ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 апреля 2010 года N 2

ОБ УСИЛЕНИИ МЕР ПО БОРЬБЕ С ГРЫЗУНАМИ И ПРОФИЛАКТИКЕ ПРИРОДНО-ОЧАГОВЫХ, ОСОБО ОПАСНЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Я, Главный государственный санитарный врач по Краснодарскому краю Клиндухов В.П., проанализировав эпидемиологическую и эпизоотическую обстановку по природно-очаговым инфекциям и мерам, проводимым по борьбе с грызунами, установил, что работа, направленная на проведение дератизационных мероприятий в крае, проводится в не полном объеме.

На протяжении ряда лет заболеваемость лептоспирозом в Краснодарском крае остается выше российских показателей. В 2009 году показатель заболеваемости на 100 тысяч населения составил 1,39 (71 случай), что на 76,2% выше, чем по России (0,33) или в 4,2 раза и в 1,97 раза выше уровня аналогичного периода 2008 г. (36 случаев, и.п. 0,71). Единичные случаи заболеваемости зарегистрированы на 22 территориях края. Основным источником лептоспирозной инфекции в крае являются мышевидные грызуны.

В истекшем году отмечена активизация природных очагов геморрагической лихорадки с почечным синдромом в Причерноморской и предгорной зонах края, в которых основную роль в распространении инфекции играют грызуны лесного комплекса. В 2009 году заболеваемость составила 23 человека, и.п. 0,45 (3 случая за 2008 г., и.п. 0,06) в г.г. Сочи (11), Краснодаре (2), Геленджике (1), районах Мостовском (2), Апшеронском (2), Анапском (1), Крымском (1), Тимашевском (1) и Туапсинском (2). Большая часть заболевших являются работниками, работа которых связана с пребыванием в лесу, остальные же заразились во время отдыха в лесу или во время пребывания на дачных участках в лесной зоне.

В последние годы отмечается активизация природных очагов туляремии. В 2009 году выделены три культуры возбудителя туляремии F.tularensis из воды тупикового канала в окрестностях с. Туркино (на границе с г. Новороссийском). Зарегистрирован 1 случай заболевания туляремией в г. Анапа. При серологическом исследовании грызунов, отловленных на территории края, обнаружены антитела к возбудителю туляремии. Положительные серологические результаты получены от обыкновенных полевок, домовых и малых лесных мышей, отловленных при эпизоотологическом обследовании по эпидпоказаниям в с. Юровка, и п. Цибанобалка.

Отмечается заболеваемость иерсиниозом. В 2009 году зарегистрировано 59 случаев (и.п. 1,16), 113 - за аналогичный период прошлого года (и.п. 2.22).

Одной из причин сложившейся ситуации в крае является рост численности синантропных грызунов - крыс и мышей, являющихся резервуарами и переносчиками инфекционных заболеваний.

Важной причиной роста количества грызунов является отсутствие системной работы по регулированию их численности на объектах жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, пищевой промышленности, учреждений здравоохранения, образования и др.

Нерегулярно или совсем не проводятся истребительные мероприятия, не соблюдается кратность проведения работ, даже на эпидемиологически значимых объектах.

Не соблюдалась кратность обработок по дератизации на эпидемиологически значимых объектах в г. Армавир (7,5 в год), Староминском (8,6), Калининском (6,9), Выселковском (5,1), Крыловском (3,0) районах, вместо 12 раз в год.

Низкий охват дератизацией эпидемиологически значимых объектов, в том числе лечебно-профилактических, в районах Ейском (40,0%), Щербиновском (2,0), Тихорецком (21,0), Кущевском (17,0), Тбилисском (11,7), Успенском (9,4), Новопокровском (5,2%), Белоглинском (20,0%), Усть-Лабинском (26,1), г. Армавире (57,3), Каневском (65,0).

Не выделяются финансовые средства на проведение дезинфекционных мероприятий на объектах бюджетной сферы (лечебно-профилактические, детские и подростковые образовательные учреждения) в г.г. Новороссийске, Сочи, Армавире, Тихорецком, Белоглинском, Новопокровском и др. районах.

Практически разрушена система проведения мероприятий в жилом фонде населенных пунктов. В течение 3-х последних лет дератизация управляющими кампаниями проводится только в подвальных помещениях жилых домов с кратностью один-два раза в год или по заявке. Почти в половине домовладений дератизация не проводится совсем.

Все это порождает обоснованные жалобы населения на заселение грызунами квартир и помещений общего пользования (многоквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, чердаки, мусорокамеры, придомовые территории и др.).

