ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2010 года N 2
ОБ УСИЛЕНИИ МЕР ПО БОРЬБЕ С ГРЫЗУНАМИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫХ, ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Я, Главный государственный санитарный врач по Краснодарскому краю Клиндухов В.П., проанализировав эпидемиологическую и эпизоотическую обстановку по природно-очаговым инфекциям и мерам, проводимым по борьбе с грызунами, установил, что работа, направленная на проведение дератизационных мероприятий в крае, проводится в не полном объеме.
На протяжении ряда лет заболеваемость лептоспирозом в Краснодарском крае остается выше российских показателей. В 2009 году показатель заболеваемости на 100 тысяч населения составил 1,39 (71 случай), что на 76,2% выше, чем по России (0,33) или в 4,2 раза и в 1,97 раза выше уровня аналогичного периода 2008 г. (36 случаев, и.п. 0,71). Единичные случаи заболеваемости зарегистрированы на 22 территориях края. Основным источником лептоспирозной инфекции в крае являются мышевидные грызуны.
В истекшем году отмечена активизация природных очагов геморрагической лихорадки с почечным синдромом в Причерноморской и предгорной зонах края, в которых основную роль в распространении инфекции играют грызуны лесного комплекса. В 2009 году заболеваемость составила 23 человека, и.п. 0,45 (3 случая за 2008 г., и.п. 0,06) в г.г. Сочи (11), Краснодаре (2), Геленджике (1), районах Мостовском (2), Апшеронском (2), Анапском (1), Крымском (1), Тимашевском (1) и Туапсинском (2). Большая часть заболевших являются работниками, работа которых связана с пребыванием в лесу, остальные же заразились во время отдыха в лесу или во время пребывания на дачных участках в лесной зоне.
В последние годы отмечается активизация природных очагов туляремии. В 2009 году выделены три культуры возбудителя туляремии F.tularensis из воды тупикового канала в окрестностях с. Туркино (на границе с г. Новороссийском). Зарегистрирован 1 случай заболевания туляремией в г. Анапа. При серологическом исследовании грызунов, отловленных на территории края, обнаружены антитела к возбудителю туляремии. Положительные серологические результаты получены от обыкновенных полевок, домовых и малых лесных мышей, отловленных при эпизоотологическом обследовании по эпидпоказаниям в с. Юровка, и п. Цибанобалка.
Отмечается заболеваемость иерсиниозом. В 2009 году зарегистрировано 59 случаев (и.п. 1,16), 113 - за аналогичный период прошлого года (и.п. 2.22).
Одной из причин сложившейся ситуации в крае является рост численности синантропных грызунов - крыс и мышей, являющихся резервуарами и переносчиками инфекционных заболеваний.
Важной причиной роста количества грызунов является отсутствие системной работы по регулированию их численности на объектах жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, пищевой промышленности, учреждений здравоохранения, образования и др.
Нерегулярно или совсем не проводятся истребительные мероприятия, не соблюдается кратность проведения работ, даже на эпидемиологически значимых объектах.
Не соблюдалась кратность обработок по дератизации на эпидемиологически значимых объектах в г. Армавир (7,5 в год), Староминском (8,6), Калининском (6,9), Выселковском (5,1), Крыловском (3,0) районах, вместо 12 раз в год.
Низкий охват дератизацией эпидемиологически значимых объектов, в том числе лечебно-профилактических, в районах Ейском (40,0%), Щербиновском (2,0), Тихорецком (21,0), Кущевском (17,0), Тбилисском (11,7), Успенском (9,4), Новопокровском (5,2%), Белоглинском (20,0%), Усть-Лабинском (26,1), г. Армавире (57,3), Каневском (65,0).
Не выделяются финансовые средства на проведение дезинфекционных мероприятий на объектах бюджетной сферы (лечебно-профилактические, детские и подростковые образовательные учреждения) в г.г. Новороссийске, Сочи, Армавире, Тихорецком, Белоглинском, Новопокровском и др. районах.
Практически разрушена система проведения мероприятий в жилом фонде населенных пунктов. В течение 3-х последних лет дератизация управляющими кампаниями проводится только в подвальных помещениях жилых домов с кратностью один-два раза в год или по заявке. Почти в половине домовладений дератизация не проводится совсем.
