ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 июня 2001 года N 465-П
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Постановляю:
1. Утвердить Концепцию социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года (далее - Концепция) (прилагается).
2. Рабочей группе, образованной в соответствии с Распоряжением от 23.07.99 N 868-р, организовать разработку Программы социально-экономического развития Красноярского края на период до 2010 года (далее - Программа) в соответствии с приоритетами, определенными в Концепции.
3. Контроль за выполнением Постановления оставляю за собой.
4. Постановление вступает в силу со дня подписания.
КОНЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2010 ГОДА
Красноярский край - субъект Российской Федерации, активный участник межрегиональной, внешнеэкономической и международной деятельности. Он действует в правовых рамках, которые определены российским и краевым законодательством, международными договорами.
Занимая особое геополитическое положение, Красноярский край обладает не только уникальными природными особенностями, но и культурно-историческими традициями, что предполагает создание особой системы защиты и реализации его территориальных, в том числе социально-экономических интересов.
Концепция, как система представлений о стратегических целях и задачах края, является первым шагом в формировании государственной идеологии, направленной на обеспечение интересов Красноярского края.
Концепция призвана предложить:
социально-экономические ориентиры и параметры сбалансированного, устойчивого развития и функционирования социально-экономического комплекса Красноярского края;
рекомендации по учету особенностей реформирования и структурной перестройки экономики края в условиях переходного периода, регулирования формирующихся рыночных отношений;
пути и методы достижения основных целей социально-экономического развития края в среднесрочной перспективе при различных вариантах развития социально-экономической ситуации в Российской Федерации;
подходы к укреплению интеграционных межрегиональных и внешнеэкономических связей края;
меры, намечаемые краевыми органами власти и управления по решению важнейших проблем социально-экономического развития края.
Концепция разработана в соответствии с Распоряжением Губернатора Красноярского края от 17.04.2000 N 455-р. Документ создавался гласно и открыто под эгидой общественного движения "Союз красноярцев".
Концепция представляет собой систему принципов, механизмов и мер преодоления кризиса и его последствий, создания предпосылок для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию региона.
Исходные положения Концепции:
В социально-экономическом положении Красноярского края, сложившемся в ходе реформ (1991 - 2000 гг.), преобладают негативные явления, вызванные выбором не лучших вариантов экономических реформ, ошибками и просчетами в социально-экономической политике на федеральном и краевом уровне.
На современном этапе рыночных преобразований, когда созидательный потенциал их низок, преобладают разрушительные тенденции, многие процессы в социально-экономическом развитии края носят неустойчивый, непредсказуемый характер.
Имеющиеся в крае природные ресурсы, производственный, интеллектуальный, трудовой потенциал при рациональном использовании позволят, опираясь в значительной степени на собственные силы, преодолеть состояние глубокого социально-экономического кризиса и создать необходимые предпосылки для подъема экономики, повышения ее эффективности, роста благосостояния всех слоев населения Красноярского края.
Анализ социально-экономических процессов в 1991 - 2000 гг. позволяет определить следующие основные черты социально-экономического положения края:
структурный кризис экономики, усугубляющийся низкой эффективностью производства и неконкурентоспособностью многих видов производимой продукции, отсутствием инвестиций;
слабое развитие рыночной инфраструктуры;
снижение государственного влияния на деятельность предприятий и развитие отраслей экономики;
тяжелое финансовое положение хозяйствующих субъектов;
ухудшение демографической ситуации;
наличие большого числа поселений с единственным градообразующим предприятием и низким уровнем развития социальной сферы;
ухудшающиеся условия для эксплуатации основных природных ресурсов - минерального сырья, лесных ресурсов - в связи с экстенсивным истощительным природопользованием;
высокий уровень преступности, необходимость создания условий и эффективных мер для его снижения, значительный удельный вес теневой экономики и скрытых доходов;
отсутствие системы развития и поддержки среднего и малого бизнеса;
иждивенческая психология большинства даже успешно работающих производств;
медленная адаптация крупных и средних предприятий к рыночным условиям, отсутствие высококвалифицированных руководителей, кадров и современных технологий управления;
рост общей безработицы и увеличение издержек рынка труда.
Основными проблемами региона, требующими скорейшего разрешения, являются:
1. Низкое качество жизни основной массы населения.
2. Сокращение сельскохозяйственного потенциала и надежности продовольственного обеспечения региона.
3. Исчерпание резервов развития топливно-энергетического комплекса и ослабление топливно-энергетической безопасности региона.
4. Неустойчивость налоговой базы бюджета и ее недостаточность для решения задач социально-экономического развития края.