На территориях муниципальных образований не определены перечни объектов особого эпидемиологического значения <*> (включая жилищный фонд), на которых обязательно систематическое проведение дератизационных мероприятий.

Объемы работ по дератизации в 2009 году снизились на 10,5% или на 3,3 млн. кв. м по сравнению с 2008 годом (28,1 млн. кв. м и 31,4 млн. кв. м соответственно).

Значительно сократились объемы работ в г.г. Горячий Ключ в 4,6 раза, Армавир в 3,0 раза, Анапа в 2,5 раза, Новороссийск на 14,2%, Краснодар на 13,0%, Геленджик на 11,8%, в районах: Павловском в 2,4 раза, Каневском на 17,0%.

Дератизационные работы в открытых стациях в 2009 г. были проведены на 22 территориях населенных пунктов, в 2008 г. - на 18. Всего обработано 1810 га, что на 6,9% больше, чем в 2008 г. (1692,0) га. Снижены на 45,7% обработки открытых стаций от грызунов в природных очагах инфекций (бешенство, туляремия, ГЛПС). Обработано 41,2 га, в 2008 г. - 76 га.

Неудовлетворительно осуществляются мероприятия по повышению защищенности объектов, по обеспечению их грызунонепроницаемости, включая комплекс технических, ремонтно-строительных мероприятий, по оборудованию охранно-защитными дератизационными системами.

Ежегодно регистрируются случаи укусов людей грызунами. За 2009 г. зарегистрировано 194 случая укусов людей дикими грызунами и 127 - домовыми. В 2008 г. зарегистрировано 79 случаев укусов людей мышами и крысами.

Все это указывает на актуальность решения вопроса по организации и проведению дератизационных мероприятий в населенных пунктах края.

Наряду с риском распространения инфекционных болезней, грызуны наносят значительный экономический ущерб, связанный с уничтожением и порчей значительного количества сельскохозяйственной продукции и продуктов питания, повреждением электрических коммуникаций, систем связи, оборудования, инвентаря.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, своевременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний природно-очаговыми инфекциями на территории Краснодарского края, руководствуясь Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 05.04.1999, N 14, ст. 1650), постановляю:

1. Рекомендовать главам муниципальных образований Краснодарского края:

1.1. Потребовать от руководителей учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности, провести комплекс санитарно-технических и ремонтно-строительных мероприятий с целью обеспечения грызунонепроницаемости, проведение санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение должного санитарного состояния объектов и прилегающих территорий.

1.2. Принять меры по ликвидации несанкционированных свалок мусора и бытовых отходов.

1.3. Ежегодно в бюджетах городов и районов края предусматривать финансовые средства на проведение дератизационных и дезинсекционных мероприятий на объектах бюджетной сферы.

1.4. Рассмотреть до 1 июня 2010 года на заседаниях санитарно-противоэпидемических комиссий вопросы организации и проведения комплекса дератизационных мероприятий.

1.5. Разработать и утвердить региональные программы борьбы с грызунами и профилактики природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний на 2010 - 2012 г. г., особо обратив внимание на:

- проведение сплошной ежегодной двукратной дератизации всех объектов, независимо от их правовой формы собственности (весной и осенью);

- меры по санитарной очистке территории населенных пунктов и объектов различного назначения, по обеспечению сбора, хранения, удаления, переработке бытовых отходов, утилизации биологических отходов;

- мероприятия по предупреждению распространения природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний;

- меры по обеспечению грызунонепроницаемости объектов, включая комплекс технических, ремонтно-строительных мероприятий;

- оснащение объектов охранно-защитными дератизационными системами различного типа;

- определение перечня объектов особого эпидемиологического значения <*> (включая жилищный фонд), на которых обязательно систематическое проведение дератизационных мероприятий для каждого муниципального образования.

1.6. Ежегодно рассматривать на заседаниях санитарно-противоэпидемической комиссии вопросы о мерах по профилактике природно-очаговых инфекций и реализации региональные программы борьбы с грызунами.

2. Руководителям учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности.

2.1. Обеспечить систематическое проведение дезинсекционных и дератизационных работ, уделив особое внимание объектам животноводства и птицеводства, зернохранилищам, рынкам продовольственной и непродовольственной торговли, предприятиям пищевой промышленности, общественного питания и торговли, лечебно-профилактическим учреждениям, детским дошкольным и школьным учреждениям, учреждениям социальной сферы и объектами жилищно-коммунального хозяйства и др.

2.2. Своевременно проводить комплекс санитарно-технических и ремонтно-строительных мероприятий с целью обеспечения защиты объектов от проникновения грызунов, в том числе с установкой и использованием отпугивающих устройств - электрических охранно-защитных дератизационных системы, ультразвуковых приборов.

