 гектара, Курганинском районе - 1161,5 гектара, в городе Анапе - 1979,0 гектара. При этом денежные средства за их использование поступают в консолидированный бюджет.
Все эти нарушения дают возможность отдельным землепользователям уклоняться от внесения арендной платы в доходную часть краевого и консолидированного бюджетов.
По состоянию на 1 января 2010 года задолженность по арендной плате за землю в консолидированный бюджет края составляет 1207,1 миллиона рублей, в том числе безнадежная к взысканию - 458,0 миллиона рублей. Наибольшую задолженность имеют арендаторы земельных участков в городе Краснодаре (457,3 миллиона рублей), городе-курорте Сочи (186,3 миллиона рублей). Кроме того, задолженности имеются в городе-курорте Анапе (80,7 миллиона рублей), городе Армавире (47,3 миллиона рублей), Павловском районе (32,1 миллиона рублей), городе-курорте Геленджике (31,6 миллиона рублей), Апшеронском районе (31,5 миллиона рублей), Северском районе (30,0 миллиона рублей), Лабинском районе (25,9 миллиона рублей), городе Новороссийске (22,9 миллиона рублей), Тимашевском районе (20,4 миллиона рублей), Ейском районе (20,3 миллиона рублей), Динском районе (19,7 миллиона рублей), Мостовском районе (19,4 миллиона рублей), Туапсинском районе (17,7 миллиона рублей), Кущевском районе (16,0 миллиона рублей), Темрюкском районе (13,4 миллиона рублей), Крымском районе (11,6 миллиона рублей), Курганинском районе (11,3 миллиона рублей), Новокубанском районе (8,4 миллиона рублей), Усть-Лабинском районе (8,1 миллиона рублей), Новопокровском районе (7,8 миллиона рублей), Белореченском районе (7,8 миллиона рублей), городе Горячий Ключ (6,6 миллиона рублей), Кавказском районе (6,4 миллиона рублей), Приморско-Ахтарском районе (6,3 миллиона рублей), Калининском районе (6,0 миллиона рублей), Тбилисском районе (5,8 миллиона рублей), Кореновском районе (4,3 миллиона рублей), Успенском районе (4,2 миллиона рублей), Славянском районе (4,2 миллиона рублей), Брюховецком районе (4,1 миллиона рублей), Староминском районе (4,1 миллиона рублей), Каневском районе (3,9 миллиона рублей), Ленинградском районе (3,9 миллиона рублей), Гулькевичском районе (3,8 миллиона рублей), Красноармейском районе (3,2 миллиона рублей), Белоглинском районе (3,0 миллиона рублей), Щербиновском районе (1,9 миллиона рублей).
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края совместно с департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края и органами местного самоуправления в крае недостаточно проводится работа по увеличению арендных платежей за счет использования невостребованных земельных долей. Из имеющихся невостребованных земельных долей площадью 214,13 тысячи гектаров установлены границы земельных участков и поставлены на кадастровый учет 104,05 тысячи гектаров, а в государственную собственность Краснодарского края оформлены только 7,04 тысячи гектаров. Из-за отсутствия финансирования не начато оформление в государственную собственность края земельных долей площадью 110,08 тысячи гектаров.
Неудовлетворительно ведется работа по оформлению земельных долей в Кавказском районе, где невостребованные земельные доли не оформлены в государственную собственность Краснодарского края на площади 1486,7 гектара, городе Горячий Ключ - 1848,4 гектара, Усть-Лабинском районе - 560 гектаров. Подобная ситуация сложилась в Тбилисском и Новокубанском районах.
По оценке Контрольно-счетной палаты Краснодарского края, при условии оформления земельных долей в государственную собственность Краснодарского края и предоставления земельных участков в аренду, краевой бюджет сможет ежегодно дополнительно получать более 150 миллионов рублей.
Низкий уровень подготовки и ответственности кадров в органах местного самоуправления приводит к серьезным издержкам в учете арендных платежей и отчетности по ним. По результатам проведенной департаментом имущественных отношений Краснодарского края инвентаризации 104 тысяч лицевых счетов по учету арендных платежей по договорам аренды, заключенных органами местного самоуправления, выявлено, что почти в каждом третьем случае имеются нарушения.
Так, в 11,3 тысячи случаев установлены занижения поправочных коэффициентов к базовым ставкам арендной платы, в 16,8 тысячи случаев - неправильное применение кодов бюджетной классификации и кодов Общероссийского классификатора объектов административно-территориального деления. Также выявлены 884 случая занижения полноты и несвоевременности начисления и перечисления арендной платы, по результатам исправления указанных нарушений в краевой бюджет доначислено платежей в сумме 24,7 миллиона рублей. Наибольшее количество нарушений установлено в Красноармейском, Курганинском, Отрадненском, Тимашевском, Успенском районах, городах Новороссийске, Сочи.