Все это порождает обоснованные жалобы населения на заселение грызунами квартир и помещений общего пользования (многоквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, чердаки, мусорокамеры, придомовые территории и др.).
На территориях муниципальных образований не определены перечни объектов особого эпидемиологического значения <*> (включая жилищный фонд), на которых обязательно систематическое проведение дератизационных мероприятий.
Объемы работ по дератизации в 2009 году снизились на 10,5% или на 3,3 млн. кв. м по сравнению с 2008 годом (28,1 млн. кв. м и 31,4 млн. кв. м соответственно).
Значительно сократились объемы работ в г.г. Горячий Ключ в 4,6 раза, Армавир в 3,0 раза, Анапа в 2,5 раза, Новороссийск на 14,2%, Краснодар на 13,0%, Геленджик на 11,8%, в районах: Павловском в 2,4 раза, Каневском на 17,0%.
Дератизационные работы в открытых стациях в 2009 г. были проведены на 22 территориях населенных пунктов, в 2008 г. - на 18. Всего обработано 1810 га, что на 6,9% больше, чем в 2008 г. (1692,0) га. Снижены на 45,7% обработки открытых стаций от грызунов в природных очагах инфекций (бешенство, туляремия, ГЛПС). Обработано 41,2 га, в 2008 г. - 76 га.
Неудовлетворительно осуществляются мероприятия по повышению защищенности объектов, по обеспечению их грызунонепроницаемости, включая комплекс технических, ремонтно-строительных мероприятий, по оборудованию охранно-защитными дератизационными системами.
Ежегодно регистрируются случаи укусов людей грызунами. За 2009 г. зарегистрировано 194 случая укусов людей дикими грызунами и 127 - домовыми. В 2008 г. зарегистрировано 79 случаев укусов людей мышами и крысами.
Все это указывает на актуальность решения вопроса по организации и проведению дератизационных мероприятий в населенных пунктах края.
Наряду с риском распространения инфекционных болезней, грызуны наносят значительный экономический ущерб, связанный с уничтожением и порчей значительного количества сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, повреждением электрических коммуникаций, систем связи, оборудования, инвентаря.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, своевременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний природно-очаговыми инфекциями на территории Краснодарского края, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.04.1999, N 14, ст. 1650), постановляю:
1. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края:
1.1. Потребовать от руководителей учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности, провести комплекс санитарно-технических и ремонтно-строительных мероприятий с целью обеспечения грызунонепроницаемости, проведение санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение должного санитарного состояния объектов и прилегающих территорий.
1.2. Принять меры по ликвидации несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов.
1.3. Ежегодно в бюджетах городов и районов края предусматривать финансовые средства на проведение дератизационных и дезинсекционных мероприятий на объектах бюджетной сферы.
1.4. Рассмотреть до 1 июня 2010 года на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы организации и проведения комплекса дератизационных мероприятий.
1.5. Разработать и утвердить региональные программы борьбы с грызунами и профилактики природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний на 2010 - 2012 г. г., особо обратив внимание на:
- проведение сплошной ежегодной двукратной дератизации всех объектов, независимо от их правовой формы собственности (весной и осенью);
- меры по санитарной очистке территории населенных пунктов и объектов различного назначения, по обеспечению сбора, хранения, удаления, переработке бытовых отходов, утилизации биологических отходов;
- мероприятия по предупреждению распространения природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний;
- меры по обеспечению грызунонепроницаемости объектов, включая комплекс технических, ремонтно-строительных мероприятий;
- оснащение объектов охранно-защитными дератизационными системами различного типа;
- определение перечня объектов особого эпидемиологического значения <*> (включая жилищный фонд), на которых обязательно систематическое проведение дератизационных мероприятий для каждого муниципального образования.
1.6. Ежегодно рассматривать на заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии вопросы о мерах по профилактике природно-очаговых инфекций и реализации региональные программы борьбы с грызунами.
2. Руководителям учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности.
2.1. Обеспечить систематическое проведение дезинсекционных и дератизационных работ, уделив особое внимание объектам животноводства и птицеводства, зернохранилищам, рынкам продовольственной и непродовольственной торговли, предприятиям пищевой промышленности, общественного питания и торговли, лечебно-профилактическим учреждениям, детским дошкольным и школьным учреждениям, учреждениям социальной сферы и объектами жилищно-коммунального хозяйства и др.
