Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ОТНОШЕНИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА


Этническая основа кубанского казачества как этнокультурной социальной общности


На начальном этапе своего формирования кубанское казачество представляло общность, состоящую из двух этнических групп.

Основу первой этнической группы составляли запорожские казаки и малороссийские казаки Полтавской, Черниговской, Харьковской и других губерний, которые представляли различные локальные варианты украинской традиции.

Основу второй этнической группы составляли донские, екатеринославские, хоперские казаки, а также выходцы, в том числе однодворцы из Курской, Воронежской, Новгород-Северской, Черниговской, Полтавской и других губерний.

В этническом отношении Черноморское войско выглядело более однородным, Линейное - более пестрым при доминировании локальных вариантов южнорусской традиции.

Генетическое родство русской и украинской традиции, обитание в границах одной территории, чересполосное и смешанное расселение, принадлежность к одной и той же военной системе, боевые, экономические и взаимобрачные контакты явились средой и условием быстрых этнообъединительных процессов: взаимной ассимиляции и консолидации.

Во второй половине XIX века в пределах Кубанской области формируется единое этнокультурное пространство. Итогом этих этнообъединительных процессов явилось зарождение нового самосознания и осознания своей общности у черноморцев и линейцев, а также самоназвания - кубанские казаки, кубанцы. Новое самосознание и самоназвание (этноним) - показатели рождения новой этнокультурной социальной общности.