На начальном этапе своего формирования кубанское казачество представляло общность, состоящую из двух этнических групп.
Основу первой этнической группы составляли запорожские казаки и малороссийские казаки Полтавской, Черниговской, Харьковской и других губерний, которые представляли различные локальные варианты украинской традиции.
Основу второй этнической группы составляли донские, екатеринославские, хоперские казаки, а также выходцы, в том числе однодворцы из Курской, Воронежской, Новгород-Северской, Черниговской, Полтавской и других губерний.
В этническом отношении Черноморское войско выглядело более однородным, Линейное - более пестрым при доминировании локальных вариантов южнорусской традиции.
Генетическое родство русской и украинской традиции, обитание в границах одной территории, чересполосное и смешанное расселение, принадлежность к одной и той же военной системе, боевые, экономические и взаимобрачные контакты явились средой и условием быстрых этнообъединительных процессов: взаимной ассимиляции и консолидации.
Во второй половине XIX века в пределах Кубанской области формируется единое этнокультурное пространство. Итогом этих этнообъединительных процессов явилось зарождение нового самосознания и осознания своей общности у черноморцев и линейцев, а также самоназвания - кубанские казаки, кубанцы. Новое самосознание и самоназвание (этноним) - показатели рождения новой этнокультурной социальной общности.