2.2. Своевременно проводить комплекс санитарно-технических и ремонтно-строительных мероприятий с целью обеспечения защиты объектов от проникновения грызунов, в том числе с установкой и использованием отпугивающих устройств - электрических охранно-защитных дератизационных системы, ультразвуковых приборов.
2.3. Исключить возможность проникновения грызунов в свободное пространство при установке декоративных панелей, отделки стен гипсокартонными плитами и другими материалами, монтаже подвесных потолков.
2.4. Установить металлические сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды.
2.5. Провести своевременный ремонт отмосток, дверных, оконных проемов, мест прохождения коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях.
2.6. Использовать для хранения пищевых и бытовых отходов плотно закрывающиеся емкости и обеспечить их регулярную очистку.
2.7. Обеспечить ежеквартальное определение численности мышевидных грызунов во всех основных и вспомогательных помещениях.
3. Руководителям предприятий, занимающихся дезинфекционной деятельностью:
3.1. Проводить ежемесячное обследования объектов и прилегающих к ним территорий с целью выявления грызунов, определения их численности до начала и после проведения дератизационных работ, с использованием - контрольно-следовых площадок, выявление санитарно-технических и санитарно-гигиенических дефектов в заселенных грызунами объектах.
3.2. Проводить определение относительного учета численности и видового состава грызунов на объектах с применением орудий механического лова.
3.3. Проводить учет эффективности выполненных работ.
4. Главному врачу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае":
4.1. Обеспечить ежегодно проведение весенне-осеннего учета численности мышевидных грызунов в природных биотопах с определением численности, видового состава и их инфицированности.
4.2. Проводить изучение эпидемиологической и эпизоотологической ситуации по природно-очаговым инфекциям с ежеквартальным представлением в Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю анализа заболеваемости.
5. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю:
5.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением комплекса дератизационных мероприятий на объектах, а также за природными очагами ГЛПС, туляремии, лептоспироза.
5.2. В соответствии с планами работы проверять соблюдение требований санитарного законодательства организациями, осуществляющими проведение дератизационных работ, обратив особое внимание на наличие в них подготовленного персонала, специального оборудования и аппаратуры; соблюдение условий хранения и использования средств дератизации.
5.3. Обеспечить организационно-методическую помощь организациям в подготовке и проведении комплексных дератизационных мероприятий.
5.4. В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий на эпидемиологически значимых объектах, при выявлении заселенности грызунами, превышающей эпидемиологически приемлемый показатель более 1,0 особи на 1000 м2 принимать меры административного воздействия в соответствии с КоАП РФ.
5.5. Регулярно информировать население о санитарном состоянии объектов и территорий населенных пунктов, мерах по борьбе с грызунами, а также по вопросам профилактики природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний.
5.6. О ходе выполнения настоящего постановления доложить к 15 ноября 2010 года и в последующем с годовым отчетом.
6. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.
Главный государственный санитарный врач
по Краснодарскому краю
В.П.КЛИНДУХОВ
(Письмо Роспотребнадзора от 08.09.2006 N 0100/96-73-06-32)
- железнодорожные, автовокзалы, аэропорты, морские и речные порты, а также транспорт: воздушный, водный (морской, речной), железнодорожный, автомобильный;
- жилищный фонд, общежития, гостиницы;
- объекты коммунально-бытового обслуживания населения, в том числе кладбища;
- предприятия по сбору, транспортировке, переработке и утилизации мусора и отходов;
- продовольственные и непродовольственные рынки;
- предприятия водоснабжения и канализации;
- лечебно-профилактические учреждения;
- детские и подростковые учреждения (детские сады, учреждения для детей и сирот, школы-интернаты, специальные учреждения дополнительного образования, высшие и средние учебные заведения, профессионально-технические училища, детские оздоровительные учреждения и учреждения отдыха);
- предприятия по пищевой и перерабатывающей промышленности;
- предприятия по переработке косметики, парфюмерии;
- предприятия общественного питания;
- склады временного хранения и таможенные терминалы;
- территории населенных пунктов, природные очаги инфекционных болезней человека;
- животноводческие и птицеводческие хозяйства;
- объекты хранения и переработки зерна, крупы;
- объекты массового сосредоточения людей;
- объекты, имеющие сложные, протяженные коммуникации;
- другие объекты.