5. Узкий спектр инвестиционной привлекательности сфер деятельности, обусловленный высокой капиталоемкостью крупномасштабных проектов, их низкой конкурентоспособностью в сочетании с плохим инвестиционным климатом.
6. Высокий уровень рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Край обладает необходимыми предпосылками, которые могут стать основой его развития. К ним относятся:
Природно-ресурсные:
топливно-энергетические ресурсы - основа для: развития в регионе энергоемких отраслей промышленности; надежного тепло- и энергоснабжения экономики и социальной сферы края; эффективных поставок энергоресурсов и топлива за пределы региона;
минерально-сырьевые ресурсы - база для создания современного горнопромышленного комплекса;
лесные ресурсы - основа для развития лесопромышленного комплекса с высоким уровнем глубокой переработки древесины;
сельскохозяйственные земли;
водные, рекреационные и биологические ресурсы рек и озер;
уникальные природно-ландшафтные и историко-архитектурные территории и объекты - база для развития внутреннего и международного туризма.
Экономико-географические:
многоотраслевое производство с большим потенциалом неиспользованных мощностей, в том числе переработка природных ресурсов;
сравнительно развитая транспортная и коммуникационная внешнеэкономическая инфраструктура центральных и южных районов края;
значительный потенциал строительной индустрии;
потенциальные возможности сельскохозяйственного производства;
особое географическое положение, позволяющее реализовывать геополитические и оборонные интересы России;
экологическая чистота.
Социальные:
наличие постоянного населения, адаптированного к местным достаточно суровым условиям жизнедеятельности;
наличие собственного трудового потенциала с высоким уровнем образования и культуры;
развитая система общего среднего профессионального и высшего образования и науки;
особая культура, отражающая своеобразие края, многовековой опыт и традиции жизни и деятельности населяющих край народов и народностей;
наличие незначительного, но постоянно увеличивающегося слоя населения, готового к предпринимательской деятельности, адаптированного к условиям формирующейся рыночной экономики.
Институционные:
конституционно определено разграничение предметов ведения между краем и Российской Федерации, краевыми органами государственной власти и органами местного самоуправления;
в результате приватизации, акционирования создана смешанная экономика с преобладанием негосударственного сектора с многообразными организационно-правовыми формами;
заложены основы рыночных институтов и присущих им механизмов;
развивается малый бизнес и предпринимательство;
произошла либерализация экономики и внешнеэкономической деятельности.
Красноярский край, являясь срединным регионом Российской Федерации, имеет исключительно важное значение для страны в качестве точки опоры для развития внутреннего рынка и усиления интеграционных связей.
Вместе с тем уникальность современной ситуации для Красноярского края заключается в том, что территория региона оказалась на "перекрестке" транспортных коридоров и интересов трех крупнейших полюсов роста мировой экономики: Северной Америки, Западной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Это создает благоприятные возможности для укрепления роли края в российской и мировой транспортной системе, расширения внешнеэкономической деятельности региона.
Проводимая в настоящее время в Красноярском крае социально-экономическая политика направлена на защиту краевой экономики и социальной сферы региона от неблагоприятных воздействий рыночной стихии, преодоление кризисных явлений и стабилизацию социально-экономических процессов. Такая политика способна решать лишь текущие задачи, задачи выживания. Ее сохранение в качестве ведущей приведет к одностороннему развитию экономики региона без необходимого научно-технического прогресса, совершенствования техники и технологии производства, роста объемов конкурентоспособной, качественной продукции.
Альтернативой является политика управляемого социально-экономического роста. Она предполагает осуществление принципиально новых направлений, путей и способов решения приоритетных социальных, экономических, технико-технологических, экологических проблем формирования модели устойчивого развития Красноярского края с учетом тенденций мировой цивилизации в XXI веке.
Основной целевой установкой для администрации Красноярского края является повышение благосостояния жителей края, защита их интересов и обеспечение безопасности во всех сферах деятельности.
Повышение уровня и качества жизни основной массы населения необходимо, с одной стороны,
для сохранения "человеческого капитала", демографического, образовательного и культурного потенциала края; создания благоприятной социальной среды для мотивации к труду и предпринимательской деятельности;
с другой стороны -
для экономического оживления, которое невозможно без создания эффективного платежеспособного спроса на массовую потребительскую продукцию местных товаропроизводителей.
В соответствии с этим стратегической целью развития экономики края выступает формирование высокоразвитой социально ориентированной экономики, обеспечивающей достижение устойчивого экономического роста и решение социально-экономических задач в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений и повышения качества жизни населения края.
Для достижения стратегической цели необходимо решение следующих ключевых задач:
обеспечение прогрессивных структурных сдвигов в производстве, межрегиональных и внешнеэкономических связях региона, повышение на этой основе эффективности и конкурентоспособности предприятий;