2.3. Исключить возможность проникновения грызунов в свободное пространство при установке декоративных панелей, отделки стен гипсокартонными плитами и другими материалами, монтаже подвесных потолков.

2.4. Установить металлические сетки (решетки) в местах выхода вентиляционных отверстий, стока воды.

2.5. Провести своевременный ремонт отмосток, дверных, оконных проемов, мест прохождения коммуникаций в перекрытиях, стенах, ограждениях.

2.6. Использовать для хранения пищевых и бытовых отходов плотно закрывающиеся емкости и обеспечить их регулярную очистку.

2.7. Обеспечить ежеквартальное определение численности мышевидных грызунов во всех основных и вспомогательных помещениях.

3. Руководителям предприятий, занимающихся дезинфекционной деятельностью:

3.1. Проводить ежемесячное обследования объектов и прилегающих к ним территорий с целью выявления грызунов, определения их численности до начала и после проведения дератизационных работ, с использованием - контрольно-следовых площадок, выявление санитарно-технических и санитарно-гигиенических дефектов в заселенных грызунами объектах.

3.2. Проводить определение относительного учета численности и видового состава грызунов на объектах с применением орудий механического лова.

3.3. Проводить учет эффективности выполненных работ.

4. Главному врачу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае":

4.1. Обеспечить ежегодно проведение весенне-осеннего учета численности мышевидных грызунов в природных биотопах с определением численности, видового состава и их инфицированности.

4.2. Проводить изучение эпидемиологической и эпизоотологической ситуации по природно-очаговым инфекциям с ежеквартальным представлением в Управление Роспотребнадзора по Краснодарскому краю анализа заболеваемости.

5. Начальникам территориальных отделов Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю:

5.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением комплекса дератизационных мероприятий на объектах, а также за природными очагами ГЛПС, туляремии, лептоспироза.

5.2. В соответствии с планами работы проверять соблюдение требований санитарного законодательства организациями, осуществляющими проведение дератизационных работ, обратив особое внимание на наличие в них подготовленного персонала, специального оборудования и аппаратуры; соблюдение условий хранения и использования средств дератизации.

5.3. Обеспечить организационно-методическую помощь организациям в подготовке и проведении комплексных дератизационных мероприятий.

5.4. В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий на эпидемиологически значимых объектах, при выявлении заселенности грызунами, превышающей эпидемиологически приемлемый показатель более 1,0 особи на 1000 м2 принимать меры административного воздействия в соответствии с КоАП РФ.

5.5. Регулярно информировать население о санитарном состоянии объектов и территорий населенных пунктов, мерах по борьбе с грызунами, а также по вопросам профилактики природно-очаговых, особо опасных зоонозных инфекционных заболеваний.

5.6. О ходе выполнения настоящего постановления доложить к 15 ноября 2010 года и в последующем с годовым отчетом.

6. Контроль исполнения настоящего постановления оставляю за собой.

Главный государственный санитарный врач
по Краснодарскому краю
В.П.КЛИНДУХОВ


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ОБЪЕКТОВ, НА КОТОРЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНО СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРОВЕДЕНИЕ ДЕРАТИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ!

(Письмо Роспотребнадзора от 08.09.2006 N 0100/96-73-06-32)


- железнодорожные, автовокзалы, аэропорты, морские и речные порты, а также транспорт: воздушный, водный (морской, речной), железнодорожный, автомобильный;

- жилищный фонд, общежития, гостиницы;

- объекты коммунально-бытового обслуживания населения, в том числе кладбища;

- предприятия по сбору, транспортировке, переработке и утилизации мусора и отходов;

- продовольственные и непродовольственные рынки;

- предприятия водоснабжения и канализации;

- лечебно-профилактические учреждения;

- детские и подростковые учреждения (детские сады, учреждения для детей и сирот, школы-интернаты, специальные учреждения дополнительного образования, высшие и средние учебные заведения, профессионально-технические училища, детские оздоровительные учреждения и учреждения отдыха);

- предприятия по пищевой и перерабатывающей промышленности;

- предприятия по переработке косметики, парфюмерии;

- предприятия общественного питания;

- склады временного хранения и таможенные терминалы;

- территории населенных пунктов, природные очаги инфекционных болезней человека;

- животноводческие и птицеводческие хозяйства;

- объекты хранения и переработки зерна, крупы;

- объекты массового сосредоточения людей;

- объекты, имеющие сложные, протяженные коммуникации;

     - другие объекты.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»