Основой культурного пространства кубанского казачества в XIX - начале XX веков являлась восточнославянская традиционная народная культура в виде локальной кубанской казачьей традиции, сформировавшейся в ходе взаимодействия южнорусской и восточноукраинской традиции и в ходе адаптации к местным и этносоциальным условиям. Она представляла собой целостную по составу и функциональным возможностям систему, включающую в себя все основные блоки: материальный, духовный, соционормативный. Особое место в структуре народной культуры занимала мужская воинская субкультура. Ее социализирующая роль проявлялась с рождения человека и до ухода в запас в виде военных знаний и навыков, военно-спортивной подготовки, праздников и ритуалов.
Важную роль в процессе социализации этнокультурной идентификации играли семья, станичная (хуторская) общины, войско (в том числе подготовка к службе, организация скачек и джигитовок, межстаничных детско-подростковых военных маневров и другое). Эту важнейшую функцию также выполняли и профессиональные (Войсковой певческий хор, капеллы бандуристов) и самодеятельные школьные, станичные, полковые хоры и оркестры.
Важную роль в духовном окормлении, просвещении и развитии образования в Кубанской области играла Русская православная церковь. В начале XX века в Кубанской области насчитывалось 363 храма, в них служило 377 священников, 152 дьякона и 366 псаломщиков, действовало девять монастырей, один скит и несколько монастырских подворий.
Церковь и войсковая администрация прилагали усилия для развития образования и просвещения в Кубанской области - в среде казачьего населения.
Вопреки распространенному стереотипу о поголовной безграмотности в конце XIX - начале XX веков в Кубанской области числилось 145 мужских и 11 женских станичных "низших школ", войсковой Мариинский институт, 19 областных средних учебных заведений.
Для продолжения учебы в высших учебных заведениях (в том числе в Санкт-Петербурге, Москве и даже за рубежом) выделялись войсковые стипендии. Так, В 1915 году в университетах было 4 войсковых стипендиата, в высших специальных учебных заведениях - 19, на высших женских курсах - 5, в военных академиях училось 3 человека, военных училищах - 7, военных школах - 101, военно-ремесленных школах - 495 казаков, в средних учебных заведениях обучались 3552 казака.
В конце XIX - начале XX веков в Кубанской области функционировала своя библиотечная сеть, которая включала в себя войсковую, полковые, станичные, монастырские и церковные библиотеки, библиотеки учебных заведений и разного рода научных обществ, в том числе музеев, которых насчитывалось от 5 до 12, а также музея по истории Кубанского казачьего войска (1916 год).
В это же время в Кубанской области в свет выходило несколько десятков газет и журналов, около пяти - семи из которых были сугубо казачьей направленности.