Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В ОТНОШЕНИИ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА


      Кубанское казачье войско как этнокультурная социальная форма жизнедеятельности кубанского казачества


Казачества России сыграли чрезвычайно важную роль в ее государственном строительстве. Когда Л.Н. Толстой писал о том, что казаки создали Россию, он понимал, что территориальное расширение Российской империи и охрана ее государственных границ осуществлялись по преимуществу силами казачества. Включение новых восточных, южных и западных земель в состав России создавало условия для их экономического и культурного освоения.

В этом государственном процессе свою предначертанную миссию выполняло и Кубанское казачье войско.

Фактическая история Кубанского казачьего войска начинается с конца XVIII века. По "высочайше Жалованной грамоте" Екатерины II от 30 июня 1792 года на Кубани поселяются казаки Черноморского (часть бывшего Запорожского) войска, занимая правобережье Кубани от ее устья до Усть-Лабинского редута. На севере вершиной этой треугольной территории был Ейский городок.

Строительство войска Черноморского продолжалось и в первой половине XIX века за счет привлечения казаков из Задунайской Сечи, упраздненных Бугского, Азовского, Екатеринославского, Усть-Дунайского войск, а также переселенцев по большинству своему из Полтавской и Харьковской губерний.

Примерно с этого же времени начинается формирование Кавказского линейного казачьего войска, его кубанской части. В 1792 - 1794 годах переселившиеся донские и "волгские" казаки составили Кубанский полк. В 1801 году из екатеринославских, малороссийских казаков, однодворцев был сформирован Кавказский полк.

В 1832 году Линейные полки были объединены в Кавказское линейное казачье войско, которое в 1833 году пополнилось Ставропольским, а в 1841 году - Лабинским полками.

Указом императора Александра II от 19 ноября 1860 года в результате объединения Черноморского казачьего войска и первых шести бригад Кавказского линейного казачьего войска было образовано Кубанское казачье войско.

Кубанское казачье войско, его черноморская и линейная составляющие, защищало национальные интересы как на территории России, так и за ее пределами, принимая непосредственное участие во всех войнах XVIII - XX веков: в персидском и польском походах, Отечественной войне 1812 года, Кавказской, русско-турецких и Крымской войнах, Русско-японской войне, Первой мировой войне и Великой Отечественной войне.

Уже на конец XIX века Кубанское казачье войско в военное время в состоянии было выставлять 33 конных полка, 2 сотни конвоя, кубанский дивизион (2 сотни), 14 четырехсотенных пластунских батальонов, 5 шестиорудийных конных батарей, 7 местных команд и одну сотню милиции в составе 47617 человек и 37895 лошадей.

Численный состав Кубанского казачьего войска в конце XIX века выглядел следующим образом: 952 офицера, 97465 нижних чинов, из них 5382 казака старшего подготовительного разряда, 55817 - строевого разряда, 13602 - запасного разряда и 22664 казака младших возрастов (от десяти до семнадцати лет) - ополчение.

Обращение в начале настоящей исторической справки к истории Кубанского казачьего войска, военной основе не случайно и вполне мотивировано. Все казачьи войска как раннего, так и позднего формирования - это не типичные воинские структуры, а военизированные общества, представляющие собой целостную сбалансированную систему со всеми необходимыми основами: социальной (семья, община, группы по возрастам и интересам, братства), экономической, культурной, политической (институты самоуправления, институты права и власти).

Именно военная основа служила гарантом их автономности и базой для формирования этнокультурной социальной общности.

После включения казачеств в структуру российского общества военная служба являлась основой территориального и социально-экономического строительства и развития казачества. Поэтому государство во все времена старалось применить различные системы жесткого подчинения и контроля над казачьими обществами (войсками), в том числе используя и реестровую систему.

В формировании устойчивой, жизнеспособной этнокультурной социальной общности как системы необходимо выделить несколько ключевых основ, главная из которых - территориальная основа.