Департаментом имущественных отношений Краснодарского края совместно с отраслевыми департаментами Краснодарского края не приняты необходимые меры по повышению эффективности деятельности хозяйственных обществ с участием Краснодарского края. Органы исполнительной власти края зачастую не владеют информацией о финансовом состоянии подведомственных унитарных предприятий и хозяйственных обществ с краевым участием, находящихся в различных стадиях банкротства и ликвидации.
По результатам работы за 9 месяцев 2009 года 118 государственных унитарных предприятий (из 185) получили прибыль, 33 государственных унитарных предприятия получили убытки, 19 унитарных предприятий находились в различных стадиях банкротства.
В частности, из 15 унитарных предприятий, находящихся в ведомственном подчинении департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края, по состоянию на 1 октября 2009 года, получили убытки в общей сумме 4455 тысяч рублей 3 предприятия, 8 предприятий находились в различных стадиях банкротства. Из 14 унитарных предприятий, находящихся в ведомственном подчинении департамента по транспорту и связи Краснодарского края, по состоянию на 1 октября 2009 года, получили убытки в общей сумме 6229 тысяч рублей 5 предприятий, 4 предприятия находились в стадии банкротства. Из 10 унитарных предприятий, находящихся в ведомственном подчинении департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, по состоянию на 1 октября 2009 года, получили убытки в общей сумме 25573 тысячи рублей 3 предприятия, 2 предприятия находились в стадии банкротства.
Таким образом, необходимо отметить, что имеющийся в крае значительный имущественный и земельный потенциал используется малоэффективно и недостаточно рационально. Также из года в год снижаются планируемые показатели, что не способствует увеличению поступления неналоговых платежей в краевой и консолидированный бюджеты края. Если в 2008 году от имущественного и земельного комплекса края департамент имущественных отношений Краснодарского края планировал в целом получить в краевой бюджет 1301,3 миллиона рублей, то в 2009 году - 1092,4 миллиона рублей. На 2010 год планируется уже 1024,3 миллиона рублей, а на 2012 год - только 921,8 миллиона рублей, что на 30 процентов ниже уровня 2008 года.
На основании вышеизложенного Законодательное Собрание Краснодарского края постановляет:
1. Работу департамента имущественных отношений Краснодарского края по выполнению постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 мая 2009 года N 1312-П признать недостаточной.
2. Обратить внимание органов местного самоуправления в Краснодарском крае на недостаточную работу в части администрирования уплаты арендной платы за использование земельных участков краевого фонда перераспределения земель и оформления в государственную собственность Краснодарского края земельных участков, образованных в счет невостребованных земельных долей.
3. Департаменту имущественных отношений Краснодарского края в срок до 25 февраля 2010 года представить в комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной и налоговой политике и комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений план мероприятий по погашению задолженности по арендной плате за землю в консолидированный бюджет края в сумме 1207,1 миллиона рублей с указанием конкретных сроков ее погашения по каждому муниципальному образованию Краснодарского края.
4. Департаменту имущественных отношений Краснодарского края в срок до 1 апреля 2010 года представить в комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений информацию о предоставлении земельных участков собственникам гаражей, а также взиманию с них арендной платы (налога) за пользование указанными земельными участками и имущественного налога с капитальных (кирпичных) гаражей в разрезе муниципальных образований Краснодарского края.
5. Рекомендовать департаменту имущественных отношений Краснодарского края, отраслевым департаментам Краснодарского края, органам местного самоуправления в Краснодарском крае, Контрольно-счетной палате Краснодарского края, комитетам Законодательного Собрания Краснодарского края усилить работу по выполнению мероприятий, указанных в постановлении Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 мая 2009 года N 1312-П "О мерах по увеличению поступления неналоговых доходов в краевой и консолидированный бюджеты Краснодарского края в 2009 году".
6. В порядке контроля за ходом выполнения постановления Законодательного Собрания Краснодарского края от 26 мая 2009 года N 1312-П заслушать на пленарном заседании Законодательного Собрания Краснодарского края в июле 2010 года вопрос о результатах работы департамента имущественных отношений Краснодарского края и органов местного самоуправления в Краснодарском крае по увеличению поступления неналоговых доходов в краевой и консолидированный бюджеты Краснодарского края.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по финансово-бюджетной налоговой политике и комитет Законодательного Собрания Краснодарского края по вопросам имущественных и земельных отношений.
Председатель
Законодательного Собрания Краснодарского края
В.А.БЕКЕТОВ