Информатизация интенсивно развивается во всем мире, поскольку быстро приносит результаты, позволяя более эффективно решать возникающие проблемы на основе достоверной информации. Что особенно важно, информатизация меняет условия управленческого труда, позволяя существенно повысить его эффективность. Помимо повышения оперативности и достоверности используемой информации, последовательное накопление данных позволяет отслеживать и прогнозировать тенденции на управляемой территории, проводить анализ последствий принимаемых решений. Немаловажную роль для контроля, мотивировки действий и оценки качества принимаемых решений играет регулируемая информационная прозрачность принимаемых решений и их обоснованность.
В рамках федеральной целевой программы (далее - ФЦП) "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" Правительство Российской Федерации регулярно осуществляет финансовую поддержку тех регионов, где реально выполняются проекты по информатизации. Причем финансирование осуществляется на паритетной основе - до 50 процентов стоимости проекта.
Таким образом, принятие программы позволит привлечь дополнительные средства из федерального бюджета на финансирование мероприятий по информатизации.
В настоящее время особую актуальность приобретает необходимость создания регулирующего механизма процессов информатизации края, включая создание системно-технологических основ управления процессом информатизации с целью повышения социально-экономической и общественной значимости его результатов для Красноярского края.
В интересах органов государственной власти края наладить информационное обеспечение решения задач управления. Поэтому программа носит интегрирующий межведомственный характер и направлена на создание Единой краевой информационной системы органов государственной власти и местного самоуправления, что составит основу создания информационного пространства края. Объектом информатизации программы являются субъекты управления краем. Под субъектами управления понимаются управления и комитеты администрации края.
В ходе разработки программы установлено, что процессы информатизации на территории края имеют ярко выраженный ведомственный характер. Существующие информационные сети и системы замкнуты на обслуживание узковедомственных производственных задач в рамках отдельного предприятия или ведомства. В области информатизации края имеются следующие негативные тенденции:
общий уровень обеспечения руководителей и специалистов органов управления края средствами информационно-коммуникационных технологий не соответствует современным требованиям; уровень информатизации управления краем отстает от большинства субъектов Российской Федерации, в то же время по уровню информатизации отдельных территориально-отраслевых систем край находится на передовых позициях;
наличие устойчивых ведомственных барьеров приводит к дублированию разработок и неоправданному увеличению расходов бюджетных средств на создание одних и тех же информационных ресурсов, а также программных систем, решающих одни и те же функциональные задачи в разных ведомствах;
не уделяется должного внимания информационной, функциональной и технической совместимости программных продуктов и информационных систем;
не уделяется должного внимания информационной безопасности и защите информации: на основе ведомственных программ информатизации в крае активно развивается сценарий разобщенного процесса информатизации, что не соответствует требованиям Доктрины информационной безопасности Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 года N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)";
отсутствует краевая и муниципальная нормативная правовая база информатизации.
Общекраевые проблемы информатизации могут быть решены только на межведомственном уровне, так как ведомственные программы и проекты по своему назначению не призваны решать общекраевые задачи информатизации. Учитывая геоэкономическую специфику края, неоднородность природных и социально-экономических условий развития муниципальных образований края и сложность самих процессов информатизации, полное решение накопившихся общекраевых проблем информатизации края потребует около 10 лет.
Эта задача может быть решена в рамках последовательной реализации нескольких краевых целевых программ информатизации Красноярского края. Цели, задачи и направления информатизации установлены ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)".
Мировой и российский опыт развития информационных систем показывает, что без участия органов государственной власти создать интегрированное информационное пространство невозможно. Ключевое значение в этой сфере имеют органы государственной власти, организующие процесс информатизации, устанавливающие его основные правила и регламенты, обеспечивающие его правовое регулирование.
Ближайшей задачей органов власти Красноярского края всех уровней, обеспечивающей участие края в ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)", является решение общих краевых проблем ликвидации ведомственной и территориальной разобщенности процессов информатизации, акцентирование внимания на информационно-аналитической поддержке задач управления краем на всех уровнях.
Важнейшим направлением ФЦП "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" является создание Единой государственной системы управления и передачи данных, обслуживающей органы государственной власти и местного самоуправления. ЕГСУПД предусматривает подключение федеральных органов исполнительной власти и бюджетных учреждений федерального подчинения к компьютерным сетям нового поколения. С этой целью необходимо создание регионального сегмента ЕГСУПД, который должен охватывать территорию края и входить в состав сети передачи данных ЕГСУПД Российской Федерации как автономная система с собственным административным управлением. В рамках этой части проекта будут определены технические условия для обмена данными.
Благоприятным фактором развития информатизации в крае является то, что в настоящее время в краевой отрасли информационно-коммуникационных технологий работают более 500 крупных, средних и малых предприятий по разработке, проектированию, серийному производству программного обеспечения и предоставлению информационных услуг.
В рамках реализации настоящей программы предлагается преодолеть негативные тенденции и решить актуальные задачи поддержки управления на всех уровнях за счет координации ведомственных информационных ресурсов и создания Единой краевой информационной системы.
Для этого предлагается в первую очередь обеспечить информационную совместимость ведомственных и территориальных систем, создав единую систему ведения важнейших общекраевых справочников и классификаторов, таких как: справочники территорий, адресов, юридических лиц, бюджетных учреждений и др.
В рамках Единой краевой информационной системы предлагается создать централизованное хранилище важнейших общекраевых информационных ресурсов и регистр ведомственных информационных ресурсов, представляющие информационную основу для обеспечения органов государственной власти актуальной и достоверной информацией.
Основной подсистемой Единой краевой информационной системы должна стать краевая информационно-аналитическая система, которая позволит получать оперативную картину состояния социально-экономического развития края. Система позволит обеспечивать доступ к открытым информационным ресурсам, а также защищенный доступ к служебным данным для специалистов и руководителей краевого уровня.
Наличие в крае высокого научно-технического потенциала и опыта разработки крупных территориальных систем поддержки управления, а также возможность использования опыта передовых регионов позволяют в кратчайшее время создать основные компоненты Единой краевой информационной системы, наладить ее взаимодействие со всеми территориально-ведомственными системами и, таким образом, вывести край на передовые позиции в сфере информатизации.